Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Конспект лекций по дисциплине "Коммерческое право"

Тема 1.

Движение товаров и услуг (товарообмен) представляет собой сложный процесс, регулируемый правовыми нормами, совокупность которых называется коммерческим правом. Это важнейшая правовая сфера на фоне происходящих в экономике России процессов требует в настоящее время коренных реформ. Характерное для 80 - 90 гг. XX в. бурное развитие гражданского и предпринимательского права, связанное с переходом к рыночным отношениям, должно найти достойное продолжение. Именно формирование российского коммерческого (торгового) права призвано сыграть в этом процессе немалую роль.
Для гражданского регулирования и входящего в его предмет регулирования коммерческого (торгового) права характерен особый метод правового регулирования, создающий между его участниками отношения равенства, а не власти и подчинения, как в других отраслях права.
Точное определение предмета правового регулирования является обязательным и необходимым условием для правильного применения правовых норм, поскольку ошибки в правоприменительной практике чаще всего происходят из-за неточностей в определении тех общественных отношений, к которым применяется та или иная норма, и наоборот. Определить предмет коммерческого права - значит выявить сущность и черты опосредуемых им общественных отношений. На наш взгляд, предметом регулирования коммерческого права выступают отношения, возникающие в сфере товарного обращения (коммерческие процессы), связанные с переходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим лицам.
Если отдельное лицо производит или покупает товары и услуги для собственного потребления, то оно является не коммерсантом, а просто потребителем. Даже если субъект продает свою собственность, его действия также не подпадают под понятие «коммерция». Однако, если конкретное лицо производит или покупает товаров больше, чем ему необходимо для собственного потребления, обменивает и продает излишки, то тогда можно сказать, что оно осуществляет коммерцию. Если для предпринимателей выгодой является предпринимательский доход (как правило, в денежной форме), то для потребителей выгоду представляет то благо (товар или услуга), которое наилучшим образом удовлетворяет их потребности.
Коммерция представляет собой деятельность, осуществляемую физическими и юридическими лицами, по извлечению природных и иных благ, производству, купле-продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, построенную на взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Основу коммерции и предпринимательства преимущественно составляет частная собственность. Таким образом, все виды коммерческой и предпринимательской деятельности включают в себя обмен, который осуществляется в форме двухсторонних правоотношений.
Коммерция и предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения и воспроизведения (прямые и обратные связи субъектов хозяйствования), инфраструктурой (биржи, банки, информационные системы, консалтинговые и аудиторские компании, учебные заведения), системой управления (менеджмент), системой изучения поведения контрагентов (маркетинг), системой оценки результатов своей деятельности (деньги). Формируются нормативные, ценностные, ориентирующие регуляторы деловых отношений. Законодатель разграничивает законное и незаконное предпринимательство (ст. 23 ГК РФ, ст. 171, 173 УК РФ). Он также устанавливает правовые нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, меру их взаимной ответственности, экономические рычаги стимулирования, гарантирования, поддержки и защиты легального предпринимательства. Вышеизложенное еще раз подтверждает мысль о том, что коммерческое право имеет свой предмет регулирования, связанный с гражданским правом и включаемый в него.
Тема 2.

Субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Классификация субъектов коммерческого права по функциональным признакам такова:
- производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;
- представители производителей, поставщиков и торговые посредники;
-потребители;
- субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.
Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.
Вторая группа субъектов коммерческого права – представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.
Третья группа субъектов коммерческого права – потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:
- производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
- непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);
- граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.
В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.
Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.
Особенности торговой деятельности юридических лиц также связаны с правоспособностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 49) исходит в основном из установления для коммерческих организаций общей правоспособности. Специальные законы, посвященные регулированию конкретных видов деятельности (банковской, лизинговой, биржевой и т.д.), устанавливают для субъектов этой деятельности, как правило, специальную правоспособность.
Тема 3.

Особенности создания и правового положения народных предприятий определены Законом РФ "Об особенностях правового положения акционер-ных обществ работников (народных предприятий)".
Народное предприятие может быть создано только в результате реорга-низации уже существующей коммерческой организации, кроме государст-венных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, в которых работникам принадлежит менее 49% акций.
Несмотря на то, что народное предприятие является закрытым акционерным обществом, его уставный капитал не может быть меньше 1000 МРОТ на дату регистра-ции, номинальная стоимость одной акции не должна превышать 20% МРОТ на указанную дату, а число акционеров может быть в пределах до 5000 че-ловек.
Работник народного предприятия не может иметь в собственности бо-лее 5% акций общества. В случае превышения указанного размера он обязан продать обществу, а последнее обязано купить излишки акции по их номи-нальной стоимости. В случае увольнения с предприятия работник также обязан продать обществу свои акции, но уже по выкупной стоимости, а об-щество должно выкупить эти акции. Законом устанавливается ответствен-ность общества за выполнение обязательства по выкупу акций - применяет-ся статья 395 ГК РФ. Ответственность работника за исполнение обязатель-ства по продаже акции не установлена.
По требованию кредиторов акционера, если для удовлетворения требо-ваний последнего недостаточно иного имущества должника, общество обя-зано выкупить у него акции и выплатить их выкупную стоимость.
Работник народного предприятия вправе продать только 20 и менее Процентов от принадлежащих ему акций иным работникам предприятия или самому обществу.
Дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год. Действие статьи 75 Закона РФ "Об акционерных обществах" распро-страняется только на тех акционеров, которые не являются работниками Предприятия, в числе которых могут быть и юридические лица.
По некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров реорганизация общества) применяется особый порядок голосования: 1 ак-ционер - 1 голос.
Поскольку закон РФ "Об акционерных обществах" относит к специальному правовому регулированию только особенности создания и правового положения рас-смотренных групп обществ (кроме народных предприятий, о которых в законе ничего не сказано), то во всем остальном, что не урегулировано специальным законодательством, следует руководствоваться общим законом, которым является Закон РФ "Об акционерных обществах".

Тема 4.

Сделки — один из наиболее распространенных юридических фактов. В ст. 153 ГК определяется понятие сделки — это “действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей”. Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:
а) сделка —это всегда волевой акт, т.е. действия людей;
б) это правомерные действия;
в) сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений;
г) сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок.
Классификация сделок на виды производится по различным признакам. Не существует какой-либо единой классифика-ции, охватывающей все возможные виды сделок, поскольку в основу деления сделок на виды положены различные классификационные основания. В связи с этим при характеристике сделок обычно указы-вается видовая принадлежность той или иной сделки одновременно по нескольким группам. Например, купля-продажа —двусторонняя, возмездная, консенсуальная, каузальная сделка. В качестве классифика-ционных оснований выступают и количество сторон в сделке, и момент возникновения прав и обязанностей, и возмездность и т. п.
В зависимости от числа участвующих в сделке сторон сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними. В основу этого деления положено количество лиц, выражение воли которых необходимо и достаточно для совершения сделки. Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (п. 1 ст. 154 ГК РФ). Например, составление завещания, принятие наследства, объявление конкурса не требуют чьего-либо согласия, эти действия совершаются одним лицом.
Договоры подразделяются на односторонние, двух- и много-сторонние, однако это деление следует отличать от одноименного деления сделок. Договоры классифицируются в зависимости от того, какое количество лиц становится обязанным и приобретает права по заключенному договору. Например, договор дарения с точки зрения деления сделок является двухсторонней сделкой, поскольку для ее совершения необходимо выражение воли как дарителя, так и одаряе-мого. Однако с точки зрения деления договоров реальный договор дарения — односторонний договор, поскольку права и обязанности по договору дарения возникают только у одаряемого. Даритель же никаких прав и обязанностей по совершенному договору не несет. Двух- и многосторонние договоры называют взаимными, а односторонние до-говоры —одностороннеобязывающими.
Выделяют также фидуциарные (от лат. fiducia — доверие) сделки, которые имеют доверительный характер. Так, поручение, комиссия, передача имущества в доверительное управление связаны с наличием так называемых лично-доверительных отношений сторон. Особенность фидуциарных сделок состоит в том, что изменение характера взаимо-отношений сторон, утрата их доверительного характера может привести к прекращению отношений в одностороннем порядке. Например, поверенный и доверитель в договоре поручения вправе в любое время отказаться от договора.

Тема 5.

Правовое регулирование кон-куренции в РФ осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Граж-данском кодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: «О конкуренции и ограниче-нии монополистической деятельности на товарных рын-ках», «О естественных монополиях».
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную по-литику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, преду-преждению, ограничению и пресечению монополистической деятельно-сти и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган испол-нительной власти — федеральный антимонопольный орган.
Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основ-ных направлениях. Во-первых, он проводит государственную политику, направлен-ную на демонополизацию экономики Российской Федерации на феде-ральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, раз-витие и эффективное функционирование товарных рынков в их многооб-разных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспе-чивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея-тельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагопри-ятных последствий для развития конкуренции и нормального функциони-рования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Эти направления деятельности взаимосвязаны и перепле-тены в практической повседневной работе федерального антимонопольно-го органа, поскольку меры по борьбе с проявлениями монополизма неиз-бежно приводят к формированию и укреплению конкурентной среды на рынке.
Государственная политика по развитию товарных рынков и конкурен-ции включает множество разнообразных направлений, охватывая все сфе-ры рыночных преобразовании. Проведение федеральным антимонопольным органом данной политики означает, что его деятельность органично включается в общую деятельность государственной власти по переходу к рыночной экономике, исходя из установленного распределения задач, функций и полномочий между различными органами власти. В то же вре-мя предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея-тельности и недобросовестной конкуренции относятся к исключитель-ной компетенции федерального антимонопольного органа и отражают специфику законодательства о конкуренции.
Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появ-ление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хо-зяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей то-варного рынка.
Ограничение монополистической деятельности — процесс формирова-ния и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, огра-ничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъ-ектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимоно-польного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимаю-щих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения ан-тимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фак-тов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимоно-польным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнени-ем решений и предписаний.
Тема 6.

Купля-продажа — один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет.
Договором купли-продажи назы-вается договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обя-зуется уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ).
Договор купли-продажи всегда является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям.
Купля-продажа возмездна: основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наобо-рот. Однако возмездность обязательства не равнозначна его эквивален-тности. Рыночная экономика обеспечивает эквивалентность товарного обращения лишь на макроуровне, что не исключает неравенства встреч-ных предоставлений по отдельным сделкам.
Договор поставки опосредует возмездное пе-ремещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики. Поставка является разновидностыо купли-продажи и иногда называется предпри-нимательской, или торговой, куплей-продажей.
Договором поставки ст. 506 ГК РФ признает такой договор купли - продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор поставки имеет такую же экономическую сущность (возмездная передача товара от одного субъекта к другому) как и договор купли - продажи. ГК РФ определил договор поставки как разновидность договора купли - продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических признаков этих договоров:
они призваны обеспечить переход права собственности (иного вещного права) на имущество;
заключение этих договоров происходит в результате свободного волеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;
они имеют возмездно - эквивалентный характер, где встречным предоставлением являются деньги.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставки товаров применяются не только специальные нормы, но и общие положения о купле - продаже (ст. 454 ГК РФ).
Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли - продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:
передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;
по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Тема 7.

Предприятие представляет собой довольно специфический объект гражданских прав. Предприятием как объек-том прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие ис-ключительные права.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Тем не менее законодатель наряду с правилами о продаже недвижимости счел необхо-димым включить в текст ГК РФ и нормы о продаже предприятий, указав при этом, что правила о продаже недвижимости применяются к продаже предприятий постольку, поскольку иное не предусмотрено нормами о договоре продажи предприятия (ч.2, п. 2 ст. 549 ГК РФ).
Предметом договора продажи предприятия является предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. В этом смысле необходимо выделить две категории прав продавца (собственника предприятия), в отношении которых в ГК РФ предусмотрены два противоположных правила (ч.2, п.п. 2 и 3 ст. 559 ГК РФ). К первой категории относятся права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также принадлежащие на основании лицен-зии права на использование таких средств индивидуализации. Если иное не будет обу-словлено договором продажи предприятия, эти права переходят к покупателю.
Вторую категорию составляют права, полученные продавцом на основании раз-решения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью. Указанные права, на-против, не подлежат передаче покупателю. Исключение могут составить лишь случаи, установленные законом или иными правовыми актами. Причем за неисполнение пере-данных покупателю в составе предприятия обязательств, допущенные из-за отсутствия у покупателя разрешения (лицензии), необходимой для исполнения этих обязательств, продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность.
В договоре продажи предприятия должны быть точно указаны состав и стоимость продаваемого предприятия, которые определяются на основе полной инвентаризации предприятия.
Договор продажи предприятия, как и всякий иной договор продажи недвижимо-сти, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с этого момента.
Самая характерная особенность договора продажи предприятия, выделяющая его в самостоятельный вид договора продажи недвижимости, заключается в том, что про-дажа предприятия во всех случаях сопровождается, с одной стороны, уступкой прав требований продавца покупателю, а с другой переводом на него долгов, что, как из-вестно, требует согласия кредиторов. Поэтому в ГК РФ введены положения, опреде-ляющие особый порядок уведомления кредиторов и получения их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка (ч.2, ст. 562 ГК РФ).
Обязанностью сторон по договору продажи предприятия является письменное уведомление кредиторов по обязательствам, включенным в состав предприятия, до мо-мента передачи покупателю этого предприятия. Объем прав кредиторов и последствия реализации ими своих прав для сторон поставлены в прямую зависимость от исполне-ния продавцом и покупателем обязанности по уведомлению кредиторов о продаже предприятия.

Тема 8.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это деятельность, регули-рующая экономические отношения страны с другими государст-вами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эф-фективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне-экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не прин-ципов внешнеэкономической деятельности государств с плани-руемой из центра экономикой.
Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договорен-ностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обя-зуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие обще-принятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фик-сирующего принципы и правила мировой торг-овли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призва-на противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регули-рованию внешнеэкономической сферы.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех до-говоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель-ности, можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.
Тема 9.

Ценные бумаги - особый объект гражданских прав, представляющий собой документ, который удостоверяет, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В настоящее время ценные бумаги получили широкое распространение в практике российского предпринимательства.
Сами ценные бумаги не имеют какой-то материальной ценности, но воплощают в себе гарантированные права на ценности действительные, фактические: деньги, товары, услуги. Они способны служить средствами платежа, кредита, образования сокровищ, распределения прибыли и т. п.
Заменяя собой реальные товары и деньги, ценные бумаги создают условия для более эффективного финансирования рынка: хранения и обращения товарно-денежных ценностей, быстрого и экономного перехода их от одного собственника к другому.
Рынок ценных бумаг - это сектор экономики, включающий два взаимосвязанных компонента: эмиссию и обращение ценных бумаг. Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативно-правовой базы и системы правоприменения. Поэтому оба компонента при недобросовестном отношении к ним участников рынка, несоблюдении действующих юридических норм, отсутствии жесткого государственного контроля за деятельностью рынка создают возможность причинения крупных материальных потерь владельцам ценных бумаг.
В основе рынка ценных бумаг лежат эмиссионные ценные бумаги. Они бывают в документарной и бездокументарной форме. Документарная - это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценных бумаг или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо (см. ниже). При бездокументарной форме владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
В качестве эмиссионной может выступать любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая одновременно характеризуется следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками (выпуск есть совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии - первичного размещения); имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Типичными примерами эмиссионных ценных бумаг являются акции и облигации.
Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмитентами могут быть юридические лица, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Эмитент от своего имени несет обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (владелец - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве).

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100