Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Конспект лекций по дисциплине "Предпринимательское право"

Тема 1.

Предпринимательское право является комплексной отраслью российского права, что объективно вытекает из характера общественных отношений, составляющих предмет его правового регулирования. Данная отрасль права представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих собственно предпринимательские отношения, а также связанные с ними иные, в том числе и некоммерческие, отношения по государственному регулированию экономических процессов в целях обеспечения публичных интересов общества.
Нормами предпринимательского права регулируются не только отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности (в процессе взаимодействия между ними, горизонтальные отношения), но и между субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными и коллективными), с одной стороны, и государством, в лице его соответствующих органов, с другой стороны, при государственном регулировании экономических отношений в целях обеспечения интересов государства и общества (вертикальные отношения). Вследствие этих особенностей предпринимательское право является комплексной отраслью права.
Предмет предпринимательского права является сложным и включает в себя различные группы общественных отношений (отношения, связанные с экономическим оборотом как неотъемлемой частью предпринимательской деятельности; отношения, возникающие при создании и прекращении деятельности экономических субъектов; отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Предпринимательское право на современном этапе развития российской правовой системы представляет собой комплексную интегрированную отрасль права, совокупность правовых норм, связанных предметным единством, регулирующих на основе диалектического взаимодействия частноправовых и публично-правовых начал отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.
Комплексный интегрированный предмет предпринимательского права предполагает применение адекватных различным аспектам предпринимательских отношений методов. Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения, каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования. В предпринимательском праве используются не один, а несколько методов (юридических режимов) правового регулирования: метод обязательных предписаний, метод автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций.
С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности (определение структуры суммы издержек, которые включаются в себестоимость продукции; обязанность государственной регистрации субъектов предпринимательства; нормы антимонопольного, налогового законодательства и др.). Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.
Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители в процессе предпринимательской деятельности. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.
Тема 2.

Субъекты предпринимательского права - это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность, урегулированную нормами права.
Все возможные субъекты предпринимательского права, объединяемые единым понятием "лица", подразделяются на три группы.
Первая - физические лица, которые, в свою очередь, представлены тремя их разновидностями: граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Вторая - юридические лица. Они могут быть российскими, иностранными и смешанными (совместными). Юридические лица учреждаются и действуют дифференцированно в рамках определенных организационно-правовых форм.
Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Физические и юридические лица могут быть участниками гражданско-правовых отношений в качестве предпринимателей или не обладая этим качеством.
Таким образом, изучение статуса (прав, обязанностей, ответственности) субъекта предпринимательской деятельности предполагает предварительное познание статуса субъекта права и субъекта гражданского права, правовой режим которых полностью распространяется и на субъектов предпринимательской деятельности по известной триаде: общее (субъект права), особенное (субъект предпринимательского права) и отдельное (субъект предпринимательской деятельности).
Другими словами, прежде чем стать субъектом предпринимательского деятельности, лицо является субъектом предпринимательского права.
Таким образом, субъект предпринимательской деятельности - это такой субъект предпринимательского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Ликвидация предпринимательской организации как юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК).
Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации.
Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию).
Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Тема 3.

Предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги и т.д.), занимающееся этой деятельностью систематически, на профессиональной основе, в виде промысла. Критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательской деятельности, являются следующими. Во-первых, такое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, то есть производством, реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться им от своего имени и на постоянной основе (в качестве основного занятия). В третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечение прибыли.
Субъект предпринимательской деятельности должен соответствовать и определенным формальным требованиям. Поскольку предпринимательская деятельность предполагает самостоятельное заключение предпринимателем различных сделок и связана с повышенным риском как для самого предпринимателя, так и для третьих лиц, предприниматель, должен быть полностью дееспособен. Предпринимателями, по общему правилу, не могут быть несовершеннолетние граждане, а также граждане, признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрены и другие ограничения.
Предпринимательская деятельность реализуется в индивидуальной и коллективной формах, посредством образования и без образования юридического лица. В условиях перехода к экономике рыночного типа довольно значительное распространение получила индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица; она является простейшей формой предпринимательства. Индивидуальный предприниматель -это физическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлечения прибыли деятельность по производству и реализации товаров, оказанию услуг и выступающее в гражданском (экономическом обороте) от своего имени.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами признаются организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности; могут быть истцами и ответчиками в суде.
Как субъекты права юридические лица обладают рядом признаков:
- наличие наименования;
- организационное единство (юридическое лицо - это организованный коллектив, осуществляющий производственные, социальные или иные функции и имеющий свою систему органов управления и контроля, наделенных соответствующей компетенцией);
- имущественная обособленность (каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету);
- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам; ответственность других субъектов права, в том числе учредителей, по обязательствам юридических лиц может иметь место лишь в предусмотренных законом или договором случаях)
Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями признаются юридические лица, главной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иные цели, определяемые их уставами.
Тема 4.

Право собственности прежде всего представляет собой юриди-ческий институт — совокупность правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль гражданского права, именуемую вещным правом. Од-нако в институт права собственности включаются не только гражданско-правовые нормы.
Он охватывает все нормы права, закреп-ляющие (признающие), регулирующие и защищающие принад-лежность материальных благ конкретным лицам. К ним, следова-тельно, относятся и определенные предписания публично-право-вого характера, в частности, конституционно-правовые и админи-стративно-правовые нормы и даже некоторые уголовно право-вые правила, устанавливающие принадлежность имущества оп-ределенным лицам, закрепляющие за ними известные возмож-ности его использования и предусматривающие юридические способы охраны прав и интересов собственников.
Иначе говоря, право собственности как юридический институт представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотрасле-вой) институт права, в котором, однако, преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы.
Как субъективное право право собственности есть возмож-ность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу.
С этой точки зрения оно представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю — собственнику и только ему определять характер и направления использования принадлежа-щего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство.
В п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ указаны три правомочия собствен-ника - владение, пользование и рас-поряжение.
Субъектами права государственной соб-ственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федера-ции — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации).
Содержание права государственной собственности не отлича-ется от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи и особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект Российской Федерации в законодательном порядке сами устанав-ливают для себя правила поведения как собственника. Часто орган государственной власти одновременно является субъ-ектом законодательства и представителем собственника иму-щества.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закреп-ленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (гл. 19 ГК РФ); б) средства соответствующего местного бюджета и иное-имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответст-вующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципаль-ной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в федеральную собственность возмож-на только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Тема 5.

Общие положения о банкротстве содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.65). Специальный закон – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время данный закон действует с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 года. Другие нормативные акты – целый комплекс актов принятых во исполнение и дополнение общего и специального закона.
К правоотношения по возбуждению банкротства применимы положения Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) (Глава 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)».
Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» ввел ряд новых норм, касающихся состава денежных обязательств и обязательных платежей.
Прежде всего, следует иметь в виду, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику (ст. 12 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Применительно к отдельным процедурам банкротства состав и размер денежных обязательств определяется не датой подачи заявления, а датой принятия арбитражным судом соответствующего решения или определения о введении соответствующей процедуры. В частности,
при введении конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 98 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
При определении состава и размеров требований кредиторов не одинаковое значение имеют различные виды денежных обязательств должника. Так, по денежным обязательствам принимается во внимание лишь задолженность за переданные товары, выполненные работы .или оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В размер этих обязательств не включаются обязательства перед гражданами, в отношении которых должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия. Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Тема 6.

Основные признаки приватизации как процесса закреплены в ст. 1 Федерального закона РФ "О приватизации государственного и об основах привати-зации муниципального имущества" от 21 июля 1997 года.
К ним следует отнести:
1) принадлежность приватизируемого предприятия к объек-там государственной или муниципальной собственности. В силу этого не могут быть приватизированы предприятия, созданные потребительским обществом, общественным объединением; имущество кооператива; предприятия, учреж-денные кооперативами, и т.п. Сказанное, естественно, не означает, что они вообще не подлежат продаже, акционирова-нию, передаче иным способом в собственность физических или юридических лиц. Однако такая реализация происходит уже вне рамок законодательства о приватизации — здесь применяются общие нормы гражданского права;
2) принадлежность покупателя государственной или муни-ципальной собственности к разряду субъектов частной собствен-ности. Переход государственного (муниципального) имущества от одного государственного (муниципального) пред-приятия к другому приватизацией не считается;
3) приватизация, согласно Закону, — это не передача, а приобретение государственных или муниципальных предприя-тии. Поэтому, прежде чем приобрести определенный объект, покупатель должен уплатить за него установленную сумму. Исключение из общего правила о возмездном характере прива-тизации может быть сделано самим Законом (например, безвоз-мездная передача гражданам России части государственной или муниципальной собственности за приватизационные чеки);
4) процедура приватизации должна протекать в строгом соответствии с требованиями законодательства о приватизации. Влекущие приватизацию государственного (муниципального) имущества сделки, совершенные с нарушением действующего порядка, признаются недействительными.
Согласно п. 5 ст. 14 Закона о приватизации, проект плана должен направляться на согласование местному органу власти и трудовому коллективу приватизируемого предприятия (под-разделения). Как орган власти, так и трудовой коллектив вправе дать свои возражения в недельный срок со дня вручения им плана. По их просьбе срок может быть продлен, но не более чем до двух недель. Если орган власти и трудовой коллектив в пределах установленного им срока не направили возражений, план считается согласованным, и соответствующий комитет по управлению имуществом в трехдневный срок со дня получения плана утверждает его своим решением.
В случае отклонения трудовым коллективом или местным органом власти плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант. При повторном отклонении плана трудо-вым коллективом окончательное решение о его доработке принимает соответствующий орган власти. При повторном же отклонении плана местным органом аналогичное решение выносит уже Госкомимущество России.
Законом о приватизации установлена необходимость согла-сования плана приватизации предприятий, включенных в Госу-дарственный реестр объединений и предприятий-монополистов, с Государственным комитетом Российской Федерации по анти-монопольной политике и поддержке новых экономических структур (п. 5 ст. 14). Хотя срок согласования Законом не определен, он проводится комиссией в сжатые сроки, отведен-ные для подготовки плана.
Решение соответствующего комитета по управлению имуще-ством об утверждении плана, а также решения Госкомимущест-ва России либо местного органа власти при повторном отклонении проекта плана могут быть обжалованы заявителем в общий или арбитражный суды.

Тема 8.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику.
Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.
Необходимость государственного воздействия, определяется следующими требованиями охраны публичных интересов:
обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
формирование государственного бюджета;
защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
обеспечение занятости населения;
обеспечение безопасности и обороны страны;
реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
Все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов общества.
Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государственное воздействие с точки зрения оснований проявления можно разделить на общее, основанное на том, что государство и его органы выступают от имени народа и в публичных интересах, и особенное, когда государство (его органы) выступают в качестве собственника, управляя принадлежащим ему имуществом.
Деятельность органов государства по управлению собственностью обеспечивается гражданским, земельным и иным законодательством.
Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или, поддержания ее в соответствующем состоянии. Например: запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).
Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.
Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свое наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.
Плановый акт (программа) представляет собой задание нормативного или конкретного характера в адрес указанных в нем субъектов, связанных в силу этого соблюдать предусмотренные в нем требования и имеющим право требовать материально-финансового обеспечения заданного. Например, государственный заказчик обязан выполнить указания целевой программы и имеет право требовать предоставления выделенных для этого финансовых средств.

Тема 9.

Законодательство о качестве представляет собой сово-купность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объ-ектов строительства и защиту прав потребителя.
Эти нормативные акты и нормы относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. С их помощью закрепляются компетенция органов управления, предприятий в области качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество про-дукции, работ, услуг.
В законодательстве о качестве можно выделить следующие составляющие его части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство, регулирующее качество продукции, работ, услуг в договорах; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предпри-ятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.
Центральное место в нем занимают законодательство о стандартизации и законодательство о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отноше-ния в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отно-шения, связанные с деятельностью по подтверждению соответ-ствия продукции установленным требованиям к качеству.
Особое значение в регулировании стандартизации и серти-фикации принадлежит нормативным актам Комитета Россий-ской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) — органа, специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством.
В частности, в нормативных актах Госстандарта России устанавливается порядок работ по стандартизации и сертифи-кации в стране. В настоящее время им издан комплекс государственных стандартов Государственной системы стандар-тизации и Системы сертификации ГОСТ.
Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации; систему органов, осуществляющих стандартизацию, и их компетен-цию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформ-ления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответствен-ности за их нарушение.
Сертификация — деятельность органа, независимого от изготовителя продукции, исполнителя работ и услуг, по подтвер-ждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации. Сертификация — важнейшее средство пред-отвращения поступления на рынок продукции, работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды, жизни и здоровья граждан; обеспечения единой технической политики и экономики ресурсов, конкурентоспособности продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынке и повышения спроса на них.
Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации продукции и услуг".
Закон различает два вида сертификации — добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по ус-мотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандар-тизации.
Тема 10.

В современном гражданском обороте расчетные обязательства опосредуют осуществление платежей за переданное иму-щество (выполненные работы, услуги) или по иным основаниям.
Их цель — в надлежащем оформлении передачи денег из рук должника в руки кредитора.
Расчеты подразделяются на безналичные (через кре-дитную организацию) и наличные, когда должник вручает кредитору деньги в «натуральной» форме (банковские и казначейские билеты, монеты).
Способ расчетов зависит от статуса субъекта расчетных отно-шений и того основания, по которому производится платеж. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринима-тельской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Напротив, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты граждан — частных предпринимателей производятся, как правило, в безналичном порядке. Расчеты наличными деньгами допускаются в определенных законом пределах.
Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с федераль-ными законами, издаваемыми во исполнение законов банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
В силу ст. 80 Закона о Банке России последний устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных рас-четов. Однако все названные правила Банка России не могут противо-речить правилам ГК РФ и других федеральных законов о расчетах. Прежде всего, законодательством определяются формы безналичных расчетов.
Форма расчетов — разновидность обязательства клиента и обслужива-ющего его банка по исполнению (получению) безналичного платежа. В ГК РФ содержится перечень наиболее важных форм расчетов (ст. 862).
К их числу отнесены расчеты платежными поручениями, аккредитива-ми, по инкассо и расчеты чеками. Однако допускаются и иные формы расчетов, предусмотренные законом, банковскими правилами и обы-чаями делового оборота. Исходя из принципов свободы договоре и автономии воли, стороны вправе избрать любую из указанных форм расчетов.
Безналичные расчеты происходят через банки (иные кредитные организации), в которых клиентам открыты соответствующие банков-ские счета. В банковской практике расчеты принято делить на одногородние и междугородние, а также на расчеты, осуществляемые в рамках одного субъекта Российской Федерации или двух и более субъектов. Сами банки, обслуживающие продавцов (подрядчиков, исполнителей и пр.) и покупателей (заказчиков, иных плательщиков) и выполняющие их поручения, состоят в непосредственных корреспондентских отно-шениях или используют услуги расчетно-кассовых центров Банка Рос-сии. В некоторых случаях безналичные расчеты могут производиться и при отсутствии у стороны расчетного правоотношения счета в банке.
Таким образом, обычно в расчетных обязательствах участвуют: а) пла-тельщик; б) банк плательщика (банк-эмитент, инкассирующий банк); в) получатель и г) банк получателя (банк-ремитент, исполняющий банк).
Кроме того, в зависимости от конкретной формы расчетов в отношениях могут принимать участие и иные лица, в первую очередь банки со специальными функциями (гаранты и пр.).
При этом каждый участник расчетных обязательств совершает сделки, направленные на перечисление или получение денежных средств: плательщик дает по-ручение своему банку осуществить платеж по форме, установленной договором, банк плательщика осуществляет перечисление средств или выставляет аккредитив, банк получателя зачисляет средства или испол-няет условия аккредитива, получатель средств передает документы своему банку для зачисления средств с аккредитива и т.д.
Тема 11.

Правовое регулирование кон-куренции в РФ осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Граж-данском кодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: «О конкуренции и ограниче-нии монополистической деятельности на товарных рын-ках», «О естественных монополиях».
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную по-литику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, преду-преждению, ограничению и пресечению монополистической деятельно-сти и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган испол-нительной власти — федеральный антимонопольный орган.
Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основ-ных направлениях. Во-первых, он проводит государственную политику, направлен-ную на демонополизацию экономики Российской Федерации на феде-ральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, раз-витие и эффективное функционирование товарных рынков в их многооб-разных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспе-чивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея-тельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагопри-ятных последствий для развития конкуренции и нормального функциони-рования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Эти направления деятельности взаимосвязаны и перепле-тены в практической повседневной работе федерального антимонопольно-го органа, поскольку меры по борьбе с проявлениями монополизма неиз-бежно приводят к формированию и укреплению конкурентной среды на рынке.
Государственная политика по развитию товарных рынков и конкурен-ции включает множество разнообразных направлений, охватывая все сфе-ры рыночных преобразовании. Проведение федеральным антимонопольным органом данной политики означает, что его деятельность органично включается в общую деятельность государственной власти по переходу к рыночной экономике, исходя из установленного распределения задач, функций и полномочий между различными органами власти. В то же вре-мя предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея-тельности и недобросовестной конкуренции относятся к исключитель-ной компетенции федерального антимонопольного органа и отражают специфику законодательства о конкуренции.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федераль-ных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установлен-ном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституци-онным законом “О Правительстве Российской Федерации”. В соответст-вии с данными правовыми актами, а также законодательством о государственной службе, назначаются на должность и освобождаются от нее руководитель федерального антимонопольного органа и его должно-стные лица.
Конкуренция является ведущей характеристикой ры-ночной среды, в которой осуществляется коммерчес-кая деятельность предприятий.
Государство проводит по-литику поддержки добросовестной конкуренции и ограни-чения монополистической деятельности в интересах повы-шения эффективности общественного производства и его социальной направленности.
Правовое регулирование кон-куренции в РФ осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Граж-данском кодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: “О конкуренции и ограниче-нии монополистической деятельности на товарных рын-ках”, “О естественных монополиях”.
Тема 12.

Основным нормативным документом, регулиру-ющим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской Федерации 21 ноября 1996 г.
Закон устанавливает единые правовые методологические ос-новы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ве-дения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетно-сти, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
В соответствии с Законом общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Рос-сийской Федерации.
Органы, которым федеральными законами предоставлено пра-во регулирования бухгалтерского учета (Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, другие ведомства), руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компе-тенции обязательные для исполнения всеми организациями на тер-ритории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета, устанавливающие прин-ципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйствен-ных операций, составления и представления бухгалтерской отчет-ности;
б) другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерско-му учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не дол-жны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень — законодательный: Закон «О бухгалтерском уче-те» и другие законы;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструк-ции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету само-го предприятия.
В настоящее время в России разработано и утвер-ждено 12 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.


Тема 13.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показа-телей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период.
С изменением условий хозяйствования происходят и изменения форм отчетности предприятия в сторону их совершенствования. В частности, отчетность стала в большей степени соответствовать. требованиям Международных бухгалтерских стандартов. В на-стоящее время продолжаются научные поиски в направлениях дальнейшего совершенствования и сокращения показателей от-четных форм, ускорения сроков составления отчетности и широ-кого использования средств вычислительной техники для форми-рования отчетных показателей.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, учреж-дения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях формирования рыночных отношений в значитель-ней степени усиливаются ограничения финансирования хозяйст-венной деятельности предприятий. В этой связи значение досто-верной и объективной бухгалтерской отчетности резко возрастает, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное иму-щественное и финансовое положение предприятия.
Финансовое состояние предприятия — комплексное понятие, ко-торое характеризуется системой показателей, отражающих нали-чие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчи-вость предприятия, ликвидность баланса. Отчетность позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, стоимость иммобилизованных (т. е. основных и прочих внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств, материаль-ных оборотных средств, величину собственных средств предприя-тия, заемных средств.
По данным бухгалтерской отчетности устанавливается изли-шек или недостаток источников средств для формирования запа-сов и затрат, при этом имеется возможность определить обеспе-ченность предприятия собственными, кредитными и другими заем-ными источниками.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность предприятия, т.е. его способность пол-ностью и своевременно рассчитываться по обязательствам. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Бухгалтерская от-четность позволяет определить активы: наиболее ликвидные ак-тивы, быстро реализуемые, медленно реализуемые и трудно реа-лизуемые.
По данным бухгалтерской отчетности, с другой стороны, мож-но установить наиболее срочные обязательства предприятия, крат-косрочные кредиты и заемные средства, а также долгосрочные кредиты и заемные средства, что особенно важно для предприя-тия, работающего в условиях рынка, в окружении предприятий-конкурентов.
Таким образом, очевидно, что роль отчетных показателей для управления, опре-деления положения предприятия на рынке в современных условиях значительно возрастает.
Тема 14.

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. Стержнем и основой правового регулирования служит законодательство — совокупность обще-обязательных правовых актов, издаваемых органами государст-венной власти с соблюдением определенной процедуры и в установленной форме.
К сожалению, в настоящее время задерживаются разработка и принятие основного нормативного документа — закона об ауди-торской деятельности, который внес бы четкость и конкретность в правоотношения, возникающие по поводу осуществления аудита в России. Вместе с тем потенциально уже имеется возможность законотворческого процесса.
В настоящее время аудиторская деятельность регулируется следующими нормативньми документами.
1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
2. Временные правила аудиторской деятельности в Россий-ской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263.
3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 54-рп "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации" (с изменениями от 4 мая 1994 года).
4. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 54-рп.
5. Состав Комиссии по аудиторской деятельности при Прези-денте Российской Федерации. Утвержден Распоряжением Прези-дента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 54-рп.
6. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федера-ции (утверждено решением Комиссии по аудиторской деятель-ности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 года).
7. Состав Консультативного совета при Комиссии по аудитор-ской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утвержден решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25 февраля 1994 г.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 "Об утверждении нормативных докумен-тов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".
9. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.
10. Разъяснение Комиссии по аудиторской деятельности Российской Федерации от 18 февраля 1994 года "Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности".
11. Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 6 мая 1994 года № 482.
12. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 2004 "Об уточнении сроков проведения мероприя-тий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Физические лица, прежде чем заниматься аудиторской деятельностью, должны пройти аттестацию и получить от упол-номоченного органа специальный документ — квалификацион-ный аттестат аудитора.

Тема 15.

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в области инвестиционных отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти.
В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.
За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.
Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.
Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.
Статья 2 Закона РФ "Об иностранных инвестициях" под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)".
Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства.
Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.
В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную ( в том числе промышленную) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".

Тема 16.

Финансово-кредитное предпринимательство - это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.
В Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.) сформулированы такие понятия, как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финансовая организация. Под финансовой услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией в соответствии с Законом понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего Федерального закона в отношении финансовой организации распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг осуществляется по каждому виду рынка финансовых услуг самостоятельно, обособленно, в соответствии с общими принципами осуществления предпринимательской деятельности, в частности в соответствии с положениями ГК РФ, а также с учетом требований, принципов, определенных в федеральных законах, регулирующих деятельность предпринимателей в каждом виде рынка финансовых услуг.

Тема 17.

В современных условиях, когда пока еще не принятия Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" законодательное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основании подзаконных нормативно-правовых актов.
В целом ряде законов многих субъектов Российской Федерации по инновационной тематике даны определения понятиям "инновационная деятельность", "инновационная политика" либо такие понятия введены опосредовано.
В настоящее время существует более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих приведенные понятия, но в своем толковании. Это указывает на необходимость объединяющего консолидирующего федерального закона об инновационной деятельности.
Термин "инновационная деятельность" не является новым и широко используется в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации. При этом разночтения в понимании и интерпретации этого термина зачастую бывают весьма заметны.
В промышленности различают два типа инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации. Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок.
Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Кроме того, в процессные инновации включаются новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен (беспатентные лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).

Тема 18.

Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" был принят Государственной Думой 25 января 1995 года.
Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Согласно ст. 6 Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации", информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.
При обработке информации всегда существует угроза нанесения ущерба ее владельцу. Для снижения риска Закон предписывает использовать механизм сертификации информационных систем и средств защиты информации (ст.19 Закона), при этом ответственность за возникающий риск берет на себя орган сертификации. Эта ответственность может быть реализована в форме страхования или прямого возмещения понесенного ущерба. В том случае, если используются не сертифицированные информационные системы или средства защиты, то риск лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств.

Тема 19.

Конституция России определяет право граждан на достовер-ную информацию. Реализация этого права стала возможна пос-ле принятия закона "О рекламе". Закон впервые дает определе-ние понятия "реклама" и обосновывает границы его распро-странения. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распростране-ния рекламы на рынках товаров, работ и услуг. При этом сле-дует отметить, что Закон о рекламе не распространяется на по-литическую рекламу и на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осу-ществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, в законе дано определение понятия "ненадлежащая реклама". Понятия "реклама" и "ненадлежащая реклама" позволяют достаточно объективно оценивать рек-ламные средства, используемые организациями и предприятия-ми различных форм собственности, и принимать верные реше-ния в управлении рекламной работой на предприятии.
Необходимость использования различных средств рекламы на предприятиях порождает специфические требования, прин-ципы, правила их создания и распространения.
Принятый закон "О рекламе" позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определя-ет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, за-кон служит исходной нормативной базой для развития законо-дательства в области рекламы.
Основными целями закона являются защита от недобросо-вестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников реклам-ных коммуникаций.
Важнейшей составляющей системы контроля рекламной дея-тельности является государственное регулирование. Оно дости-гается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из закона "О рекламе" и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федера-ции, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоя-щим законом.
Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, статья 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требо-ваний относятся следующие:
реклама должна быть распознаваема без специальных зна-ний или без применения технических средств;
реклама на территории Российской Федерации распро-страняется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;
не допускается реклама товаров, реклама самого рекламо-дателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
реклама товаров, подлежащих обязательной сертифика-ции, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязатель-ной сертификации";
использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Тема 20.

Опираясь на анализ ценовых теорий и практики свободного ценообразования, можно предложить следующее определение цены. Цена — денежное выражение стоимости товара, складывающееся на рынке на основе сочетания спроса и предложения.
Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Рыночные цены могут контролироваться налоговыми органами. Такое право данным органам, как уже указывалось, предоставлено ст. 40 Налогового Кодекса РФ, которая устанавливает основания и порядок контроля.
Как подчеркивается в Постановлении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 (п. 13), указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в целях налогообложения только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 Налогового Кодекса РФ, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Следовательно, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать цены товаров, работ, услуг, указанные сторонами в сделке.
Следует также иметь в виду, что Высший Арбитражный Суд при рассмотрении споров исходит из того, что реализация налогоплательщиками товаров (работ, услуг) по установленным и регулируемым полномочными государственными органами ценам не подлежит корректировке.
Налоговый кодекс РФ в статье 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.
Специальным законом, посвященным вопросам ценообразования, является Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Ценность данного акта, как представляется, заключается, во-первых, в том, что им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические, организационные основы государственного регулирования тарифов в данной сфере.
Закон определил цели, принципы государственного регулирования тарифов, полномочия органов государственного регулирования, порядок установления тарифов, порядок разрешения разногласий и споров и ряд других концептуальных вопросов. На сегодняшний день это единственный специальный Федеральный закон, посвященный ценовому регулированию.


Тема 21.

Статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Торговля охватывает лишь процесс перехода товара от изготовителя к покупателю, она не включает в себя актов потребления вещей. Поэтому для коммерческой деятельности правовой режим товара касается лишь правил продажи и приобретения вещей, но не включает вопросов их использования.
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами, которые достаточно разнообразны. Это могут быть требования, касающиеся:
• определения правомочий, статуса продавца и покупателя товара. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на характер операции с имуществом;
• порядка приобретения или отчуждения различных товаров;
• порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.
С юридико-технической точки зрения режим товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим товаров могут оказывать заключаемые международные договоры.
Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государства и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов указом Президента РФ от 22.02.92 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. распоряжения Президента РФ от 30.11.92 № 743-рп; указа Президента РФ от 15.07.98 № 840) утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте.
Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряд других. На практике это имущество может продаваться и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ от 10.12.92 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которой запрещена» (в ред. постановлений Правительства РФ от 15.04.94 № 331; от 02.12.94 № 1338; от 16.12.95 № 1238), установлен порядок поставок таких изделий на основании: разрешений на использование; квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.

Тема 22.

В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и иных международных связей между организациями и фирмами различных государств заключается большое число договоров, которые чаще всего называются контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпадают, что требует определения права, подлежащего применению к такому договору с иностранными, или международными лицами. Другими словами, основу внешнеэкономического оборота составляют гражданско-правовые сделки, т.е. действия юридических лиц и граждан, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Внешнеэкономические сделки имеют свой обязательственный статус, т.е. установленные в отношении их обязательные правила, требования, закрепленные в правовых актах. Так, обязательственный статус внешнеэкономических сделок определяет сферу их действия: внешнеэкономическими являются сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а их содержанием являются операции по экспорту, импорту товара, товарообмену (бартеру), работы, услуги, результаты творческой деятельности.
Как правило, большинство внешнеэкономических сделок являются внешнеторговые сделки. Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами различных государств.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций характеризуется существенными изменениями методов и форм установления договорных связей с иностранными партнерами. Правовая основа международных коммерческих операций – институт международной коммерческой сделки. Источниками права в этом случае являются международные соглашения, правила, конвенции, национальное законодательство, системы нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, сложившиеся в международной торговле традиции. Необходимо также помнить, что нормативные акты применяются в случаях, если страна является их участником или официально признала их для применения.
Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в установленные контрактом сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Различаются сделки по экспорту и импорту товаров. В практике отечественных организаций часто встречаются различные виды товарообменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Одним из видов таких сделок являются бартерные сделки, которые предусматривают обмен согласованных количеств одного товара на другой. В таком договоре указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (п. "г" ст. 11) подчиняет решение вопроса о форме сделки законо-дательству места ее совершения, а вопроса о форме сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него — законодательству места нахождения такого иму-щества. Форма и срок действия доверенности определяются в Соглашении (п. "д" ст. 11) законодательством государства, на территории которого выдана доверенность.

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100