Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Конспект лекций по дисциплине "Юридическая статистика"

Тема 1.

Современное понимание термина «статистика» носит в основе своей троякое значение.
Статистика как совокупность сведений о массовых явлениях в обществе и природе: статистика населения, статис-тика разводов, статистика торговли, статистика жилищного стро-ительства, статистика преступлений, статистика самоубийств, статистика успешности хирургических операций, статистика миграции птиц, статистика физических процессов (статистичес-кая физика) и т. д. Эти конкретные количественные величины, абсолютные и относительные, раскрывают уровень, динамику или структуру того или иного массового явления.
Статистика как вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу и обнародованию количественной ин-формации. Это непосредственный учет экономических, демог-рафических, социальных, юридических и других массовых яв-лений, а также формируемая на его основе периодическая от-четность о них на различных стадиях обобщения, в том числе и публичного.
Статистика как отрасль знаний, в которой излагаются теоретические вопросы сбора, сводки, группировки, измерения и анализа количественных сведений о массовых явлениях. Эта отрасль знаний представляет собой самостоятельную науку и со-ответствующую ей учебную дисциплину. Рассматриваемая наука включает в себя общую теорию статистики и научные ос-новы ее отдельных отраслей, — экономической, демографичес-кой, социальной, юридической.
Статистика как теоретическая дисциплина представляет собой самостоятельную науку, которая изучает количественную сторону массовых явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. Статистическая наука — один из самых могущественных методов социального познания. В силу этого ее, как правило, от-носят к общественным наукам. Но статистические методы с теми или иными особенностями применимы не только к массовым общественным, но и к естественным явлениям и процессам. С помощью статистики можно изучать любые массовые совокупно-сти, и поэтому ее, как и математику, следует отнести к наукам универсального характера. Не случайно есть такие подотрасли, как математическая статистика или статистическая физика. Ста-тистические методы, применяемые в естественных науках (в фи-зике, химии, биологии и других) имеют существенные особен-ности, которые не всегда применимы в статистике общества. По-этому можно говорить о статистке как науке в двух ее приложе-ниях, как науке универсальной и общественной. В предлагаемом учебнике речь пойдет о статистике как общественной гуманитар-ной науке.
Диапазон массовых общественных явлений, исследуемых ста-тистическими методами, практически неограничен. Они могут использоваться при изучении самых разных сторон социальной жизни. Количественные показатели промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли входят в экономическую отрасль статистики; данные о численности населения, рождаемости, смер-тности, миграции — в демографическую; сведения о печати, на-уке, культуре, искусстве -- в культурную; показатели уровня жизни, заработной платы, медицинского обслуживания, пенси-онного обеспечения — в социальную и т. д. Они представляют отраслевые разделы статистической науки. Эти разделы соотно-сятся между собой как перекрещивающиеся логические круги, у которых есть общие «поля».
Практическое значение статистики общественных явлений и процессов имеет государственное и международное значение. В настоящее время трудно себе представить жизнь и деятельность человеческого сообщества, отдельного государства и конкрет-ного предприятия вне статистических обобщений и статисти-ческой информации.

Тема 2.

Юридическая статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях рас-крытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерно-стей их развития в конкретных условиях места и времени.
Перечисленные признаки неоднородны, но в свой сово-купности определяют общее содержание предмета юридичес-кой статистики. Сугубо специфический ее признак — лишь пра-вовая и юридическая значимость изучаемых явлений и процес-сов. Все другие признаки имеют общестатистический характер и в основе своей свойственны любой отрасли статистической науки. Но их конкретное содержание в юридической статисти-ке своеобразно, поскольку определяется специфическим ха-рактером изучаемых явлений и процессов. Например, 100 пре-ступлений, 100 рождений, 100 пенсионных дел или 100 со-шедших с конвейера автомашин отражают одно и то же число явлений, но в каждом конкретном случае это число характери-зует количественную сторону качественно разных явлений, изучаемых в одном случае юридической, в другом — демогра-фической, в третьем — социальной и в четвертом — экономи-ческой статистикой.
Учет преступности, административных правонарушений, гражданских исков, прокурорских проверок и т. д. не может су-ществовать в каком-то абстрактном внепространственном и вне-временном виде. Он отражает реальное состояние тех или иных дел в определенном административно-территориальном (город, район, область, республика) или государственном образова-нии (Россия, США и др.) на определенное время (на 1 января или 31 декабря) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год). Статистические данные, не привязанные к месту и времени, фактически утрачивают свою ценность.
Имея, например, сведения о том, что органы правоохраны зарегистрировали 1000 умышленных убийств без указания места и времени, мы фактически не располагаем никакой полезной информацией. Но достаточно обозначить место совершения пре-ступлений (город, республика, страна) и время их совершения (месяц, квартал, год), как полученные данные могут послужить серьезным основанием для различных выводов. Если эти убий-ства совершены в небольшом городе и в течение месяца, то полу-ченные данные свидетельствуют о криминальной катастрофе, а если во многомиллионной стране и в течение одного года или пяти лет, то сообщенные сведения укажут на относительно благо-получную криминологическую обстановку в той или иной стране.
Универсальное значение любого научного метода заключает-ся в том, что он дает не указание на причины или другие резуль-таты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории слу-чайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специ-фические методы, предназначенные для изучения количествен-ной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существен-ное влияние оказывает общая теория права и его различных от-раслей, теория криминологии, судебной медицины и других не-правовых наук.
К специфическим методам, с помощью которых юридичес-кая статистика изучает свой предмет, относятся:
1) массовое статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка данных, полученных при наблю-дении, по качественно-определенным признакам;
3) статистический количественный анализ сведенных и раз-группированных показателей;
4) всесторонний качественный анализ статистических мате-риалов.
Тема 3.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые особенно популярны стали в России в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
подготовка наблюдения;
проведение массового сбора данных;
подготовка данных к автоматизированной обработке;
разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.
Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причинны, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.
Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.
Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.
Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Тема 4.

Анкетирование — один из наиболее распространенных и эф-фективных методов сбора первичной социологической и статис-тической информации. Анкетирование по сравнению с беседой и интервьюированием представляет собой как бы следующую сту-пень еще более жестко запрограммированного опроса. Примени-тельно к изучению деятельности судов, милиции, прокуратуры, при изучении виктимизаиии (жертв преступлений) или причин преступлений анкета содержит в себе комплекс взаимосвязанных вопросов, имеющих юридическое значение, на которые нужно получить ответы опрашиваемых лиц.
Анкета не имеет жесткой формы. Однако при ее разработке желательно соблюдать некоторые требования. Содержание вопро-сов, их последовательность и количество зависят от целей иссле-дования и применяемой процедуры при данном виде опроса. В структуре анкеты могут быть условно выделены вводная, статус-ная, основная и заключительная части.
Во вводной части формулируется обращение к опрашиваемым, условия опроса и правила дачи ответов на поставленные вопросы. Статусная часть содержит вспомогательные вопросы о социаль-но-демографическом положении опрашиваемого, данные о ко-тором, по мнению исследователя, помогут более правильно оценить результаты опроса. Например, такое мнение доминирует среди студентов, такое — среди предпринимателей, такое — среди на-емных рабочих и т. д. В основной части помещаются главные воп-росы, имеющие непосредственное отношение к теме изучения. В заключительной части опрашиваемому может быть предоставлена возможность свободно высказаться по изучаемой проблеме. Та-кие высказывания обычно служат хорошим материалом для фор-мирования новых вопросов при последующих исследованиях.
Вопросы основной части анкеты подразделяются на три вида: а) дихотомические, б) открытые и в) закрытые. Дихотомические вопросы требуют однозначных ответов «да», «нет». Например, «раскаиваетесь ли вы в совершении преступления (да, нет)?» В юридических анкетах такие вопросы применятся редко. В неко-торых случаях они уточняются дополнительным вопросом: «Если да (нет), то объясните, почему?», на который опрашиваемый дает самостоятельный ответ. Открытые вопросы предполагают ответы в произвольной форме. Они обеспечивают полноту ин-формации, но чрезвычайно затрудняют ее обработку и приме-нение ЭВМ. Поэтому при массовом анкетировании граждан или осужденных количество открытых вопросов должно быть мини-мальным. Закрытые вопросы ограничивают возможность опра-шиваемого предлагаемой серией готовых ответов. Он выбирает из них тот, который соответствует его мнению.
В анкетных опросах, проводимых в правоохранительных орга-нах и судах, встречаются закрытые вопросы с набором ответов, которые опрашиваемые должны занумеровать в порядке пред-почтений. В частности, при изучении мнений молодых судей об их профессиональной деятельности стоял и такой вопрос: «Ка-кие качества и свойства личности из числа перечисленных наи-более противопоказаны судебным работникам?» Ниже столбцом в алфавитном порядке были указаны десять характерологических черт: бестактность, грубость, категоричность, нерешительность, неуравновешенность, предвзятость, самоуверенность и т. д. Про-тив каждого из перечисленных качеств опрашиваемый ставил цифру от 1 до 10, ранжировав их в порядке своих антипатий от более отрицательного к более терпимому. Вопросы подобного рода задаются и правонарушителям при изучении их взглядов, ценно-стных ориентации, предпочтений и ожиданий.
Вопросы анкеты по своей форме и функциям бывают прямые и косвенные, личные и безличные, основные, контрольные и дополнительные. Все они требуют четкой формулировки, одно-значности, простоты понимания. Несоблюдение данных требова-ний может привести к ошибочным и неточным ответам, а в ко-нечном итоге — к необъективным результатам изучения. В целях уточнения вопросов и проверки планируемой процедуры опроса анкету можно опробовать (произвести пилотаж анкеты) на ка-ком-то количестве исследуемых.
Тема 5.

Статистическое наблюдение, проведенное на основе офи-циального учета или путем специально организованного изу-чения, дает огромное количество сведений, отраженных в ста-тистических карточках, журналах учета и других первичных до-кументах или в анкетах опроса граждан, изучения уголовных, административных, гражданских дел и других материалах. По-лучаемые сведения, как бы тщательно и научно обоснованно они ни собирались, представляют собой разрозненные «горы данных» о единицах изучаемой совокупности. Представим себе, что у нас в руках находится тысяча статистических карточек на лиц, совершивших преступления. В этих карточках могут содер-жаться тысячи всевозможных сведений о правонарушителе и совершенном им преступлении. Перебирая их, мы можем ви-деть среди этих лиц женщин и мужчин, взрослых и несовер-шеннолетних, ранее судимых и впервые совершивших преступ-ление, людей разных национальностей, образования, места работы и т.д., и т.п. Но этот перебор, каким бы тщательным он ни был, нам не скажет, каково общее число и доля правонару-шителей мужчин, несовершеннолетних или судимых в струк-туре изученных лиц.
Статистическая сводка состоит в том, что первичные мате-риалы, которые значатся в статистических карточках, журналах учета, анкетах и т.д., приводятся в определенный порядок, си-стематизируются и сводятся вместе, образуя статистические со-вокупности, которые уже характеризуются итоговыми обобща-ющими показателями (абсолютными и относительными числа-ми, процентами, коэффициентами, средними). На стадии свод-ки многочисленные характеристики индивидуальных проявле-ний отдельных варьирующих признаков конкретных преступле-ний, административных правонарушений и гражданско-право-вых деликтов перерастают в характеристику изучаемой совокуп-ности в целом. Именно на данном этапе начинается «переход» от характеристик случайного и единичного к устойчивому и массово-му, от отдельных преступлений, правонарушений и других единиц изучения ~ к преступности, правонарушаемости или целостному представлению о юридической деятельности как социальным явле-ниям.
Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных — вторым элементом рассматриваемой стадии сводки группировки статис-тических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов все-гда лежит группировка показателей, собранных в процессе на-блюдения. Группировка статистических данных, определяемая за-дачами и целями исследования, предполагает расчленение пока-зателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно од-нородные группы по существенным признакам. Правильный от-бор таких признаков — наиболее важный момент, поскольку один и тот же материал может дать диаметрально противоположные выводы при различных приемах группировки. Поэтому выбор су-щественных (группировочных) признаков требует всестороннего анализа полученных сведений на основе сущности изучаемых яв-лений, теории криминологии, уголовного и гражданского пра-ва, уголовного и гражданского процесса, административного права, криминалистики и других наук.
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушите-лей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выде-лить общее количество групп и определить разницу между макси-мальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т. д. Они должны от-ражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.

Тема 6.

Результаты статистической сводки и группировки, как пра-вило, помещаются в статистических таблицах и графиках, пред-ставляющих собой рациональное, наглядное, компактное и систематизированное изложение статистических показателей. Это — четвертый элемент сводки и группировки.
С технической стороны статистическая таблица представляет собой ряд взаимно пересекающихся горизонтальных и вертикаль-ных линий.
Горизонтальные линии таблицы именуются строками, а вер-тикальные — графами (столбцами, колонками). Каждая строка и графа имеют свое наименование (заголовок), соответствующее содержание показателей, помещенных в таблице, а таблица в целом имеет общее наименование, определяющее ее содержа-ние.
При разработке таблиц в процессе сводки и группировки ста-тистических показателей следует иметь в виду, чтобы это не было простым собиранием данных, размешенных в произвольном по-рядке. Каждая таблица должна заключать в себе аналитическое изложение результатов наблюдения, чтобы в последовательном ряду строк и граф развертывалась цифровая картина тех явле-ний, которые подлежат изучению и анализу.
Простые таблицы — это перечневые, территориальные и хро-нологические. Перечневые простые таблицы имеют в подлежа-щем элементарный перечень однородных признаков, составля-ющих единый объект изучения. Например, дается перечень сту-пеней образования: начальное, среднее, высшее. В подлежащем простой территориальной таблицы приводятся территории рай-онов, городов, областей, которые в последующих графах харак-теризуются теми или иными количественными показателями, например, по уровню регистрации рождений, смертей, браков или разводов.
В групповых таблицах подлежащее подразделяется на отдель-ные группы по какому-то одному признаку. Например, граждан-ские дела, рассмотренные судом, делятся на трудовые, жилищ-ные, семейные, имущественные, финансовые, которые в свою очередь могут распределяться по результатам рассмотрения дел (иск удовлетворен, в иске отказано, иск оставлен без рассмотре-ния) и т. д. Сказуемое групповых таблиц также может быть слож-ным, отражающим различные стороны подлежащего.
Комбинационные таблицы характеризуют юридически значи-мые явления через многие признаки и свойства, отраженные как в подлежащем, так и в сказуемом.
При всей сложности качественно-количественных характери-стик того или иного явления они, как правило, взаимосвязаны между собой, поскольку отражают одно и то же явление, только с разных сторон. Типичным примером комбинационных таблиц высокой сложности могут быть формы отчетов по государствен-ной или ведомственной отчетности.
Таблица должна быть оптимальной по своему размеру. С од-ной стороны, содержать все необходимые показатели, с другой -не быть перегруженной избыточной статистической информаци-ей. Если необходимой информации много, что делает ее сложной в понимании, то целесообразно разработать несколько взаимо-связанных таблиц, снабдив их конкретными пояснениями.
Каждая таблица должна иметь четкое общее название, а так-же названия подлежащего и сказуемого, их групп и разделов. Кроме того, в них дол-жны быть указаны единицы измерения, территория, период вре-мени и другие необходимые сведения, привязывающие таблицу к конкретному содержанию, объему данных, времени и простран-ству.
Все приводимые статистические данные должны иметь оди-наковую степень точности (целые числа, целые числа с десяты-ми или сотыми показателями). Есть статистические сведения (на-пример, среднегодовые темпы прироста (снижения) преступно-сти, судимости или других явлений), которые традиционно да-ются с точностью до сотых долей. Эти же требования должны выполняться при работе с именованными числами, исчисляемы-ми в миллионах, тысячах, сотнях или единицах.

Тема 7.

В результате статистического наблюдения, сводки и группи-ровки собранного статистического материала мы можем полу-чить разностороннюю информацию об изучаемых явлениях или процессах. Итоговые данные по изучаемой совокупности в це-лом, по ее отдельным группам и подгруппам представляют со-бой обобщающие показатели. Они могут быть абсолютными и от-носительными. Эти показатели, с одной стороны, неотъемлемы от методов сводки и группировки, с другой — их обобщающее значение является началом следующей группы методов — стати-стического анализа, в котором абсолютные и относительные ве-личины играют изначальную определяющую роль.
Абсолютные величины имеют большое научное и практичес-кое значение. По ним можно судить о размерах преступных прояв-лений, численности осужденных, количестве рассмотренных граж-данских исков, возмещении причиненного ущерба и других собы-тиях.
Абсолютные показатели являются базовыми. Любые статисти-ческие операции (расчет относительных и средних величин, ин-дексов или коэффицентов, построение статистических рядов или установление корреляций) основываются на абсолютных вели-чинах. Однако их собственные аналитические возможности огра-ничены. По абсолютным сведениям, например, трудно судить об уровне преступности в разных городах или регионах и практи-чески нельзя ответить на вопрос, где преступность выше, а где ниже, так как города или регионы могут существенно различаться по численности населения, территории и другим важным пара-метрам.
Относительные величины в статистике представляют собой важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравни-вают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и от-носительные величины, получая новые относительные показа-тели. Важно лишь, чтобы эти величины были сопоставимыми по взаимосвязям, единицам измерения, временному периоду, тер-ритории и другим параметрам.
Чисто технически можно сопоставить любые величины. Но такое сопоставление мало что дает, если эти величины не взаи-мосвязаны. Что даст, например, сопоставление количества рас-смотренных гражданских дел в судах с объемом выпуска телеви-зоров, если даже какое-то количество исков было связано с те-левизионной промышленностью и реализацией ее продукции? Ничего. Но сопоставление тех же гражданских дел с числом су-дей, их рассмотревших, с численностью населения, характерис-тикой истцов и ответчиков, со сроками рассмотрения дел и дру-гими данными дает возможность получить важные обобщающие сведения о нагрузке гражданских судей, интенсивности обраще-ния граждан в суды, распределении исков по группам истцов и ответчиков и т. д.
Единицы измерения сравниваемых величин должны быть од-ними и теми же или вполне сопоставимыми. Например, нельзя объективно выявить изменения преступности в России путем сопо-ставления учетных данных 20-х и 90-х гг., так как в 20-е гг. преступ-ность как таковая не регистрировалась, а учитывалось лишь коли-чество рассмотренных уголовных дел и число осужденных по ним правонарушителей. Числа преступлений, уголовных дел и осужден-ных — показатели коррелируемые, т. е. взаимосвязанные, но не со-поставимые по единицам измерения. В одном уголовном деле мо-жет быть рассмотрено несколько преступлений и осуждена группа лиц; несколько осужденных могут совершить одно преступление и, наоборот, один осужденный — множество деяний. Числа преступ-лений, дел и осужденных сопоставимы с численностью населения, количеством персонала системы уголовной юстиции, уровнем жизни народа и другими данными одного и того же года. Более того, в течение одного года рассматриваемые показатели вполне сопоста-вимы и между собой.
Тема 8.

Средние величины и связанные с ними показатели вариации имеют исключительное значение в эко-номическом анализе и играют важную роль в юридической ста-тистике. Только с помощью средних можно охарактеризовать со-вокупности по количественному варьирующему признаку, по которому можно их сравнивать.
Предположим, нам необходимо сопоставить судебную практи-ку назначения уголовных наказаний в двух районах, схожих по уров-ню и структуре преступности. Эту задачу нельзя решить на основе сравнения мер наказаний, назначенным конкретным осужденным, хотя какие-то суждения и можно высказать, если за одинаковые по квалификации деяния были назначены существенно различающи-еся меры наказания. Нельзя этого сделать и на основе сопоставле-ния большого количества данных о назначенных наказаниях. Но если мы сложим все сроки наказания и разделим на общее число осужденных, то по полученным средним данным можно сказать, какая практика назначения наказания в том и другом суде и сравнить ее на основе средних показателей. При обобщении наказаний, не связанных с лишением свободы, могут быть применены порядок, используе-мый при их сложении (ст. 71 УК РФ), и другие правила о которых говорилось при анализе индекса судимости.
В этом случае меры наказания, назначенные в том или ином суде, получают обобщенную характеристику в средних величи-нах, которые являются результатом абстрагирования от имею-щихся индивидуальных различий, но с сохранением их основ-ных свойств, в которых индивидуальные отклонения взаимопогашаются.
Таким образом, с помощью средних величин можно сравни-вать интересующие нас совокупности юридически значимых яв-лений по тем или иным количественным признакам и делать из этих сравнений необходимые выводы не только о сроках наказания, но о возрасте правонарушителей (осужденных, заключен-ных), сроках расследования и рассмотрения уголовных и граж-данских дел, о цене исков и т. д.
Средняя величина в статистике представляет собой обобщен-ную характеристику совокупности однородных явлений по како-му-либо одному количественно варьирующему признаку. Она все-гда обобщает количественную вариацию признака, к примеру, возраст правонарушителей от 14 до 60 лет, меры наказания от 1 месяца до 20 лет. Этот признак, хотя и в разной степени, но присущ всем единицам совокупности. Каждый правонарушитель имеет тот или иной возраст, а также каждый осужденный полу-чил ту или иную меру наказания, измеряемого непосредственно в годах (баллах). Поэтому за всякой средней скрывается ряд рас-пределения единиц совокупности по изучаемому признаку, т. е. вариационный ряд.
При работе со средними, как общими, так и групповыми, не следует пренебрегать индивидуальными величинами. Средние показатели, основываясь на массовом обобщении фактов, отра-жают их типические уровни. Но за ними необходимо видеть кон-кретные сведения об изучаемом явлении, конкретные показате-ли работы и т. д. Не являясь типичными в количественном отно-шении, они могут быть таковыми на качественном уровне ана-лиза, например, остатками уходящего прошлого, или ростками возможных будущих изменений. Научное применение средних в статистике должно опираться на диалектическое соотношение об-щего и индивидуального, массового и единичного.
Средняя в связи с взаимопо-гашением в ней случайных индивидуальных различий единиц совокупности отражает общую и типическую характеристику всей совокупности.

Тема 9.

В широком понимании слово «индекс» (от лат. index — указа-тель, список, реестр) означает любой обобщающий показатель, характеризующий изучаемое явление. В статистике, особенно эко-номической, где индекс имеет самое широкое распространение, он чаще всего понимается как обобщающий показатель двух и более совокупностей, состоящих из элементов, которые не под-даются суммированию. Например, нельзя суммировать тонны хлоп-ка с тоннами железа, нефти, зерна, цены разных товаров и т. д., но есть большая необходимость в суммарной характеристике общего объема произведенной продукции или в сводной характе-ристике динамики общего уровня цен при продаже разных то-варов, акций, облигаций с разными ценами. Это необходимо как для оценки положения дел, так и для сравнительного изуче-ния. В таких или аналогичных случаях рассчитываются специаль-но разработанные показатели — индексы.
В юридической статистике некоторые суммируемые таким образом показатели, например среднегодовые темпы прироста (снижения) преступности, выявленные правонарушители, рас-крываемость и иные обобщающие показатели нередко относят к индексам.
Особый интерес для юристов уголовно-правовой специали-зации представляют индексы, отражающие степень общественной опасности (тяжести) разных преступлений, совершаемых в разных регионах или в разные годы. Они рассчитываются на основе об-щего числа учтенных деяний, санкций за их совершение и других признаков, влияющих на общественную опасность (тяжесть) пре-ступлений. Для количественного измерения тяжести преступле-ний по некой условной шкале предлагалось учитывать меру наказания, либо реально назначенную судом, либо указанную в сан-кциях статей Особенной части УК.
Реально назначенная мера наказания более информативна. Она учитывает не только тяжесть преступления по закону (сан-кцию), но и личность виновного, а также смягчающие и отяг-чающие наказание обстоятельства. Однако квантификация (пе-ревод качественных признаков в количественные величины) и измерение многочисленных и разнородных оценочных юриди-ческих терминов чрезвычайно затруднены.
Использование индекса тяжести преступлений для простран-ственных и временных сравнений поможет более объективно оце-нить реальную криминологическую обстановку в стране, регио-не, городе или любом ином населенном пункте либо установить эффективность борьбы с ней со стороны правоохранительных ор-ганов. Можно нередко наблюдать, когда правоохранительные орга-ны «улучшают» борьбу с преступностью путем регистрации пре-ступлений небольшой или средней тяжести, совершенных в усло-виях очевидности, что дает возможность повысить общую раскры-ваемость деяний. Индекс тяжести преступлений поможет выявить эти искусственные сдвиги. Широкому применению в аналитичес-кой работе индекса тяжести преступлений может способствовать разработка специальных таблиц, упрощающих его расчет.
При расчете агрегированного индекса судимости берутся числа осужденных, в отношении которых обвинительные приговоры вступили в законную силу, но также — по составам преступле-ний, им вменяемых.
В реальной практике оценки преступности и судимости ис-пользуются и другие условные индексы. В США, например, ин-дексом именуют восемь видов серьезных преступлений, которые, как сказано в Руководстве по составлению единой формы отчет-ности о преступлениях, «служат показателями опыта оценки кри-миногенной обстановки в стране». Термин «индекс» в данном случае употребляется в значении индикатора преступности, прямо и непосредственно затрагивающей интересы граждан.

Тема 10.

В судах, органах прокуратуры, внутренних дел, таможенной службы, адвокатуре, нотариате и дру-гих государственных и общественных юридических учреждениях ведется многолетний непрерывный государственный и ведом-ственный учет преступности, судимости, административной правонарушаемости, гражданско-правовых споров, рождений, браков, смертей и других юридически значимых явлений. Это дает возможность по накопленным в течение десятков лет дан-ным выявлять и отслеживать происходящие изменения во вре-мени многих тысяч различных статистических показателей. Ежедневный, ежемесячный и ежегодный сбор огромного ста-тистического материала был бы абсолютно неоправданным, если его всесторонне не анализировать по «вертикали» (струк-тура, состояние, взаимосвязи) и по «горизонтали» (тенден-ции, динамика, сезонность), «назад» (ретроспектива, интер-поляция) и «вперед» (экстраполяция, прогноз). Анализ дина-мики юридически значимых явлений за длительный период времени дает возможность понять их развитие в прошлом, на-стоящем и возможном будущем, оценить эффективность дея-тельности юридических учреждений и спланировать ее на пер-спективу.
Основная тенденция в изменении явлений во времени в ста-тистической литературе, особенно зарубежной, нередко имену-ется трендом. Характер тренда изучаемого явления иногда очеви-ден при первом ознакомлении с динамическими рядами абсо-лютных показателей. Но чаще всего тенденции и закономерности развития явления проявляются в процессе различных преобразо-ваний рядов динамики с использованием относительных и сред-них величин.
Грамотный статистический анализ рядов динамики — залог объективных выводов об изучаемых статистических явлениях. Ряды динамики, или временные ряды, представляют собой ряды число-вых значений конкретных статистических величин за какой-то оп-ределенный отрезок времени (месяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). В ряду динамики имеется два основных показателя: пока-затель времени (шкала времени) и уровень ряда (шкала уровня ряда). Уровень ряда, обычно обозначаемый символом «у», изна-чально выражен в абсолютных показателях, на основе которых в процессе аналитической работы рассчитывается множество про-изводных обобщающих величин, относительных и средних.
Наглядно ряды динамики, как правило, излагаются в виде хронологических таблиц и графиков. В последних шкалы времени обычно располагаются на оси абсцисс, а шкалы уровня ряда -на оси ординат. В зависимости от вида приводимых в динамичес-ких рядах обобщающих показателей их делят на ряды динамики абсолютных, относительных и средних величин. По характеру от-ражения реалий ряды динамики делятся на моментные и интер-вальные, которые в свою очередь могут иметь множество разновидностей: ряды темпов роста, темпов прироста, коэффициен-тов, индексов, средних квадратических отклонений, дисперсии и т. д. Многие из этих показателей в той или иной мере рассмат-ривались нами в главах об абсолютных, относительных и сред-них величинах. В данной главе, специально посвященной рядам динамики, предстоит изложить интегральные особенности ди-намических рядов тех или иных величин.
Интервальные ряды характеризуют величину изучаемого пока-зателя, полученного за какой-то период времени (интервал). В моментном ряду интервал — промежуток времени между датами учета сведений, а в интервальном ряду интервал — тот же промежуток времени, но за который обобщены приводимые сведения, когда они накапливались. Поэтому месячные данные можно суммиро-вать по кварталам, квартальные — по годам, годовые — по пяти-летиям и т. д.
Основное требование, предъявляемое к анализируемым рядам динамики, — это сопоставимость их уровней по содержанию учи-тываемых явлений, отрезку времени учета, территории, полноте охвата и другим параметрам. Причин несопоставимости много. Они учитываются в процессе конкретного анализа. Остановимся на основных.
Тема 11.

Статистические методы различных обобщений, указывая на наличие прямой или обратной связи между признаком-фактором и признаком-следствием, не дают ответа на вопрос о мере свя-зей, ее количественном выражении. Этот недостаток восполняет-ся методами корреляционного анализа, которые позволяют выч-ленить из комплекса факторов влияние одного или многих обсто-ятельств, установить характер взаимосвязи и математически точ-но измерить ее. Все это имеет важное научное и практическое зна-чение. Последовательное внедрение методов измерения в анали-тическую практику правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений ставит ее на прочную научную основу.
Для изучения корреляционных связей статистиками разрабо-таны разные методы, каждый из которых решает свои конкрет-ные задачи. Одни коэффициенты связи пригодны для измерения взаимосвязей качественных признаков, другие — для качествен-ных и количественных, третьи — для количественных. Абсолют-ное большинство их применимо в социально-правовых и крими-нологических изучениях, поэтому необходимо познакомиться с ними хотя бы в самом общем виде.
Для измерения связи между качественными (атрибутивными) признаками в статистике широко используются коэффициент со-пряженности А.А.Чупрова, коэффициент ассоциации К.Пирсо-на, а также коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла.
Коэффициент ассоциации К.Пирсона (КП) в плане исчис-ления — относительно простой показатель сопряженности вели-чин. Он применяется к вариации двух качественных признаков, распределенных по двум группам. Его расчет производится на основе табл. 1, именуемой таблицей четырех полей.
Коэффициент взаимной сопряженности, разработанный оте-чественным статистиком А.А.Чупровым), в отличие от ко-эффициента Пирсона применяется для измерения связи между соотношением двух атрибутивных признаков по трем и более груп-пам.
Если точки беспорядочно разбросаны по всему полю (а), то какой-либо связи между признаками нет. Если они сосредоточе-ны на оси, направленной снизу вверх и слева направо (б), то имеется прямая зависимость, а если точки распределены сверху вниз и слева направо (в), то зависимость будет обратной. Если точки при прямой или обратной зависимости не расплываются в облаке, а сосредоточены на одной линии (г), то в этом случае мы имеем сильную прямую или обратную связь.

Тема 12.

Статистический анализ юридически значимых показателей помогает различным отраслям юридической науки не утратить связь с социальными реалиями при выполнении ею своих четы-рех функций: описательной, объяснительной, прогностической и организационно-практической.
В описательной функции уголовного и гражданского права, криминологии и других юридических дисциплин статистический анализ играет основополагающую роль. Он позволяет получить качественно-количественную характеристику изучаемого явления, описать его составные части, установить их соотношение, выя-вить различные особенности и характерные черты. Наиболее полно возможности статистического анализа используются при описа-нии преступности, административной правонарушаемости, граж-данско-правовой деликтности, а также результатов деятельности правоохранительных и других юридических органов, гражданс-кого и уголовного судопроизводства, исполнения наказания.
В реализации этой функции юридической науки статистичес-кий анализ применяется намного шире, чем при осуществлении иных ее назначений. Это можно рассматривать как недостаток. Качественная или количественная описательность — первая и наи-более простая ступень анализа. Неполное использование статис-тического анализа при реализации других функций науки чаще всего свидетельствует о слабом владении его методами. Да и само статистическое описание юридических явлений не всегда бывает системным и профессиональным.
Статистический анализ, применяемый для объяснительной функции юридической науки и практики, обладает огромным арсеналом средств, способов и методов, позволяющих проник-нуть вглубь изучаемого явления, выявить его внутренние и внеш-ние взаимосвязи, установить реальные тенденции и причинную базу происходящих изменений. Объективно объяснить, например, причины роста (снижения) преступности или отдельных ее видов, ее структурных сдвигов, недостаточную эффективность дея-тельности уголовного и гражданского правосудия, снижение до-верия населения к милиции и т. д. — проблема непростая и кро-потливая. В реальной жизни и практике такие объяснения неред-ко носят поверхностный и произвольный характер. Скажем, в основе снижения уровня учтенных преступлений может лежать множество самых разных причин: улучшение жизни в стране, со-вершенствование контроля за противоправным поведением, не-верие населения в уголовное правосудие, недобросовестный учет преступлений, изменение уголовного законодательства и т. д.
Для доказательства тех или иных связей требуется глубокий факторный, корреляционный и причинный статистический ана-лизы. Только в этом случае сделанные выводы принесут реальную помощь при выработке практических или теоретических решений. Делается проще: предполагается, что снижение преступности -результат хорошей работы милиции. В подтверждение такого вы-вода без изучения реальных связей приводятся «убедительные» дан-ные об увеличении ее штатов, повышении заработной платы опе-ративных работников, получении новой техники и т.д., которые якобы и дали положительные результаты. В действительности при-чины имеющихся изменений могут быть совсем другие, но они не анализируются. От такого «предположительного» анализа нет ничего, кроме вреда. Но именно такие выводы нередко устраива-ют власти. Профессиональный статистический анализ может по-мочь освободиться от ущербных выводов и решений.

Тема 13.

Сферы человеческой деятельности, регулируемые правом, чрезвычайно многочисленны и разнообразны. В реальной жизни практически нет таких областей, которые бы не имели правово-го обеспечения. Нередко они различаются по уровням регулиро-вания. Для общих особо значимых процессов издаются федераль-ные законы, для территориально значимых — региональные (законы субъектов Федерации) или нормативные акты местного самоуправления, для внутриведомственного регулирования -приказы и инструкции руководства ведомства, для завода -правила внутреннего распорядка и т. д. Нормативное регулирова-ние человеческой деятельности постоянно расширяется, и это одна из важных тенденций развития правовых государств. Зако-нодательно регулируются, как правило, те виды деятельности, которые носят массовый характер. Это значит, что они могут быть выражены количественно. Различные аспекты человеческой дея-тельности, регулируемые правом и имеющие статистическое отра-жение, как раз и являются предметом правовой или более широ-кой юридической статистики.
Статистика различных отраслей права в этом случае оказы-вается тесно связанной с социологией права этих отраслей. Со-циология гражданского, предпринимательского, финансового, административного, уголовного, судебного, пенитенциарного и т. д. права в первую очередь опирается на официально соби-раемые статистические данные, а там, где их недостаточно, добывает их путем опросов населения, социологических на-блюдений, социально-правовых экспериментов и других со-циологических методов.
Из сферы сугубо «правовой» статистики выпадает множество других сведений, имеющих юридическое значение, например, данные о численности персонала органов уголовной юстиции, результативности их деятельности, причинах и обстоятельствах совершения преступлений и иных правонарушений, личности правонарушителей, путях и способах предупреждения преступлений и других правонарушений. Но они вполне укладываются в предмет юридической статистики.
Если дифференцировать юридическую статистику по отрас-лям права и другим юридическим наукам, опирающимся на ее данные, то каждой юридической научной дисциплине соответ-ствует своя отрасль или подотрасль юридической статистики. Есть достаточные основания говорить о статистике уголовно-право-вой, уголовно-процессуальной, гражданско-правовой, граждан-ско-процессуальной, административно-правовой, пенитенциарно-правовой, финансово-правовой, избирательно-правовой и т.д., а также о криминологической, криминалистической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической. Есть и другой срез: ста-тистика органов дознания, предварительного следствия, про-курорского надзора, судов, адвокатуры, нотариата, органов ис-полнения наказания, которая может интегрировать в себе раз-личные отрасли юридической статистики применительно к дея-тельности того или иного органа. Например, в отчетности феде-ральных судов, арбитражных и общей юрисдикции, об уголов-ном, административном и гражданском судопроизводстве может присутствовать весь спектр отраслей юридической статистики. То же, хотя и с определенными поправками, можно сказать об от-четности прокуратуры и милиции, где отчетность не делится по отраслям права и юридическим дисциплинам.

Тема 14.

Работа судов по рассмотрению уголовных дел — важная со-ставляющая судебной деятельности. Хотя формирование рыноч-ной экономики, увеличение гражданско-правовой деятельнос-ти и повышения роли судов в регулировании общественных отношений существенно расширили сферу гражданско-право-вого и административного судопроизводства, уголовно-право-вой аспект в работе судов остается одним из главных.
В перестроечное время и годы реформ суды вполне обосно-ванно были выведены из обобщенного понятия «правоохрани-тельные органы». Вместе с тем их пытались вывести и из сферы борьбы с преступностью. Суды, несомненно, не могут входить в систему правоохранительных органов, как это было в советское время, они не могут нести ответственность за рост преступнос-ти, но уголовные суды — один из главных элементов в системе уголовной юстиции, а вынесение ими обвинительных пригово-ров и назначение уголовного наказания преступникам (как, впро-чем, и вынесение оправдательных приговоров в отношении не-виновных лиц) представляет собой заключительную, самую ре-шающую и определяющую стадию в правовой борьбе с преступ-ностью. Вне обвинительного приговора суда и уголовного нака-зания, им назначаемого, ни о какой борьбе с преступностью не может быть и речи. Поэтому изучение работы судов по рассмот-рению уголовных дел на основе собираемых статистических по-казателей остается одной из актуальных задач.
Отслеживание движения гражданских дел разных категорий, как и уголовных, начинается с констатации числа неоконченных дел, оставшихся от прошлых лет, числа дел, поступивших в отчетном периоде, и кончается остатком неоконченных дел на конец отчет-ного периода. В числе оконченных дел в течение отчетного периода отмечается число рассмотренных дел с вынесением решения удов-летворить иск или отказать в иске; число прекращенных дел; дел с исками, оставленными без рассмотрения; дел, переданных в другие суды. В отчете фиксируются также сроки рассмотрения дел, суммы, присужденные к взысканию, и суммы госпошлины, уплаченные в доход государства. Завершается отчет показом проведенной аналити-ческой работы по гражданским делам, числа проведенных обобще-ний судебной практики и внесенных представлений.
Нетрудно заметить, что объем статистических сведений по рас-смотрению гражданских дел намного меньше, чем уголовных. С од-ной стороны, это связано с недостаточно развитой гражданско-правовой статистикой, с другой — с объективно меньшим числом показателей, необходимых для отслеживания данной работы судов. Дальнейшее развитие гражданского общества и социально-эконо-мической активности населения существенно расширят гражданс-ко-правовую сферу судебной деятельности, что может привести к увеличению и уточнению статистических показателей.
Но и на основе ныне действующей статистики можно ус-пешно изучать брачно-семейные, трудовые, жилищные и мно-гие другие отношения. Анализ различных показателей граждан-ско-правовых споров в динамике и по территориям показыва-ет позитивные или негативные тенденции в той или иной сфе-ре гражданско-правовых отношений. Углубленное изучение этих отношений требует обращения к гражданскому, гражданско-процессуальному, конституционному, семейному, финансово-му, банковскому, трудовому, жилищному, земельному, наслед-ственному, предпринимательскому, административному, уго-ловному, уголовно-процессуальному и другим отраслям права.


Тема 15.

Статистические таблицы высокоинформативны и в опреде-ленной мере наглядны. Но проникновение в их цифровое содер-жание требует времени, вдумчивой работы с цифрами и серьез-ного сравнительного анализа. Большей наглядностью обладают графики, составленные на основе табличных данных. Графичес-кое изображение даже самых сложных статистических показате-лей делает их не только наглядными, но доходчивыми и понят-ными с первого взгляда. График позволяет быстро уловить важ-нейшие тенденции и закономерности изучаемого явления.
Графиком в статистике называют наглядное изображение ста-тистических величин при помощи геометрических линий и фи-гур (диаграмм) или географических картосхем (картограмм). Гра-мотно подготовленный график доходчив, понятен и аналитичен. В отличие от лежащей в его основе таблицы, он дает предметную обобщающую картину состояния изучаемого явления, позволяет практически «с ходу» заметить его особенности, содержащиеся в многочисленных количественных показателях, увидеть тенденции и закономерности его изменения, выявить взаимосвязи с други-ми явлениями и процессами и даже предполагать его возможное развитие в будущем.
Как и таблица, график имеет ряд признаков или элементов, знание которых позволяет грамотно построить его вручную или машинным способом.
Основа любого графика — его геометрические знаки (точки, линии, фигуры), с помощью которых изображаются статисти-ческие величины. Графические компьютерные программы имеют большие наборы этих знаков (одинарных и двойных, сплошных и прерывистых линий различной толщины и цвета, иных обозна-чений и символов), позволяющих изображать графические фигу-ры так, чтобы они легко отличались одна от другой.
Следующие элементы графика — его пространственные ориен-тиры, определяющие размещение геометрических знаков на гра-фике. Пространственные ориентиры задаются в виде координат-ных сеток. В статистических графиках обычно применяется систе-ма прямоугольных координат в двумерном или трехмерном изоб-ражении. В картограммах средствами пространственной ориента-ции является либо географические ориентиры (контуры дорог, рек, морей, лесов, населенных пунктов), либо административные или государственные границы.
С пространственными ориентирами тесно связаны масштаб-ные, которые дают графическим изображениям количественную определенность. Масштабные ориентиры определяются шкалами графика. В этом случае масштаб выполняет роль условной меры перевода количественных величин в графические. В статистичес-ких графиках, как правило, применяются прямолинейные масш-табные шкалы. В связи с этим на осях абсцисс и ординат в услов-ных масштабах откладываются соответствующие единицы изме-рения. В наших условиях это абсолютные или относительные (про-центы, коэффициенты и др.) числа преступлений, правонару-шителей, осужденных, заключенных, гражданских или уголов-ных дел, истцов, ответчиков или лет, месяцев, административно-территориальных образований и т. д. В графиках, построенных по форме круговых и секторных диаграмм, применяются кривоугольные шкалы. И прямоугольные, и кривоугольные шкалы мо-гут быть равномерными и неравномерными. В юридической ста-тистике применяются равномерные шкалы, в которых отрезки пропорциональны числам.
Как и таблица, график должен иметь заголовки и словесные пояснения. Название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать наименования масштабных шкал: название отложен-ных на них единиц измерения (преступность в абсолютных и от-носительных числах — в миллионах, тысячах, коэффициентах, процентах и т. д.) и другие необходимые пояснения.

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100