Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Конспект лекций по дисциплине "Юридическая психология"

Тема 1.

Каждая конкретная наука отличается от других наук особен-ностями своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет собой значи-тельную трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения людей, столкнувшихся с необходимостью постиг-нуть психологическую науку.
Психология - это наука, изучающая закономерности и ме-ханизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит: от греческих слов «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предло-жен немецкими схоластом Гоклениусом в конце XVI века.
Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в са-мостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психоло-гия постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психи-ческой деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные, отрасли психологии. Так, группу прикладных от-раслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности составляют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы -инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.
Юридическая психология включает в себя различные облас-ти научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регули-руемых нормами права, психическая деятельность людей приоб-ретает Своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
В целом, юридическая психология - научно-педагогическая дисци-плина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
Юридическая психология в современном ее понимании - наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования, может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней за-дач только благодаря системному подходу. Синтез психологии w юриспруденции в юридической психологии приводит к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуаль-ных проблем - повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.
Исходя из целостного строения психологической науки, с одной стороны, и непрерывного ее развития и образование новых отраслей - с другой, юридическую психологию следует рассмат-ривать как самостоятельную область, которая тесно связана с общей, социальной, Возрастной, педагогической, медицинской, военной психологией, психологией труда, спорта и искусства. Можно сказать, что являясь элементом целостной системы психо-логической науки, юридическая психология в большей или мень-шей степени связана и взаимодействует «о всеми ее элементами.

Тема 2.

Личность — фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифициру-ет: социальные группы, социальные институты, соци-альные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру,
В силу этого человек оказывается включенным во множество соци-альных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной систе-мы, но и сам он представляет систему, имеющую слож-нейшую структуру.
Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко-водствуется в процессе практической деятельности. По-следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность — это целе-направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще-ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело-век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче-ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему.
Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци-альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество.
Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа-зы — социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо-мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне-деятельности общества, к социальным группам и соци-альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Тема 3.

Значительное место в системе методов юридической психологии занимают методы изучения личности.
В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.
Объем изучения личности в юридической психологии включает:
1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).
2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.
3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).
4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).
5. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).
6. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).
7. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).
Тема 4.

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное вос-произведение, отражение дей-ствительности. Это воспроизве-дение и составляет суть позна-вательного отношения к миру.
Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и чело-веческого сознания вообще. Ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета.
Восприятие — целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Достаточно простого размыш-ления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является меха-ническим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообраз-ных проявлений предмета, которая неразрывно связана с други-ми актами познавательной и практической деятельности, предше-ствующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс активный и по-своему творче-ский. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать (ви-деть) только часть дома, но наше восприятие дома синтезирует в целостный образ и те части, которые в данный момент непосред-ственно не ощущаются. Восприятие не дает нам лишь одну плос-кость, хотя непосредственно мы можем видеть только ее — перед нами дом в его объемности и целостности. Благодаря многократ-ной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в на-шей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функцио-нирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.
Память лежит в основе способностей человека, является усло-вием научения, приобретения знаний, формирования умений и на-выков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствова-нию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело-вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хране-нию и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинк-ты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобре-таемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих усло-виях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним бы-ло, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы без-возвратно утрачивалось.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Тема 5.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира.
В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным.
Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи-ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ-ектам, принято называть эмоциями и чувствами, т.е. другими словами эмоции—особый класс субъективных психологических состоя-ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият-ного или неприятного процесс и результаты практической деятель-ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции—одни из наиболее древних по происхождению психи-ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей
Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности, за-висящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуа-ция, случай, преступление в разное время могут вызывать у человека раз-личные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной вза-имосвязи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.
В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах, проявляются наиболее существенные особенности личности. В отличие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пан-томиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.
Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каж-дой эмоции и любому чувству противостоят противоположные пережива-ния, между которыми существуют множество переходов. Так, радости про-тивостоит горе, любви - ненависть, коллективизму - эгоизм и т.п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут переживаться человеком с раз-личной глубиной в зависимости от вызвавших их причин и особенности де-ятельности, совершаемой личностью.
Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать.
Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определен-ного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудо-вольствие. Испытываемые чувства, в зависимости от индивидуальных осо-бенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими.

Тема 6.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм иди коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Тема 7.

Основная задача судебно-психологической экспертизы состоит в оказании помощи органам правосудия при решении вопросов психологического содержания. Деятельность судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.
Главная функция судебно-психологической экспертизы заключается в получении на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать индивидуальные особенности психической деятельности обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Такими данными могут быть сведения о познавательной деятельности (от простейших ощущений до высших форм мышления), ситуативно обусловленных эмоциональных реакциях, стойких психических состояниях и качествах личности. Необходимо особо подчеркнуть, что судебно-психологическая экспертиза исследует главным образом проявления психики человека, не выходящие за пределы нормы. Иными словами, судебно-психологическая экспертиза проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.
Общим принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры индивидуального сознания людей в момент совершения конкретных поступков или отражения явлений действительности.
Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности степени его осознанности. В тех случаях, когда психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и житейского опыта юристов, особенно остро ощущается потребность в проведения судебно-психологической экспертизы.
Понимание задач и функций судебно-психологической экспертизы на любом этапе ее развития определялось содержанием законодательства, в условиях которого она осуществлялась, методологическими принципами правовой науки и различных психологических школ и направлений.
Как видно из законодательной формулы, один из основных признаков судебной экспертизы — использование в уголовном процессе специальных познаний. Этот признак служит одновременно критерием при определении конкретного вида судебной экспертизы, так как специальные познания могут относиться только к какой-то сфере деятельности людей.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает обязательное проведение экспертизы в случаях, когда возникают сомнения в способности свидетелей или потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
В следственной и судебной практике иногда возникает необходимость в установлении обстоятельств, содержание которых не может быть полностью раскрыто на основе применения только специальных психологических познаний. Существуют проблемы, составляющие пограничную область между психологией и другими науками, в частности между психологией и отдельными отраслями медицины. Общая тенденция современной науки к развитию междисциплинарных исследований открывает перспективы комплексного решения экспертных вопросов представителями психологии, психиатрии, дефектологии и других научных дисциплин.
По конкретным уголовным делам могут проводиться комплексные психолого-психиатрическая, медико-психологическая и другие экспертизы с участием психологов.

Тема 9.

Лич-ность пре-ступ-ни-ка - со-во-куп-ность свойств, при-су-щих, со-вер-шаю-ще-му или со-вер-шив-ше-му пре-сту-п-ле-ние, че-ло-ве-ку, со-став-ляю-щих его ин-ди-ви-ду-аль-ность.
Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью, которая представляет собой систему свойств личности в виде криминогенных интересов и мотивации, которые породили соответствующее преступное поведение. Как правило, общественная опасность носит не всеобъемлющий характер, а проявляющийся в некоторых доминирующих мотивациях и ориентациях, например, корыстной или насильственной и т.д. Такая криминогенная ориентация личности определяет содержание ее общественной опасности и ее преступного поведения.
Обязательным компонентом общественной опасности является криминогенная деформация правовой психологии, то есть различные варианты неуважения уголовного закона.
Общественная опасность личности преступника как ее социальная сущность дает основание выделить подобную личность в виде качественно отличной от личности других граждан.
Вместе с тем очень различна общественная опасность типов личности преступника и конкретных преступников. Причем общественная опасность личности определяется не только характером содеянного им, но и местом, которое занимает преступное поведение и его мотивация во всей системе личностных качеств и поведения субъекта в целом, соотношением между социально значимыми отрицательными и положительными свойствами личности.
Криминогенная дефектность правовой психологии преступни-ков проявляется в двух аспектах: незнании уголовно-правовых за-претов (что встречается редко, главным образом, у неосторожных преступников и укрывателей преступлений) и пренебрежении уг-розой наказания. Последнее может быть совершено сиюминутно под влиянием неблагоприятного стечения внешних обстоя-тельств, например в неосторожных транспортных преступлениях, или провокационного поведения потерпевших.
Компоненты криминогенно деформированной психики правонарушителя формируют и искаженные потребности лич-ности. Потребности, в свою очередь, конкретизируются системой интересов личности, приоритетами ее стойких ценностных ориен-тации.
Потребности и интересы порождают мотивы и мотивацию (сис-тему мотивов) как побуждения к деятельности. Доминирующая стойкая мотивация составляет стержень личности и причину ее поведения. Однако возможны, например у случайных преступни-ков, сиюминутные эгоистические мотивы, которые в сочетании с неблагоприятной внешней средовой ситуацией могут повлечь пре-ступления. Типичным примером являются случаи автотранспорт-ных преступлений.
Потребности и интересы корыстных преступников и насиль-ственных, хулиганов существенно различаются в зависимости от возраста преступников, значимой для них микросреды, длитель-ности преступного поведения и т. д. Однако общим для них явля-ются заниженность и примитивность потребностей.
Обобщенная характеристика лиц, совершающих преступления, и их изучение на статистическом уровне позволяют выявить ти-пичные особенности, присущие определенным группам, и принять соответствующие меры для планирования и предупреждения пре-ступности.
При этом изучение отдельных категорий преступников показало, что типичный комплекс из 20—25 особенностей социально-демографической, социально-ролевой, нравственно-психологической характеристики личности проявляется у четырех из каждых пяти лиц, совершивших преступление.

Тема 10.

Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной психологии, каким образом она воздействует на своих членов, что движет людьми, состоящими в ней, помогает, с одной стороны, правильно оценивать их действия и поступки, а с другой — выбирать наиболее оптимальные методы борьбы с организованной групповой преступностью.
К наиболее простому типу преступных формирований принято относить так называемые случайные преступные группы, состоящие из двух и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора, имеющие самый низкий уровень психологической сплоченности, возникшие случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке (ч. 1 ст. 35 УК РФ).
В группах подобного типа отсутствует четкая психологическая, функциональная структура, еще не выделился лидер, решения соучастниками преступления нередко принимаются под влиянием какой-то спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения, чувства солидарности соисполнителей. Именно поэтому участники такой совместной преступной деятельности совершают преступления без предварительного сговора, без распределения ролей и функциональных обязанностей, без заранее продуманного плана, как говорили раньше, скопом, т.е. вместе, сообща.
К следующей разновидности преступных групп, выделенных законодателем, относятся группы типа компании, состоящие из двух и более лиц, заранее, по предварительному сговору договорившихся совместно совершить преступление (ч. 2 ст. 35 УК РФ). Такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Данная форма соучастия может сочетаться как с обычным соисполнительством, так и с соучастием в прямом смысле этого слова, т.е. с распределением ролей.
Организованная преступная группа — более совершенная, а поэтому и более опасная форма криминального объединения, поскольку представляет собой «устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений» (ч. 3 ст. 35 УК РФ).
Наиболее совершенной в криминальном отношении, а потому и наиболее опасной формой организованного преступного формирования, по мнению законодателя, является сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ). От рассмотренных выше организованных устойчивых преступных групп данное организованное преступное формирование отличается еще большей сплоченностью, которая становится его необходимым признаком
Следующим типом еще более организованных преступных формирований являются преступные сообщества (преступные организации), а также различного рода объединения организованных преступных групп, созданные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ).
К формированию подобных преступных сообществ, организаций криминального типа приводит расширение масштабов преступной активности, что в свою очередь требует привлечения все большего числа участников, специализирующихся в различных видах деятельности, обеспечивающих преступный бизнес.
Преступные сообщества (организации) занимаются разработкой наиболее важных, с их точки зрения, стратегических вопросов организованного, систематического совершения тяжких или особо тяжких преступлений, распределения сфер своей криминальной деятельности (по отраслям, территориям и т.п.), создания полулегальной системы «отмывания» доходов, нажитых преступным путем, внедрения в государственные органы, кредитно-финансовые учреждения, т.е., по существу, систематически занимаются преступным бизнесом. Нередко преступные организации возникают на основе успешно действующей, хорошо организованной, устойчивой преступной группы.
Тема 11.

Психология личности юриста обусловлена теми требованиями, которые предъявляют к ней юридические профессии, а также социальными ожиданиями, которые возникают в обществе к людям, стоящим на страже закона и порядка. Соответствовать социальным ожиданиям способна личность с нравственными ценностями, нормальной жизненной позицией, установкой на справедливость решений, профессиональной компетентностью, развитыми интеллектуальными качествами и личностной устойчивостью к противоречивым условиям труда.
К противоречивым условиям труда юриста, проявляющимся в разной степени в разных профессиях, могут быть отнесены такие особенности профессиональной деятельности:
одновременно рутинный и творческий ее характер;
педантичность, скрупулезность и экстремальность;
процессуальная самостоятельность, ответственность и субординированность;
властность, обязательность полномочий и чувствительность к проблемам людей;
нормативность профессионального поведения, принимаемых решений и опасность соблазнов использования служебного положения.
Таким образом, личность юриста должны характеризовать ценностные ориентации, стойкость духа, зрелость, развитость, самостоятельность, целеустремленность, компетентность, способностью к гибкому нормативному и творческому взаимодействию, продуктивному сотрудничеству.
Профессиональная самостоятельная активность зиждется на той опоре, которую в себе ощущает личность, т.е. на проявлении личностной силы. Самой стойкой опорой для личности юриста является принцип ценностей. Принцип удовольствия и даже принцип реальности могут провоцировать различные нарушения.
Каждого человека можно отнести к интерналам или к экстерналам в зависимости от того, какое проявление типично его характеризует в разнообразных сферах жизнедеятельности. Будучи интерналом, специалист может плодотворно переживать свою эффективность и отнестись к себе критично и ответственно в связи с неуспехом.
Устойчивое отношение к себе как малоценности, может при включении психологических защит превратиться в комплекс сверхполноценности, при котором снова у личности не сохраняется равенство с другими людьми, только изменяется оценка перевеса сил. Такой личности может быть свойственно устремление самоутверждаться любыми путями, например, используя служебное положение или правонарушениями.
Понятие профессиональной компетентности связано с соотношением возможностей профессионала и требований той деятельности, которую он выполняет. Любая деятельность кроме мотивационно-потребностной характеризуется и операционально-технической стороной. Последняя включает в себя способности, знания и умения, возможность их адекватного применения, которая на высшем уровне проявляется, как уникальность специалиста или его мастерство.
Чтобы быть успешной, личности необходимо проявлять целеустремленность, выраженную таким психологическим понятием как “жесткость целеполагания”. Ее характеризуют хороший контроль целей и четкий учет результатов деятельности, отсечение разнообразных отвлечений или непродуктивных попыток. Однако человек с “жестким целеполаганием” не только может стать организованно деловым, но и ригидным (жестким, не гибким), агрессивно-активным.
Чтобы этого не произошло “жесткость целеполагания” у человека должна уравновешиваться “гибкостью поведения”. “Гибкость поведения” обеспечивает вариативность поведения и проявляется в способности изменять его цели и способы, если они не достижимы, неадекватны друг другу, либо сложившимся условиям, а также интересам, нормам и ценностям человека, окружающих его людей, общества в целом.
Тема 12.

Осмотр места происшествия относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично, в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохра-нять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.
С момента начала осмотра поисковая сторона деятельности обеспечива-ет выделение (вычленение) на месте происшествия криминалистически значимой информации, отражающей динамику события преступления, лич-ность преступника (преступников), личность потер-певшего, способ совершения преступления, предметы преступного посягательства и т. д.
В психологическом аспекте обыск представляет собой сложное и весьма специфическое следственное действие. Прежде всего он отличается принудительным характером по отношению к обыскиваемому. Кроме того, обыску свойственна противоположность целей, которые имеются, во-первых, у следователя и остальных участников действия, а, во-вторых, у обыскиваемого.
Если следователь и работники органа дознания ставят цель обнаружить орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, то обыскиваемый, как правило, не заинтересован в этом. Обыск для подозреваемого, обвиняемого, членов их семей означает хотя и санкционированное законом, но нежелательное вторжение посторонних людей в их квартиру, ознакомление с материальными, личными, интимными сторонами их жизни.
Проведение обыска требует от следователя способности проявлять разнообразные психологические качества, свойства, состояния, профессиональные знания, умения и навыки. Некоторые из них, в первую очередь профессионально необходимые, позволяют повысить эффективность обыска, отдельные могут препятствовать его успешному осуществлению - для их преодоления, нейтрализации понадобятся дополнительные усилия.
Предъявление для опознания - следственное действие, в котором свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате восприятия предъявленных ему объектов и их сравнения с мысленным образом лица или предмета, воспринимавшегося ранее ,приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии.
Опознание производится в тех случаях, когда допрашиваемый, описавший в ходе допроса то или иное лицо или предмет утверждает, что он узнает его при предъявлении.
Большое психологическое значение имеет однородность предъявляемых для опознания объектов. Нельзя предъявлять объекты, которые резко контрастируют друг с другом (старый нож на фоне новых, брюнета среди блондинов и т.п.). В этих случаях происходит не опознание, а угадывание по резко отличительным признакам. При предъявлении для опознания задержанного для установления его причастности к преступлению необходимо учитывать еще один психологический фактор. Зачастую опознание проводиться не сразу после задержания, а через определенное время, в течении которого задержанный находится в камере. И, естественно, одежда его в этих условиях мнется, пропитывается специфическими запахами, да и внешний вид задержанного оставляет желать лучшего (небритость, «помятость» и т.д.). Т.е. он начинает принимать вид соответствующий стереотипу «преступник». И если он хотя бы отдалено похож на разыскиваемого преступника, будьте уверены «опознание» произойдет.

Тема 13.

Человек характеризуется через различные формы внешней и внутренней активности. Он, как субъект, инициирует, творит, создает внутренний мир и свои поступки, контролирует чувства, вырабатывает собственные ценности и жизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит жизненно важные задачи, вырабатывает способность ладить с людьми, создает условия для своего развития. Все это трудно представить без связи с другими людьми, которые называются межличностными отношениями.
В разных группах может проявляться разный тип отношений, при котором определенная стадия фиксирована и дальнейшее развитие не происходит. Если стадия зафиксирована из-за субъективных возможностей личности, значит на более высокие отношения она не способна, это - барьер ее личностному росту и развитию ее отношений.
Не редко при формировании “проблемных” отношений возникает потребность в профессиональной психологической помощи. В настоящее время существуют организации и предприятия, где работает психолог или создана психологическая служба. Психолог должен быть не гостем и наблюдателем, а активным участником процесса развития и функционирования коллектива и отдельной личности; нужно, чтобы он не только понимал, каким должен быть этот процесс, но и умел практически его вести, участвуя в создании необходимых условий.
При использовании технологии групповой работы в психологической или психотерапевтической практике могут быть развиты такие способности личности, как способность к принятию ответственности за свое существование, способность доверять другим людям, способность любить, способность отстаивать свое мнение и т.п. Т.е. не операции, не знания, не умения, а нечто, прямо соотносимое со смыслами целостной жизнедеятельности человека.
Необходимо отличать личные и деловые отношения. Первые основаны на симпатии-антипатии, вторые - опосредованы теми функциями, которые выполняет человек, его статусом, деловой целью. Первые формируются по свободному выбору, вторые, как предписано штатным расписанием и обязанностями. По этой причине любить на работе никто никого не обязан, но все должны быть вежливы и предупредительны. На работе человек не имеет право не только игнорировать свои обязанности, но и пребывать в плохом настроении.
Общение может быть формальным (чем-то ограниченным) и неформальным, а именно, масочным, ролевым и личностным. При масочном общении происходит лишь обмен какими-то знаками, это самое ограниченное для личностного проявления и поверхностное взаимодействие. Наиболее используемое - ролевое общение обусловлено и ограничено выполнением различных социальных функций (межличностных, профессиональных и других ролей). В личностных отношениях, примерами которых может быть дружба, любовь, личность может проявить себя лишь с теми ограничениями, которые ей ставит самоуважение. В таких отношениях проявляются принципы: 1)каждый имеет право быть самим собой”; 2) никто никому ничего не должен; 3) я уважаю себя. Понятно, что такие отношения редки, происходят с избранными людьми. Их формирование требует больших вложений от партнеров, ведь нужно создать общее пространство взаимодействия, не потеряв себя и не нарушив границы другого Я.
Юрист, осуществляющий профессиональную деятельность, благодаря своим сформированным способностям, становится компетентным, творческим, независимым субъектом, способным к взаимодействию, результативно и с удовольствием проявляющим себя, несмотря на то, что действует порой в новых, непредвиденных ситуациях, связанных с риском не только для своей репутации, но и жизни.

Тема 14.

Для предварительного следствия характерно исследование генезиса раз-личных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития кото-рых явилось событие преступления.
Конфликтная ситуация редко исчер-пывается событием преступления. Конфликт иррадиирует, включая в себя значительное количество лиц и целые группы. Поэтому в процессе рас-следования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с раз-личными формами сопротивления поиску истины, с той или иной тенден-циозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и резуль-татами его расследования.
Основные цели участников допроса (допрашиваемого и допрашивающего) могут быть противоположны, и это приводит к различным формам конфронтации: спору, полемике и др. В подобных ситуациях переход к диалогу создает наилучшие предпосылки для обеспечения взаимодействия взаимопонимания и в конечном счете сотрудничества.
Умение использовать диалог для поиска и установления истин можно считать признаком высокой культуры расследования.
Таким образом, в процессе предварительного следствия в условиях взаимодействия следователя с обвиняемым, а также с рядом других лиц (потерпевший, свидетель и др.) возникает диалог как одна из динамических характеристик процесса след-ствия.
Умение использовать диалог для поисков и уста-новления истины можно считать признаком высо-кой культуры расследования. Это требует от следо-вателя хорошего знания действующего законода-тельства, умения эффективно взаимодействовать в соответствии с процессуальным законом, соблюдением этических норм.
В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в которой можно выделить два аспекта: это словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим и получе-ние информации о состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, микродви-жение конечностей, цвет кожных покровов и т. д.).
Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь навыками управления своей волевой и эмоциональ-ной сферами умеет управлять в рамках закона эмоциями допрашиваемо-го: в начальной стадии допроса тонкими профессио-нальными приемами гасить вспышки и даже бури ненависти, зла, отчаяния. Следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого переходить к диалогу. Это в пер-вую очередь относится к потерпевшим и свидетелям, которые в силу ряда факторов (событие тяжкого преступления, первое посещение тюрьмы, угрозы со стороны преступников и т. д.) могут находиться в угнетенном, депрессив-ном состоянии. Следователь обязан, во-первых, обратить внимание на та-кое состояние, во-вторых, правильно определить его причины и, в-третьих, специальными психологическими приемами ликвидировать такое состоя-ние, снять нервное угнетение до проведения очной ставки.
Если допрашиваемый упорно скрывает достоверно известные ему све-дения по делу либо сообщает заведомую ложь, то в отношении него следо-ватель вправе применить метод изобличения. Изобличать допрашиваемо-го в сокрытии каких-то фактов или заведомой лжи — значит опровергнуть его утверждения, показать их несостоятельность, несоответствие установ-ленным по делу фактам. Это достигается путем предъявления судебных доказательств, вскрытия противоречий, использования логической аргумен-тации.

Тема 15.

В общенаучном смысле управление — это иерархически организованная, многоуровневая, взаимосвязанно действующая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих (постоянно или эпизодически) организационно-управленческие функции во имя достижения поставленных целей на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим.
В современных системах управления каждый орган, каждое должностное лицо являются субъектами, не только оказывающими управляющее воздействие на других, но и подвергающимися воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц). Причем управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само управляющее воздействие их друг на друга.
Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. Поэтому к нему предъявляются повышенные требования.
В психологии управления выделяют следующие виды решений.
Организационные решения. Подобного рода решения принимаются должностными лицами для того, чтобы выполнить свои функциональные обязанности. Цель организационного решения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед организацией.
Организационные решения подразделяются на:
запрограммированные, когда должностное лицо (руководитель) в сложившейся обстановке располагает ограниченным числом альтернатив и последовательность его действий достаточно ясна, поскольку должна соответствовать заранее определенному алгоритму, тем или иным предписаниям закона;
незапрограммированные решения, которые принимаются в нестандартных, неопределенных ситуациях, допускающих большое разнообразие выбора действий (альтернатив).
Считается, что чаще всего ситуации складываются таким образом, что принимаемые решения находятся между указанными выше крайними вариантами, т.е. носят смешанный характер.
В зависимости от того, что побуждает должностное лицо (руководителя) отдать предпочтение тому или иному решению, они делятся на следующие виды.
Интуитивные решения принимаются на основе ощущения, интуиции, что они правильны. Принятию подобного рода решений способствует своеобразное озарение, или инсайт (от англ. insight — постижение, озарение), — «внезапное, невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы».
Решения, основанные на суждениях. В отличие от интуитивных решения, основанные на суждениях, принимаются на основе знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта руководителя. Недостаток подобного рода решений состоит в том, что из-за чрезмерной ориентации руководителя на свои знания, прежний опыт, из-за воздействия на его сознание смысловой установки, он может не учесть новые, вновь возникшие обстоятельства и вследствие этого упустить связанные с ними новые альтернативы.
Рациональные решения принимаются на основе объективного анализа имеющейся информации.

Тема 16.

Познавательная деятельность суда не может быть точной копией познавательной деятельности следователя. Применительно к судебному познанию такая деятельность должна состоять в новом, самостоятельном, ничем не связанном с выводами следствия исследовании материалов дела, дополнительно истребованных судом доказательств.
Исходным моментом для познавательной деятельности суда при рассмотрении гражданско-правовых споров является исковое заявление истца с приложенными к нему материалами. Из них судья черпает первичную информацию по делу о сущности конфликта, о лицах, заинтересованных в его разрешении, и представленных в суд доказательствах. Существенным дополнением служит информация, получаемая судьей во время опроса сторон, изучения их объяснений до начала судебного заседания. Все эти сведения, в том числе и о личности сторон, являются поистине неоценимыми. Судья получает не только исходный доказательственный материал, но и материл, позволяющий ему определить категорию дела, наметить меры процессуального обеспечения предстоящего судебного разбирательства, а также спрогнозировать поведение сторон в суде.
Характерной особенностью познавательной деятельности суда является то, что процесс познания истины протекает в условиях активного, открытого общения участников судебного разбирательства. Поэтому перейдем к более подробному рассмотрению коммуникативной подструктуры судебной деятельности, тесно связанной с процессами познания истины судом.
Свои психологические особенности волеизъявления, процесса выработки, принятия решений имеются и в деятельности юристов, непосредственно участвующих в судопроизводстве. Как известно, окончательное волеизъявление судьи по конкретному делу облекается в особую процессуальную форму, которая предусмотрена в законодательстве в виде конкретных решений по делу, определений, постановлений, наконец, в форме приговора.
Принятие судьей разнообразных решений организационного характера в виде постановлений, определений, например о принятии дела к своему производству, о назначении дня слушания дела, вызове свидетелей и т. п., как правило, не вызывает особых затруднений, поскольку в законе существует определенный порядок (алгоритм) выполнения тех или иных действий (процедур), которые требуется соблюсти в тех или иных ситуациях. Подробно процессуальный порядок принятия таких решений на каждой стадии уголовного, гражданского (арбитражного) процесса содержатся в соответствующих правовых нормах и изучается в уголовно-процессуальном либо в гражданско-процессуальном (арбитражно-процессуальном) праве.
Большая часть таких решений принимается судьями единолично и не вызывает серьезных осложнений в процессе их волеизъявления. Это можно объяснить тем, что процесс поиска правильного решения судьей в подобного рода случаях требует прежде всего активизации вербально-логического мышления, извлекающего из памяти те или иные правовые знания (понятия, категории, нормы и т.п.), с позиций которых оценивается сложившаяся ситуация насколько составные элементы (признаки) этой ситуации соответствуют содержанию конкретной правовой нормы. И в случае их полного соответствия судьей выносится определенное решение, представляющее собой разновидность так называемых рациональных решений, о которых говорилось выше в предыдущей главе.
При принятии групповых решений составом суда, определяющих окончательные результаты рассмотрения то ли гражданского, то ли уголовного дела, роль профессионально значимых психологических факторов, прежде всего интеллекта, мышления судьи, значительно возрастает.

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100