Срочный заказ!   Гарантии   Как оплатить?   Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты.




звоните (812) 927-5462
пишите refer2003@mail.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени.

ИСКАТЬ В КАТАЛОГЕ ГОТОВЫХ РАБОТ:



Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









Наши телефоны:

(812) 927-5462
Сергей

(921) 752-0726
Анна

По всем вопросам
пишите:

refer2003@mail.ru




Методички:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс


 


Содержание работы:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс
для всех специальностей и направлений

061100 – Менеджмент организации
060400 – Финансы и кредит
060500 – Бухгалтерский учет и аудит
060600 – Мировая экономика
351300 – Коммерция
351400 – Прикладная информатика
350200 – Международные отношения
020400 – Психология
653400 – Организация на транспорте
021100 – Юриспруденция
022900 – Перевод и переводоведение
350300 – Регионоведение

Санкт-Петербург, 2006

Культурология: учебно-методический комплекс / авт. сост.Яхонтова Е.С., Томалинцева Л.Д., Носова И.Л.

Утвержден на заседании кафедры культурологии и русского языка протокол № 2 от 20.09 2006

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом, протокол № от

Авторы-составители: к. иск., доцент Е.С. Яхонтова, к.ф.н., доцент Томалинцева Л.Л., к.ф.н., доцент И.Л. Носова

Рецензенты

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Кузьмина.

Ответственная за выпуск Н.А.Фролова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий учебно-методический комплекс по Культурологии предназначен для студентов всех специальностей института, дневного, вечернего и заочного отделений.
Культурология является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла и данная программа соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ .
Цель курса ввести студента в мир культуры, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. В соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения, познакомить с историей культурологической мысли, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, методами культурологических исследований.
Студент должен овладеть категориальным аппаратом данной области знания, оценить диалог культур в современном мире, познакомиться с особенностями возникновения и функционирования различных культурных моделей.
Задачей курса является формирование представлений о социокультурной динамике, типологии и классификации культур внутри – и межкультурных коммуникаций, знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа, изучение основных понятий культурологии, эволюции понятий «культура» и «цивилизация», выделение доминирующих в той или иной культуре ценностей значений и смыслов, составляющих ее историко-культурное своеобразие.
Количество аудиторных часов, отведенных на изучение культурологии студентами различных специальностей отличается, о чем свидетельствует таблица №1

Таблица №1
№ п/п Наименование раздела, темы
лек-ции семи-нары сам. раб. Итого
1 2 3 4 5
1. Менеджмент организации 30 6 44 80
2. Финансы и кредит 30 6 24 60
3. Бухгалтерский учет и аудит 30 6 24 60
4. Международные отношения 28 6 34 68
5. Мировая экономика 30 6 36 72
6. Коммерция 26 8 26 60
7. Юриспруденция 30 6 24 60
8. Перевод и переводоведение 26 12 38 76
9. Регионоведение 28 6 34 68
10. Организация на транспорте 26 8 26 60
11. Психология 30 6 32 68
12. Прикладная информатика 18 18 24 60
В этой связи Учебно-методический комплекс по культурологии предлагает несколько учебно-тематических планов.
Учебно-тематический план №2 иллюстрирует содержание курса для специальностей, где распределение часов является наиболее распространенным: 30 лекционных и 6 семинарских.
В случае, когда количество лекционных и семинарских занятий отличается незначительно, например, «Менеджмент организации» – 28 лекционных и 6 практических или «Коммерция» – 26 лекционных и 8 практических, перераспределение материала между лекционными и семинарскими занятиями осуществляет сам преподаватель (не меняя содержания курса).
В том случае, если количество лекционных и семинарских часов отличается кардинально: «Прикладная информатика» – 18 лекционных и 18 практических – учебно-методический комплекс предлагает отдельный учебно-тематический план №3, а в разделе, посвященном семинарским занятиям предлагает вопросы для обсуждения как с расчетом традиционных 6 часов, так и с расчетом самого большого количества аудиторного семинарского времени – 18 часов. Студентам тех специальностей, где на подобные занятия рекомендовано времени больше 6ч., но меньше 18 ч. должны исходить из выбора семинаров в порядке очередности их расположения в учебно-методическом комплексе.
В целом для успешного овладения предметом необходима систематическая самостоятельная работа. Успешно организовать эту работу помогут такие разделы учебно-методического комплекса как контрольные вопросы, темы рефератов, методические рекомендации для студентов заочного отделения, конспект опорных лекций, глоссарий, список литературы по темам.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№2
Для всех направлений и специальностей
№ п/п Наименование раздела, темы Количество аудиторных часов
лек-ции семи-нары всего
1 2 3 4 5
1. Культурология как наука. Введение в предмет 2 2
2. Культурология в системе современных наук. Основные культурологические школы и методы исследований 2 2
3. Культура как предмет культурологии. Культура и природа. 2 2
3.1. Происхождение культуры 2 2
4. Исторические образы культуры в современном сознании (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Культурные представления в ХIХ - ХХ вв.) 6 6
4.1. Человек как творец художественной культуры 2 2
4.2 Культура и личность. Инкультурация и социолизация 2 2
5. Русская культура. Место и роль России в мировой культуре 4 4
6. Культура как деятельность по освоению мира (наука и искусство в системе культуры. Культура и религия) 6 6
7. Бытие культуры (цивилизация и культура, общество и культура, человек и культура, субъекты культуры) 4 4
8. Типология культур. Диалог культур Востока и Запада 2 2
9. Постмодернизм в культурологическом осмыслении. Контркультурные тенденции в современном сознании. 2 2
Итого 30 6 36

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№3
Для специальности 351400 – Прикладная информатика

№ п/п Наименование раздела, темы Количество аудиторных часов
лек-ции семи-нары всего
1 2 3 4 5
1. Культурология как наука. Введение в предмет 2 2
2. Культурология в системе современных наук. Основные культурологические школы и методы исследований 2 2
3. Культура как предмет культурологии. Культура и природа 2 2
3.1. Происхождение культуры 2 2
4. Исторические образы культуры в современном сознании (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Культурные представления в ХIХ - ХХ вв.) 10 6
4.1. Человек как творец художественной культуры 2 2
4.2 Культура и личность. Инкультурация и социолизация 2 2
5. Русская культура. Место и роль России в мировой культуре 2 2 4
6. Культура как деятельность по освоению мира (наука и искусство в системе культуры. Культура и религия) 2 6
7. Бытие культуры (цивилизация и культура, общество и культура, человек и культура, субъекты культуры) 4 4
8. Типология культур. Диалог культур Востока и Запада 2 2
9. Постмодернизм в культурологическом осмыслении. Контркультурные тенденции в современном сознании. 2 2
Итого 18 18 36

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Культурология как наука. Введение в предмет

Культурология - наука о культуре. Она оформилась в ХХ веке и сегодня еще переживает процесс своего становления. Предметом культурологии являются культурные процессы, происходящие в обществе. Культурология изучает предпосылки, формирующие интересы и потребности людей в сфере культуры, исследует наиболее общие законы развития культуры, взаимосвязь и взаимодействие разных культур, локальных и региональных. Культурология призвана выявлять общие тенденции всего культурного процесса, всех народов Мира, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Культурология изучает процессы, происходящие в современной социокультурной среде.
Проблематика культурологии связана с вопросами теории и истории мировой культуры.
Осовные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Тема 2. Культурология в системе современных наук. Основные культурологические школы и методы исследований

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Для современной науки характерна интеграция, а использование методов, выработанных разными науками при изучении такого целостного, но и многообразного объекта, как культура, особенно полезно.
Междисциплинарные связи породили различные разделы культурологии: философию культуры, художественную культуру, социологию культуры, теорию культуры, историю культуры и т.д.
В процессе обогащения знаний человечества о культуре ее выдающиеся исследователи нередко объединялись в школы. Границы между этими течениями довольно условны, но все же принято выделять такие культурологические школы ХХ века, как общественно-историческую (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби), натуралистическую (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Б.К.Малиновский), социологическую (П.Сорокин, А.Вебер, М.Вебер, Т.Парсонс, Э.Дюркгейм), символическую (Фердинанд де Соссюр, Э.Кассирер)

Тема 3. Культура как предмет культурологии. Культура и природа

Культура - результат творческой деятельности человека. Поскольку явление культуры необычайно богато и разнообразно, существует множество определений культуры и это одна из серьёзных проблем в её изучении.
Понятие «культура» возникло на римской почве в противовес понятию (natura - природа). Оно обозначало «обработанное, улучшенное» и вначале связывалось с «обработкой земли» и трудом земледельца.
Рассматривая историю культуры, как поиск смысла этого феномена можно отметить, что в настоящее время культура является уникальной характеристикой самых разнообразных проявлений человеческой жизнедеятельности. Можно говорить о культуре духовной и материальной, бытовой, личностной, общественно-политической и т.д. Это понятие охватывает и способы производства и отношения, в которые люди вступают в процессе трудовой деятельности, а также науку, искусство, фольклор, этикет и мн. др.

Тема 4. Исторические образы культуры в современном сознании

Преемственность – важное свойство культуры, живущей традициями. Историзм – метод познания вещей и явлений в их становлении и развитии. Существуют «линейный» и «циклический» подходы в изучении культуры, однако современная культурология отдает предпочтение «циклическому подходу».
Поскольку духовные мировоззренческие поиски человечества постоянно воплощаются в художественном творчестве, изучение исторических эпох особенно интересно через изучение художественной культуры.

Античность

Принято считать, что истоки европейской культурной традиции восходят к греческой античности. Культурное наследие античных государств (Греция и Рим) оказало большое влияние на искусство, философию, науку всех народов Европы.
Долгое время Античность изучалась с позиций того времени, в котором жили исследователи. Русский философ А.Лосев обосновал необходимость изучения Античности с позиций законов ею же установленных, - законов языческого классицизма.
Основополагающую роль в формировании античной культуры играло мифологическое сознание.

Средневековье

Термин «средневековье» был введен в 1667 году немецким историком Горном для обозначения тысячелетнего периода от падения римской империи до Нового времени.
Религиозность определяла духовную жизнь Средневековья, но христианство было не просто религией, а мировоззренческой основой всей жизни средневековой Европы.
Основанием художественной культуры Средневековья является Раннехристанское и Византийское искусство.
Раскол 1054 года на Западную и Восточную церковь оказали заметное влияние на культурные процессы Европы и Древней Руси.
Главными художественными стилями, отражающими эволюцию средневекового мироощущения, стали романский стиль и готика.
В социальном плане средневековый тип отношения человека к миру формируется на основе феодальной собственности и сословной замкнутости. Люди, отождествленные со своей профессией, вступают в корпоративные отношения, однако становление буржуазных отношений начинает разрушать это мироощущение.

Возрождение

Термин «Возрождение» был введен в обиход художником и историком искусства Джорджо Вазари (1511-1574) как желание возродить утраченные идеалы Античности.
Эпоху Возрождения часто называют золотым веком искусства. Культурная жизнь этого времени была очень интенсивной и дала миру множество шедевров во всех видах искусства.
Возрождение не сметало старое, но меняло на него свой взгляд. Не отрицая религиозного миропонимания главным объектом своего внимания и почитания Возрождение избирает человека (антропоцентризм).
Гуманизм Возрождения дает основание более подробно остановиться на многообразии и неоднозначности трактовок гуманизма в исторической перспективе.

Просвещение

Изменения в экономической и социально-политической жизни ведущих европейских стран, завершение формирования капиталистических отношений, бурное развитие науки, стало причиной формирования нового мировоззрения и нового типа культуры.
Вера в науку, как единственный гарант счастливой будущей жизни дало название этому времени.
Эпоху Просвещения часто называют и эпохой энциклопедистов в связи с изданием 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780). Идейным вдохновителем издания был известный французский философ Д.Дидро. Зародившись в Англии и Германии, Просвещение набирает особую силу во Франции (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)
Просветители стремились выработать целостные представления о мироздании, создать и теоретически обосновать «истинные системы». Однако, постоянно меняющаяся картина мира, открывающаяся в результате тех же научных поисков, обусловила возникновение в художественной культуре множества стилей, (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм), отразивших поиски новых ракурсов, способных более точно передать новое мироощущение.

Культурные представления в ХIХ - ХХ вв.

Разочарование в идеях Просвещения, завершившегося Французской буржуазной революцией 1789г. привело и к революции культурной.
Романтизм, как целостное развернутое мировоззрение, сложившееся на рубеже ХVIII-ХIХ вв., стало развиваться в направлении антирационализма.
Романтизм - явление противоречивое, развиваясь на протяжении всего ХIХ века, оно постоянно менялось. Так в художественной культуре принято говорить о раннем, зрелом и позднем романтизме, оказавшем в свою очередь большое влияние на культуру ХХ века. Такие художественные стили как критический реализм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм и др. берут свое начало именно в позднем романтизме.
Искусство ХХ века - это многочисленные художественные течения, возникшие в результате социальных потрясений и научно-технической революции, обусловившей ломку традиционных устоев.
Стремление художников выразить свой мир, предельная индивидуализация творчества затрудняют изучение искусства ХХ века как единообразие: фовизм, линеаризм, суперматизм, кубизм, сюрреализм и т.д.
В то же время для культуры ХХ века характерна поляризация, возникновение такого сложного социо-культурного феномена как массовая культура, в противовес культуре элитарной.

Тема 5. Русская культура Место и роль России в мировой культуре

Изучение родной культуры - важно для нашего современника, постоянно ведущего, благодаря развернутым средствам коммуникаций диалог во времени и пространстве с самыми различными культурами.
Познание себя в качестве носителя родных культурных традиций является залогом успешного овладения мировым культурным опытом, обогащающим личность.
Студенты нерусских национальностей через приобщение к великой русской культуре получат не только бесценный духовный опыт, но и стимул более внимательного и бережного изучения своей родной культуры, ведь только носители различных национальных культурных традиций, ведущие диалог, способны к созиданию.
В изучении русской культуры принято выделять такие важные этапы как культура древних славян и культура Киевской Руси, культура времени становления и укрепления единого государства (ХIV-ХVIвв.), Петровских реформ в области культуры, а также культура второй половины ХVIII- начала ХIХ века, культура ХIХ века, «Серебряного века» рубежа столетий и культура ХХ века.
Революция 1917 года стала для России болезненным переломом. Разрыв традиций не только во времени, но и пространстве породил уникальное явление: параллельное развитие двух культур (советской и зарубежной).

Тема 6. Культура как деятельность по освоению мира (наука и искусство в системе культуры. Культура и религия)

Познание как творческое освоение мира – одна из главных потребностей человека. Наука, искусство, философия – предлагают свои пути и методы этого познания.
Философия – это мировоззренческое мышление, которое тесно связано с языком, главным способом передачи культурного опыта. Можно сказать, что философия в основном является методологической и теоретической базой исследования культуры.
Важное свойство науки ее объективность. Наука призвана выявлять существенное для предмета и явления, раскрываемое с помощью особого научного языка формул и понятий.
Изучая искусство в системе культуры также, как и в науке, приходится обращаться к понятию метода (художественного метода, образа, стиля), так как не только каждый художник, но и каждый вид искусства обладает своими специфическими средствами для отражения мировоззренческих поисков.
Современная культурология плодотворно развивает позицию, сформулированную О.Шпенглером, Н.Бердяевым, П. Флоренским и др., свидетельствующую о том, что каждая культура национальна и религиозна.
Культура всегда отражает религиозные воззрения, которые воплощаются в различных формах: христианство, ислам, иудаизм, индуизм, буддизм и др.
Секуляризация культуры губительна, так как превращает ее в цивилизацию бездушных и бездуховных потребителей.

Тема 7. Бытие культуры (цивилизация и культура, общество и культура, человек и культура, субъекты культуры)

Термины «цивилизация» и «культура» существуют с античных времен, так что решение проблемы взаимоотношений этих явлений постоянно занимает человечество, а, следовательно, имеет свою историю.
Так в начале ХХ века ученые стали различать культуру как органическую целостность и цивилизацию как форму механического, утилитарного отношения к миру.
Мнение, что цивилизация - это последний этап развития культуры разделяют такие ученые как О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, А. Тойнби и др.
В то же время культура возникает в обществе, служит средством его гармонизации, помогает социализации его членов.
Изучение культуры невозможно без изучения ее деятельного социального субъекта, который многосоставен (малая контактная группа, социальные институты, объединения, классы, этносы, государства, сообщества).
Пракультурой каждого народа является фольклор, творимый коллективным «мы».
Различие содержания коллективного «мы», которое творит и фольклор, и современную массовую культуру, важно для осмысления современных культурных процессов.

Тема 8. Типология культур. Диалог культур Востока и Запада

Понятие типологии в науке. Культуры этнические и национальные, «срединные» и локальные. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Тенденции универсализма и партикуляризма. Диалог Востока и Запада как важная проблема современности.
Поскольку русская культура нередко образно характеризуется как «Встреча Востока и Запада», изучение этих противоположных менталитетов, составляющих одновременно единство, воплощенное в мировой культуре человечества, особенно важно.
Так западный менталитет нередко сравнивают с левым, абстрактно-логическим полушарием человеческого мозга, а восточный с конкретно-чувственным, правым, однако только их взаимосвязь обеспечивает нормальную мыслительную деятельность.
Французский философ М.Фуко отмечал, что азбучное письмо фиксирует звуки, а иероглифы фиксируют идеи и понятия, что подтверждает различное осознание себя во времени и пространстве «западного» и «восточного «человека».
«Завоевание пространства», выраженное через противопоставление активного субъекта к пассивному объекту (окружающему миру), противостоит «сохранению пространства» восточным человеком, где субъект погружен в поток бытия мира.
Представления о Востоке связываются у нас с тремя монументальными регионами: исламский Восток, буддийский Восток и Индия.
Западная культура, зародившаяся в далекой Античности, на о.Крит также многосоставна.
«Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже» писал М.М.Бахтин, доказывая необходимость диалога культур в современном обществе.

Тема 9. Постмодернизм в культурологическом осмыслении. Контркультурные тенденции в современном сознании

Культура и природа, культура и общество, культура и глобальные процессы современности.
Инкультурация в аспекте контркультурных тенденций современности.
В 60-е гг. ХХ века японский социолог Дж.Масуда ввел новый термин «информационное общество».
Поскольку объем, скорость и сфера распространения, значение информации в этом, современном нам обществе возрастают, фактор знания начинает играть особую важную роль в общественном развитии.
Сегодня появилось новое действенное средство конкурентной борьбы - это оружие информации.
Воспринимая новую информацию, индивид полагает, что именно он владея ею, включает эту информацию в свой духовный мир, однако, сам нередко становится объектом манипулирования со стороны производителей той или иной программы.
Информационная цивилизация формирует такие новые социальные отношения как создание типа «человека массы».
Даже интеллигенция - главный носитель и хранитель культурного опыта, также подлежит «омассовлению», что провоцирует контркультурные тенденции в современном обществе.
Однако если западная мысль выделяет «антисоциальный» характер «новой культуры ХХ века», отечественная мысль отделяет контркультурные тенденции от собственно культуры, главной функцией которой остается объединение общества на основе духовных стремлений к созиданию.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 3.I. Происхождение культуры

Теории происхождения культуры
Язык и его роль в культуре
Культура человека и культура человечества.

Литература основная:

Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Яхонтова Е.С. Культурология. Учебно-методическое пособие для заочников. Спб. 2003
Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов М.,2000
Культурология: словарь – М.,2000

Литература дополнительная:

Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1998
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли М., 1993
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
Лосев А.Ф. Философия. Мифология, культура. М., 1991
Лотман Ю.М. Феномен культуры. Труды пол знаковым системам. Вып. 10. Тарту, 1978
Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995
Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала ХХ века. М., 1986
Никитин В.А. Основы православной культуры. М.,2001
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. м., 1993
Тайлор Э.Б. Первобытная культура М., 1989
Успенский Б.А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996
Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.
Флоренский П.А. Культ, религия, культура. Богословские труды. М.,1977
Фрэзер Дж. Золотая ветвь М., 1980
Хёйзинга Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. М., 1992.
Юнг К-Г. Архетип и символ М.,1991

Тема 4.1. Человек как творец художественной культуры

Общая характеристика художественной культуры
Искусство в системе художественной культуры
Виды искусств

Литература основная:
Бычков В.В. Эстетика М., 2005
Культурология: Учебное пособие. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин – М.Ростов н/Д. 2004
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. СПб., 2003
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие – М.2000

Литература дополнительная:
Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. - 5 изд., Смоленск, 1997
Власов В.Т. Стили в искусстве. СПб., 1995, т.1.
Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
Всеобщая история искусств: В 6 томах. М., 1960-1966
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996
Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа, М., 1972
Гете И.В. Об искусстве. - М.- Л., 1975
Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Ч. 1-2. Тверь, 1993
Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. 1. М., 1985
Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М., 1997
Словарь искусств. М., 1996
Яковлев Е.Г. Художник: Личность и творчество. М., 1991
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. СПб., 2003

Тема 4.2. Культура и личность. Инкультурация и социолизация

«Культурация» (М.С.Каган) и «инкультурация» (М.Мид) как отражение взаимодействия личности и культуры
Социализация как важный аспект культурации
Культура и личность в аспекте современной массовой культуры

Литература основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М.2001
Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов М.,2000
Культурология: словарь – М.,2000
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: пер. с англ. М.2002
Яхонтова Е.С. Культурология. Учебно-методическое пособие для заочников. Спб. 2003

Литература дополнительная:
Яковлева А.М. Кич и художественная культура. М., 1990
Человек и индивидуальность в истории культуры. Под ред. А.Я.Гуревича. М., 1990
Белик А.А. Культурология. антропологические теории культур. М., 1998
Кармин А.С. Основы культурологии, СПб.,1997(
Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1996
Культурология XX век. Антология. - М.,1995.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996

Дополнительные темы семинарских занятий для специальности «Прикладная информатика»

Тема 4. Исторические образы культуры в современном сознании (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Культурные представления в ХIХ - ХХ вв.)
Античность:
Историзм как метод изучения в культурологии
Мифологизм Античного космоса
Культура древней Греции
Культура Древнего Рима

Литература основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов М.,2000
Культурология: словарь – М.,2000
Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М.2001
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: пер. с англ. М.2002
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. Спб. 2003

Литература дополнительная:
Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб., 1998.
Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб., 1995.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.
Культура Древнего Рима. В 2-х тт. - М., 1985.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993

Средневековье
Основные черты духовной культуры средних веков. Особенности средневековой картины мира.
Христианство и его значение для мировой культуры
Социальные предпосылки возникновения романского и готического стиля в Средневековье

Литература: основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие – М.2000
Силищев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.2000
Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М.2001
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. СПб.2003

Литература дополнительная:
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994.
Карсавин Л. П. Культура средних веков. - Киев, 1995.
Легофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

Возрождение
Особенности итальянского Возрождения
Возрождение в романских странах
Художественный мир Возрождения.
Понимание личности в философии Возрождения.
Литература основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов – М. 2000
Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие – М. 2001
Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М.2001
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. СПб.2003

Литература дополнительная:
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. «Избранные произведения», - М., 1990.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. - Л., 1981.
Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и Реформация. - М., 1988.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997.
Хоркхаймер Т., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М. - СПб., 1997.

Просвещение
Влияние идей Реформации на развитие Западной культуры
Культура эпохи Просвещения
Художественная культура эпохи Просвещения (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм).
Особенности русского Просвещения
Литература основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. М, 2001
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М.2000
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003

Литература дополнительная:
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. «Избранные произведения», - М., 1990.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. - Л., 1981.
Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и Реформация. - М., 1988.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997.
Хоркхаймер Т., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М. - СПб., 1997.

Культурные представления XIX-XX вв.
Романтизм как тип культуры
«Серебряный век» русской культуры.
Постмодернизм в культурологическом осмыслении
Контркультурные тенденции в современном сознании
Литература основная:
Кармин А.С.Культурология Спб. 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Иконникова С. История культурологических теорий 2-е изд. 2005
Яхонтова Е.С.Культурология Учебно-методическое пособия для заочников. Спб 2003

Литература дополнительная:
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.
Гидденс Э. Постмодерн //Философия истории. Антология. /Под ред. Ю.А. Кимелева. - М, 1995.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Избранные труды. - М., 1997.
Постмодернизм и культура. - М., 1991.
Социально-политический контекст философии постмодернизма. - М., 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Тема Русская культура. Место и роль России в мировой культуре
Крещение Киевской Руси и отечественная культура. Византинизм.
Значение реформ Петра I в российской культуре.
«Золотой век» русской культуры
Литература основная:
Иконникова С. История культурологических теорий 2-е изд. 2005
Чумакова Т. Православие (Религии мира) М., 2006
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. Спб.2003
Яхонтова Е.С.Культурология Учебно-методическое пособия для заочников. Спб 2003
Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Учебное пособие – М. 2001
Уткин А.М. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие – М.2000
Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX в. Учебное пособие – 2-е изд.СПб.2002

Литература дополнительная:
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры, - М., 1997.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХVIII - начала ХIХ в. - СПб., 1994.
Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994.
Россия между Западом и Востоком: традиционные и современные концепции. Хрестоматия. - М., 1994.
Художественно-эстетическая культура Древней Руси ХI-ХVII веков // Под ред. В.В.Бычкова. - М., 1996.


Вопросы к зачету

Теория культуры

1. Структура и состав современного культурологического знания
2. Культурология и философия культуры
3. Социология культуры
4. Культурная антропология
5. Общие характеристики основных культурологических школ
6. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»
7. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
8. Морфология культуры
9. Функции культуры
10. Субъекты культуры
11. Язык и символы культуры
12. Культурные ценности и нормы
13. Функции культуры и роль традиции в культуре
14. Культура информационного общества
15. Национальное и общечеловеческое в культуре
16. Роль и место искусства в системе культуры
17. Культурная картина мира
18. Культура и религия
19. Культура и природа
20. Культура и глобальные процессы современности
21. Культура и личность. Инкультурация и социализация
22. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

История мировой культуры

1. Мыслители ХIХ - ХХ вв. об исторических типах культуры
2. Мифологическое сознание и его влияние на культуру Древнего мира
3. Основные символы культуры Древнего Египта
4. Основные этапы формирования культуры Древнего мира
5. Преемственность Древнерусской и Византийской культур
6. Культура Античности
7. Основные черты духовной культуры средних веков
8. Социальные предпосылки возникновения романского и готического стиля в Средневековье
9. Особенности итальянского Возрождения
10. Возрождение в романских странах
11. Влияние идей Реформации на развитие Западной культуры
12. Культура эпохи Просвещения
13. Романтизм как мировоззрение и художественное направление
14. Модернизм и постмодерн
15. Массовая и элитарная культуры

История русской культуры
1. Место и роль России в мировой культуре
2. Основные культурологические идеи в русской мысли ХIХ века (от П.Я.Чаадаева до В.С.Соловьева
3. Культурологические идеи Н.Я.Данилевского
4. Культурологические идеи Н.А.Бердяева
5. Влияние православия на развитие русской культуры
6. Культура Древней Руси
7. Своеобразие русской культуры времени формирования государственности
8. Петровские реформы
9. Особенности русского Просвещения
10. «Золотой век» русской культуры
11. Своеобразие русской культуры советской эпохи
12. Особенности культуры русского зарубежья
13. Актуальные проблемы современной отечественной культуры

Темы рефератов и контрольных работ
для студентов заочного отделения:

1. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли.
2. «Золотой век русской культуры»
3. «Игра в бисер» Г.Гессе и проблемы искусства ХХ века
4. «Серебряный век» русской культуры.
5. Античность как тип культуры.
6. Антропология культуры как научная отрасль знания
7. Быт и нравы Московской Руси XV-XVII вв.
8. Великие зодчие Санкт-Петербурга.
9. Влияние идей О.Шпенглера на развитие культурологии
10. Возвышение Москвы и экстенсивный характер развития русской культуры.
11. Диалогическая концепция культуры (наследие М.М.Бахтина и Ю.М.Лотмана).
12. Древнерусская культура
13. Значение реформ Петра I в российской культуре.
14. Идеалы Просвещения.
15. Идеи народничества в русской художественной культуре
16. Искусство Древнего Китая.
17. Искусство и миф в прошлом и настоящем
18. Искусство как «зеркало» культуры.
19. Историко-культурный путь буддизма.
20. Контркультурные тенденции в современном сознании
21. Крещение Руси и его влияние на культуру.
22. Культура и личность
23. Культура и цивилизация
24. Культура Индии
25. Культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности.
26. Культура Китая
27. Культура мусульманских стран
28. Культура общения
29. Культура Японии
30. Культурное многообразие и проблемы типологии культур.
31. Культурные достижения Нового времени: достоинства и недостатки.
32. Логика «диалога культур».
33. Локальные культуры
34. Массовая и элитарная культура.
35. Метаморфозы «русской идеи».
36. Мифология и религия Античности.
37. Мифология и религия Древнего Египта.
38. Модернизм и его место в культуре ХХ века
39. Наука о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.
40. Национальные различия в культуре.
41. Нравственные ценности Христианства и их влияние на развитие культуры
42. Образ Петербурга в отечественной культуре.
43. Образ художника в искусстве
44. Общество и культура. Проблема множественности культур в контексте XX века.
45. Основные признаки фольклора
46. Основные черты культуры Просвещения в России.
47. Особенности Византийской культуры.
48. Особенности культуры итальянского Возрождения
49. Особенности мифологического сознания от мифа к логосу.
50. Особенности петербургской культуры.
51. Особенности поздней (Римской) Античности.
52. Особенности средневековой картины мира.
53. Особенности японской культуры.
54. Первобытная культура
55. Политическая культура
56. Понимание культуры в немецкой классической философии.
57. Понимание личности в философии Возрождения.
58. Понятия «культура» и «цивилизация» в истории философского понятия культуры.
59. Постмодернизм в культурологическом осмыслении.
60. Православная культура.
61. Принципы семиотического анализа культуры.
62. Природа искусства, многообразие видов искусства.
63. Просветительская концепция культуры и цивилизации.
64. Реформация: становление нового образа мира.
65. Роль античной культуры в истории Европы.
66. Роль и место культурологии в системе гуманитарного знания
67. Роль конфуцианства в традиционной культуре Китая.
68. Роль Русской Православной церкви в истории культуры.
69. Романтизм как направление в искусстве.
70. Романтизм как тип культуры
71. Россия: проблемы цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).
72. Советская культура: специфика, основные этапы развития.
73. Современное российское социокультурное развитие: модернизация в период постмодерна.
74. Специфика индийской культуры.
75. Специфика Славянского язычества.
76. Структура «мира культуры».
77. Субъекты культуры
78. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
79. Традиции в истории культуры.
80. Традиции и новаторство в культуре
81. Традиции и новации в современной японской культуре.
82. Фольклор в системе культуры
83. Функции культуры.
84. Христианство: рождение и распространение.
85. Художественная культура
86. Художественная культура Петербурга
87. Художественная культура русского авангарда
88. Художественная культура Средневековья (романское искусство, готика).
89. Художественная культура эпохи Просвещения (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм).
90. Художественный мир Возрождения.
91. Художественный мир Древнего Египта.
92. Художественный мир Древней Эллады.
93. Ценности культуры XX века.
94. Церковный раскол в истории русской культуры
95. Черты городской культуры Средневековья.
96. Черты русского Средневековья.
97. Экономическая культура
98. Язык культуры. Наследие А.А.Потебни и современный семиотический подход к исследованию культур.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ:

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения культурологических проблем. Выполнение работы способствует углублению и закреплению теоретических знаний, помогает расширить культурное пространство студентов.
В рамках программы курса культурологии студент вправе выбрать собственную тему реферата.
Объем контрольной работы может составлять 10-16 страниц.
Рукопись должна быть набрана на компьютере 14 кеглем через 1,5 интервала на одной стороне листа бумаги размером 210-297 мм.
Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей (слева от текста - 2,5 см, справа - 1 см, сверху - 2 см, снизу 2,5 см. Абзацы начинаются отступом, равном трем пробелам. Ссылки на источники приведенных в рукописи цитат следует указывать в сносках, нумерация которых должна быть порядковая и находиться на соответствующих страницах рукописи.
Контрольная работа должна включать: титульный лист, план, введение. основную часть, заключение. список использованной литературы.
Вся работа должна быть пронумерована от титульного листа до последней страницы (номер на титульном листе не ставится).
На титульном листе помещаются сведения об авторе, факультете и группе. Затем предлагается план, отражающий путь исследования автора.
в основной части излагается теоретическое осмысление вопросов, сравнительный анализ существующих точек зрения данной проблематики.
Основная часть работы завершается выводами. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы.
Иллюстративный материал должен помогать раскрытию материала, подтверждать результаты исследования.

Литературапо курсу
Кармин А.С. Культурология. СПб. 2006
Иконникова С. История культурологических теорий 2-е изд. Спб. 2005
Столяренко Л.Д. Культурология: Учебное пособие. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин – М.: ИКЦ "Март" Ростов н/Д: Изд. центр "Март", 2004
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. "Петрополис", 2003
Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Учеб.пособ.-М,2001
Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособ.-М,2001
Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособ.-М, 2001
Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия/Сост.Б.С.Ерасов.-М:2001
Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века: Учеб. пособ.-СПб,2002
Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. -СПб: ИВЭСЭП, 2003
Яхонтова Е.С. Культурология: Учебно-методическое пособие для студ. заоч. отд.-СПб:Знание, 2003
Бабахо В.А., Левинова С.И. Культурология: Прогр. базового курса, хрестоматия, словарь терминов.-М, 2000
Георгиева Т.С. История русской культуры. Русская культура: история и современность: Учеб. пособ.-М,2000
Кравченко А.И. Культурология: Словарь.-М,2000
Культурология: Учеб. пособ./ Науч. ред. Г.В. Драч.-Ростов н/Д, 2000
Культурология: История мировой культуры /Под ред. А.Н. Марковой.-М, 2000
Розин В.М. Введение в культурологию. М., 2000
Силищев Д.А. Культурология: Учеб. пособ.-М, 2000
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М., 2000. Краткий курс лекций. М., 2002

Литература по теории культуры

Белик А.А. Культурология. антропологические теории культур. М., 1998
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: М.Вебер. «Избранные произведения». - М., 1990
Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, - М., 1993.
Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
История мировой культуры: наследие Запада: Античность, Средневековье, возрождение: курс лекций. М., 1998
Кармин А.С. Основы культурологии, СПб.,1997
Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1996
Культурология XX век. Антология. - М.,1995.
Лотман Ю.М Избр. труды в 3-х томах. Таллинн, 1992-1994.
Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997
Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М, 1995.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология. - М., 1989.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
Сумерки богов // Под ред. А. А. Яковлева. - М., 1990.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1992, 1995.
Успенский Б.А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М., 1996.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Полис. 1994. № 1.
Человек и индивидуальность в истории культуры. Под ред. А.Я.Гуревича. М., 1990
Шестаков В. Мифология ХХ века. М., 1988
Шпенглер О. Закат Европы. - Т. I-П. - М., 1993, 1998.
Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997
Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991.
Яковлева А.М. Кич и художественная культура. М., 1990

Литература по истории культуры

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990
Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М., 1997.
Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.- К., 1997.
ГайденкоП.П. Прорыв к трансцендентному. - М., 1997.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
Гидденс Э. Постмодерн. Философия истории. Антология. Под ред. Ю.А.Кимелева. М., 1995
Зыбайлов Л.К.,ШапинскийВ.А. Постмодернизм. - М., 1996.
Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. - М., 1998.
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
История и культура Китая. М., 1974
Культура Византии. В 3-х тт. М., 1984-1991
Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Избранные труды. М., 1997
Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. - М., 1984.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.
Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990, №
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988
Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. Сост. И.А.Химик. СПб., 1994
Юнусова В.Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России. М., 1997
Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997

Литература по истории зарубежной культуры

Бог-Человек-Общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993.
Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы //Цивилизации. - Вып. 3. - М., 1995.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. - М., 1995,
Гвардини Р. Конец Нового времени //Вопросы философии. 1990, № 4.
Древние цивилизации. - М., 1989. Цивилизация. - Вып. 1-4 - М., 1992, 1995, 1997.
Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994
История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки (с древнейших времен до наших дней) //Вопросы истории. 1995-1996 гг.
Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб., 1995.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997
Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум //Вопросы истории. 1995. № 4.
Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм //Вопросы истории. 1993, № 1.
ЛитавринГ.Г. Как жили византийцы. - СПб., 1997.
Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен (полтора века эволюции). - М., 1996.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1987.
Померанц Г. О причинах упадка буддизма в средневековой Индии //Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
Просветительское движение в Англии. - М., 1991.
Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т. I-II. - М., 1994
Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
Французское Просвещение и революция. - М., 1989.
Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект //Вопросы философии. 1992, № 4.
Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Первобытная культура
Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М., 1989.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М, 1980.
Египет
Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. - М., 1999.
Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М., 1992.
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.
Индия
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1980, 1993.
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. - М., 1991.
Китай
Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М., 1992.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
История и культура Китая. - М., 1974.
Китай: традиции и современность. - М., 1976.
Концепция человека в традиционной китайской культуре. - М., 1992.
Социокультурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации. - М., 1992.
Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., 1988.
Культура Японии
Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. - М., 1993.
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. - М., 1985, 1996.
Человек и мир в японской культуре. - М., 1985.
Античность как тип культуры
Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб., 1998.
Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб., 1995.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. - М., 1993.
Культура Древнего Рима. В 2-х тт. - М., 1985.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993
Средневековая Европа
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994.
Карсавин Л. П. Культура средних веков. - Киев, 1995.
Легофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Византия
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977, 1997.
Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
Культура Византии. В 3-х тт. - М., 1984-1991.
Рождение Запада
Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. - М., 1986-1992.
Косырева Л.М, Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989.
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991,
Возрождение
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М., 1995.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
Реформация
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - М., 1974.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. «Избранные произведения», - М., 1990.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. - Л., 1981.
Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и Реформация. - М., 1988.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997.
Хоркхаймер Т., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М. - СПб., 1997.
«Модерн»: от расцвета к кризису
Гидденс Э. Постмодерн //Философия истории. Антология. /Под ред. Ю.А. Кимелева. - М, 1995.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Избранные труды. - М., 1997.
Постмодернизм и культура. - М., 1991.
Социально-политический контекст философии постмодернизма. - М., 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
Литература по истории отечественной культуры
Бердяев Н.А, Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХI-ХVП веков. - М., 1992.
Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. - М., 1992.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
Ионин Л.Г. Свобода в СССР. - СПб., 1997.
КлибановА.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994,1996.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры, - М., 1997.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХVIII - начала ХIХ в. - СПб., 1994.
Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса //Вопросы истории. 1992, № 4-5.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т. I-III. - М., 1993-1995.
Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994.
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 1998.
Россия между Западом и Востоком: традиционные и современные концепции. Хрестоматия. - М., 1994.
Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. - Т. I-П. - М., 1994.
Русское православие: вехи истории. - М., 1989.
Смена вех //В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992.
Федотов Г. Судьба и грехи России. - Т. I-П. - СПб., 1991-1992.
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Киев. 1991
Художественно-эстетическая культура Древней Руси ХI-ХVII веков // Под ред. В.В.Бычкова. - М., 1996.

Справочная литература

1997 Театральная энциклопедия. В 5-ти тт. М., 1961-1967.
Балет. Энциклопедия. М., 1981
Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986
Краткая философская энциклопедия. М., 1994
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб., 1998
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987
Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1966
Энциклопедия живописи. М., 1998

Глоссарий

Абстрактный – отвлечённый.
Адаптация – приспособление к условиям жизни, среде обитания.
Адекватность – соответствие, равенство.
Аккультурация – взаимодействие культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа.
Актуальный (лат. actualis - деятельный) - существенный для настоящего времени, важный.
Антропология (гр. anthropos - человек и logos - учение) - наука о происхождении и эволюции человека.
Архаизация – подражание древним формам культуры и искусства.
Архаика (гр. archaikos - древний) - древность, старина, ранний этап в развитии искусства.
Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, укреплениям, местам погребений); основной способ открытия и изучения – раскопки.
Базилика - продолговатое здание, состоящее из нескольких нефов - частей помещения, разделенного столбами. В античную эпоху базилики служили рыночными, судебными зданиями, позднее базилики стали первыми христианскими церквями.
Визуальный - зрительный, видимый, наблюдаемый простым глазом.
Виртуальный - возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.
Гуманизм – (лат. hymanitas – человечный). Неоднозначное явление, меняющее в историческом процессе свое содержание. Современной наукой принято считать систему взглядов, выражающих признание ценности человека как личности.
Деградация – упадок, постепенное снижение какого-либо качества, процесс изменения чего-либо в сторону ухудшения, утрата ранее накопленных средств.
Динамика – состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
Дифференциация – разделение, расчленение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Доминантный – главенствующий, преобладающий основной признак чего-либо.
Жанр (фр. genre – род, вид) - подразделение каждого вида искусства по определенным признакам: теме, структуре, выполняемым функциям.
Идентификация – отождествление; приравнивание; уподобление.
Идиллия (гр. eidyllion) - жанр античной поэзии, получивший развитие в европейской литературе. Рисует эпизоды мирной, нередко семейной жизни на лоне природы, уделяя особое внимание миру чувств. Мирное, ничем не омрачаемое состояние.
Иерархия – тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали.
Индивидуальность – 1) совокупность свойств и особенностей каждого существа (индивидуума), отличающих его от других существ того же вида; 2) неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.
Инкультурация – вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.
Инновация – изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия.
Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение каких-либо частей, элементов в целое.
Интерьер (фр. interieur - внутренний) - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.
Искусство - вид духовного освоения человеком окружающей действительности, воплощение стремления человека к прекрасному.
Историзм - (лат. historia - история) - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Калокагатия - понятие античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека.
Канон (гр. kanon - норма, правило) - система правил, норм, господствующая в искусстве.
Катарсис (гр. кatharsis - очищение) - это термин античной эстетики, обозначавший духовное очищение, просветление, облагораживание чувств в процессе общения с высокими образцами духовной культуры, в Античности - в первую очередь, с жанром трагедии.
Категория (гр. kategorein - высказывать) - форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы. По определению И. Канта, это «родовые понятия».
Коммуникация (лат. communicare - совещаться, связывать, общаться) - акт общения, форма связи, путь сообщения.
Композиция - построение художественного произведения.
Контекст – завершённая в смысловом, знаковом отношении система, необходимая для определения смыслов, значений отдельных входящих в неё элементов.
Концепция (лат. conceptio) - ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовка какого-либо явления.
Культ – святыня, один из обязательных элементов любой религии; преклонение перед кем-то или чем-то, почитание кого-либо или чего-либо.
Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурный код – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.
Культурный текст – совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме.
Лирика (гр. lyrikos - музыкальный, напевный) - род искусства, выражающий индивидуальные чувства и переживания.
Личность – понятие, отражающее прежде всего общественную сущность человека, но синтезирующее в себе как биологические, так и социальные, как врождённые, так и приобретённые качества. Это понятие даёт возможность рассматривать человека как целостность, в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных функций (ролей), как продукт и вместе с тем как субъект общественных отношений.
Метод - инструмент, способ, путь познания.
Методология - совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
МЕТОДОЛОГИЯ – учение о методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Миниатюра - цветной рисунок в средневековой рукописной книге; маленькая картина, музыкальное произведение, произведение прикладного искусства.
Мифология - наука о мифах. Миф (гр. mythos - предание) - сказание как символическое выражение некоторых событий.
Мозаика - картина или орнамент, набранные из разноцветного стекла, камешков или другого материала.
Наука - отрасль культуры, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
Объект – предмет, составляющая часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека; часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Определение - понятие, по содержанию и объему отграниченное от других понятий. Это логический прием, позволяющий отличать, строить какой-либо объект, формулировать значение вновь вводимого или уточнять значение уже существующего в науке термина.
Оптимизация – выбор наилучшего решения, наилучшего варианта из возможных.
Пастораль (фр. pastorale - пастушеский) - жанр античной поэзии, возродившийся в европейской литературе, содержащий описание мирных сцен пастушеской жизни. В музыке - инструментальная пьеса, посвященная картинам природы.
Портик - галерея на колоннах, обычно перед входом в здание.
Примитивизация – процесс упрощения; сведение сложных процессов к простейшему.
Приоритет – первенство, преобладание.
Рационализм (лат. rationalis разумный, ratio разум) - точка зрения разума, рассудка.
Рельеф - вид скульптуры, где изображение лишь частично выступает из плоскости.
Сакральный (лат. sacer - священный) - относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный.
Символ - то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
Синкретизм (гр. synkretismos - соединение) - первоначальная нераздельность, сочетание разнородных воззрений, при котором не требуется внутреннее единство.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу.
Социальный (лат. socialis) - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Стагнация – застой, прекращение развития.
Стандартизация (стандарт - эталон, модель) - установление в государственном масштабе или международных организациях единых норм и требований, предъявляемых к сырью, материалам, производственным процессам, готовым изделиям.
Субъект – человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек как носитель каких-либо свойств.
Теология – богословие, совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
Типология (гр. tupos - образец; logos - учение) - способ рассмотрения схожих, родственных индивидов, форм, явлений.
Универсальный (лат. universalis - общий, всеобщий) - всеобъемлющий, разносторонний.
Феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Феномены культуры – различные формы проявления сущности культуры, такие, как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.
Филология - совокупность научных знаний о языке и литературе того или иного народа.
Философия – одна из древнейших областей человеческого знания и духовной культуры; в современном понимании – особая система взглядов на мир, его строение и происхождение; о мес

  По вопросам приобретения пишите refer2003@mail.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2013 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru


Заказать:

дипломную

курсовую

контрольную

реферат










В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов




Юридический словарь
" А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Rambler's Top100

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов