Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Алехина Г.В, "Информационные технологии в экономике"


 


Содержание работы:

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Информационные процессы в экономике и управлении 7
1.1. Роль информации в современном обществе 7
1.2. Понятие информации, данных, знаний 11
1.3. Классификация информации 19
1.4. Свойства информации 19
1.5. Понятие информационного менеджмента 22
1.6. Информационные потребности 24
1.7. Методы изучения информационных потребностей 27
1.8. Классификация "непотребителей" информации 34
1.9. Информационное обеспечение системы управления экономическим объектом 35
1.10. Основные требования к качеству информации 39
Глава 2. Применение информационных технологий в экономике и управлении 40
2.1. Понятие информационной технологии 40
2.2. Свойства информационных технологий 40
2.3. Классификация информационных технологий 43
2.4. Гипертекстовая технология 46
2.4.1. Понятие гипертекстовой технологии 46
2.4.2. Основные элементы гипертекстовой технологии 47
2.4.3. Классификация гипертекстовых информационных систем по областям применения 49
2.5. Технология мультимедиа 56
2.5.1. Общие сведения 56
2.5.2. Использование технологии мультимедиа 59
2.6. Сетевые технологии 65
Глава 3. Информационные технологии - основа построения экономических
информационных систем 76
3.1. Система управления экономическим объектом 76
3.2. Экономические информационные системы 83
3.3. Свойства экономических информационных систем 85
3.4. Классификация экономических информационных систем 86
3.5. Обзор информационных технологий, лежащих в основе построения корпоративных экономических информационных систем 88
3.5.1. Объемно-календарное планирование 89
3.5.2. Статистическое управление запасами 90
3.5.3. Планирование потребностей в материалах 91
3.5.4. Планирование потребностей в производственных мощностях 93
3.5.5. Финансовое планирование 94
3.5.6. Объединенная система планирования 95
3
3.5.7. Система планирования ресурсов предприятия 97
3.6. Обзор информационных технологий, предназначенных для оперативной и аналитической обработки данных 98
3.7. Подходы к выбору экономических информационных систем 104
3.8. Критерии выбора ЭИС 109
3.9. Принципы оценки конфигурации автоматизированной системы 111
3.10. Обзор рынка программного обеспечения, используемого в экономике и
управлении 116
3.10.1. Локальные системы (системы для малого бизнеса). 117
3.10.2. Финансово-управленческие системы 118
3.10.3. Средние интегрированные системы 118
3.10.4. Крупные интегрированные системы 119
Глава 4. Обзор рынка проблемно-ориентированных информационных
технологий 120
4.1. Информационные технологии поддержки принятия решений 120
4.1.1. Поддержка принятия решений 120
4.1.2. Системы поддержки принятия решений 122
4.1.3.Типы СППР 123
4.1.4. Архитектура СППР 127
4.1.5.Факторы, влияющие на поддержку процесса принятия решений 129
4.1.6. Типы структурированных проблем, решаемых с помощью СППР 129
4.1.7. Математическая поддержка подготовки принятия решений 130
Характеристика метода 139
4.1.8. Обзор СППР 141
4.2. Информационные технологии управления офисной деятельностью 149
4.2.1. Понятие офиса 149
4.2.2. Подходы к автоматизации офисов. Понятие документа, документопотока, делопроизводства 150
4.2.3. Принципы организации документооборота 152
4.2.4. Автоматизация делопроизводства 154
4.2.5. Обзор средств автоматизации учреждений 157
4.3. Информационные технологии управления корпорацией (на примере BAAN
IV) 167
4.3.1. Общая характеристика корпоративной системы BAAN IV 167
4.3.2. Характеристика функциональных возможностей ППП BAAN IV 172
4.3.3. Автоматизация решения задач в функциональной подсистеме "Финансы" 175
4.3.4. Автоматизация решения задач в функциональной подсистеме "Сбыт, снабжение, склады" 201
4.3.5. Автоматизация решения задач в функциональной подсистеме "Производство" 222
Вопросы для самопроверки 245
Тесты 247
Литература 256
Приложение 257
4
Введение
Целью курса "Информационные технологии в экономике и управлении" является:
- получение студентами знаний об источниках, каналах и потребителях информационных ресурсов, условиях доступа к информационным ресурсам (по секторам информационного рынка), возможностях применения профессионально-ориентированных информационных технологий (ИТ) при решении экономических и управленческих задач,
- выработка у студентов практических навыков нахождения и использования информационных ресурсов для решения практических задач, базируясь на применении современных ИТ;
- ознакомление студентов с ИТ, составляющими основу современных экономических и управленческих информационных систем.
В результате изучения курса студенты должны обладать практическими навыками использования прикладных ИТ, задействованных в учебных программах на старших курсах.
Задачи изучения дисциплины заключаются в приобретении студентами знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.
В результате изучения курса обучаемый должен:
• знать:
⇒ виды, особенности информационных ресурсов, методы их
получения, хранения, передачи, обработки и использования
при решении возникающих задач в процессе управления
экономическим объектом; ⇒ тенденции и перспективы развития информационных
рынков; ⇒ проблемы и способы обеспечения безопасности и
сохранности информационных ресурсов; ⇒ основные возможности применения ИТ для решения
прикладных задач; ⇒ примеры ИТ, применяемых в различных областях экономики
и на различных уровнях управления; ⇒ тенденции и перспективы развития и использования ИТ в
профессиональной деятельности; ⇒ состояние существующего рынка ИТ.
• уметь:
5
⇒ анализировать бизнес-процессы предметной области и устанавливать структурные взаимосвязи между компонентами информационного пространства;
⇒ классифицировать существующие информационные ресурсы и ИТ;
⇒ ориентироваться на информационных рынках;
⇒ определять направления использования и принципы (тенденции) развития ИТ в экономике и управлении;
⇒ анализировать особенности организации ИТ предметной области;
⇒ использовать ИТ для конкретных приложений.
• иметь представление:
⇒ о существующих информационных ресурсах и информационных рынках;
⇒ об особенностях применения профессионально-ориентированных ИТ для решения экономических и управленческих задач.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для
изучения курса
Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны изучить дисциплину "Информационные и телекоммуникационные системы МЭСИ".
6
Глава 1. Информационные процессы в экономике и управлении 1.1. Роль информации в современном обществе
Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.
Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека [1,2].
Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами [2]:
• человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;
• развитие массово - коммуникационных процессов;
• потребность разработки общей теории информации;
• развитие кибернетики как науки об управлении;
• проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;
• исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;
• актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;
7
• проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.
Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом [2].

Информация в качестве предмета труда (исходные сведения)

Рис.1. Информационная среда
Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию
8
информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.
В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.
Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.
В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.
Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.
В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet, позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".
Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet.
Все более интенсивно в своей деятельности фирмы начинают использовать ресурсы Internet. Глобальная информационная сеть проникла практически во все сферы человеческой жизни и бизнеса. В Internet формируется новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и посредники оказываются объединенными в торговые сообщества. Internet можно рассматривать как новую "среду
9
обитания информационного общества", являющуюся одновременно и важнейшим глобальным электронным рынком, который еще молод, но его обороты уже значительны.
Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.
Электронная коммерция основывается на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкости. Существует два основных вида электронной коммерции: торговля товарами и торговля информацией. Различия между ними значительны и проявляются на всех уровнях - начиная с определения потребительской аудитории и заканчивая непосредственно оплатой за оказанную услугу.
В настоящее время Российская система информации включает в себя важнейшие потоки информации и выполняет ее обработку в соответствии со специализацией информационных органов [2,3]. Данные представлены в табл. 1.
Следует отметить, что Российские органы информации входят в соответствующие международные отраслевые системы информации - по патентам, по стандартам, по энергетике, сельскому хозяйству и т.д. [2].
Таблица 1 Российская система информации

Организация Виды обрабатываемых документов и их тематика
ВИНИТИ Опубликованные научно-технические документы по естественным и техническим наукам в стране и за рубежом
ВНТИЦ Отчеты о НИОКР, диссертации
РГБ Диссертации
ВНИИПГЭ Патенты, авторские свидетельства всех стран
ИНИОН Опубликованные документы по общественным наукам
ГПНТБ Отечественные книги и журналы, зарубежные периодические издания, зарубежные книги, сериальные издания стран
ВНИИКИ Нормативно-технические документы, стандарты, отечественные, зарубежные, международные
ВКП Отечественные книги и брошюры по науке и технике
ВНИИПМ Промышленные каталоги всех стран
ВЦП Переводы научно-технической литературы
ВНИИНТПИ Научно-технические документы по строительству и архитектуре
Союзмединформ Научно-технические документы по медицине
ВНИИАгропром Научно-технические документы по сельскому хозяйству
10
1.2. Понятие информации, данных, знаний
“Хорошо управлять бизнесом – значит, управлять его будущим; управлять его будущим – значит управлять информацией”.
Мэрион Харпер
Понятие "информация" достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области.
Деятельность людей связана с переработкой и использованием материалов, энергии и информации. Соответственно развивались научные и технические дисциплины, отражающие вопросы материаловедения, энергетики и информатики. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий. Сложность явления информации, его многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном появлении новых толкований понятий информатики и информации.
Существует множество определений и взглядов на понятие "информация"1. Так, например, наиболее общее философское определение звучит следующим образом: "Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из основных универсальных свойств материи." [Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова - Москва.: Педагогика-Пресс, 1994]. В узком, практическом толковании определение понятия "информация" представляется так: "Информация есть все сведения, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования" [Я.Л.Шрайберг, М.В.Гончаров - Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники -Москва: Финансы и статистика, 1995].
У подавляющего большинства авторов свое понимание информации, иногда в чем-то пересекающееся, но нередко совсем несовпадающее. Все разнообразие взглядов на информацию более или менее четко укладывается в две ведущие модели, одна из которых трактует информацию как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут ("атрибутивная концепция"), а другая - как неотъемлемый элемент
1 Информация (от латинского informatio) - это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и т.д.
11
самоуправляемых (технических, биологических, социальных) систем, как функцию этих систем ("функционально-кибернетическая концепция").
Рассмотрим некоторые из основных существующих точек зрения на понятие "информация".
Так, согласно определениям, приведенным в толковых словарях, термин "информация" означает следующее:
• Информация (Information)- содержание сообщения или сигнала; сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте [Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. Под ред. А.П.Ершова, Н.М.Шанского.-Москва.: Просвещение, 1991.-159 с.].
• Информация - является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира (академик Поспелов).
• Информация - первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом (Большая Советская Энциклопедия. Москва.: Советская энциклопедия. 1980.-1600 с.).
В самом общем смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Информация есть понятие, абстракция, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании. В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения.
Автор теории информации2 К.Шеннон (1916) определил понятие информации как коммуникацию, связь, в процессе которой устраняется неопределенность. Шеннон предложил в к. 40-х годов единицу измерения информации - бит. Каждому сигналу в теории приписывалась априорная вероятность его появления. Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя (т.е. чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность). Формула информации Шеннона имеет вид:
I = - ∑ pi log pi ,
i-1
где I - количество информации;
pi - вероятность появления i-го сигнала;
n - количество возможных сигналов.
2 Теория информации - наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
12
Знак минус поставлен для того, чтобы значение информации было положительным, поскольку вероятности всегда меньше или равны 1. Формула показывает зависимость количества информации от числа событий и от вероятности совершения этих событий. Информация равна нулю, когда возможно только одно событие. С ростом числа событий она увеличивается и достигает максимального значения, когда события равновероятны. При таком понимании информация - это результат выбора из набора возможных альтернатив. Однако математическая теория информации не охватывает все богатство содержания информации, поскольку она не учитывает содержательную сторону сообщения.
Дальнейшее развитие математического подхода к понятию "информация" отмечается в работах логиков (Р.Карнап, И.Бар-Хиллел) и математиков (А.Н.Колмогоров). В этих теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Понятие "информация" в данном случае определяется как абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка.
С кибернетической точки зрения информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых системах (технических, биологических, социальных). При этом одна часть кибернетиков определяет информацию как содержание сигнала, сообщения, полученного кибернетической системой из внешнего мира. Здесь сигнал отождествляется с информацией, они рассматриваются как синонимы. Другая часть кибернетиков трактуют информацию как меру сложности структур, меру организации. Вот как определяет понятие "информация" американский ученый Б.Винер, сформулировавший основные направления кибернетики, автор трудов по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной техники: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира.
В физике информация выступает в качестве меры разнообразия. Чем выше упорядоченность (организованность) системы. объекта, тем больше в ней содержится "связанной" информации. Отсюда делается вывод, что информация - фундаментальная естественнонаучная категория, находящаяся рядом с такими категориями как "вещество" и "энергия", что она является неотъемлемым свойством материи и потому существовала и будет существовать вечно. Так, например, французский физик Л. Бриллюэн (1889-1969), основоположник зонной теории твердых тел, автор трудов по квантовой механике, магнетизму, радиофизики, философии естествознания, теории информации определяет информацию как отрицание энтропии (энтропия - мера неопределенности, учитывающая вероятность появления и информативность тех или иных сообщений).
13
С 50-60-х годов терминология теории информации стала применяться и в физиологии (Д.Адам). Была обнаружена близкая аналогия между управлением и связью в живом организме и в информационно-технических устройствах. В результате введения понятия "сенсорная информация" (т.е. оптические, акустические, вкусовые, тепловые и прочие сигналы, поступающие к организму извне или вырабатываемые внутри его, которые преобразуются в импульсы электрической или химической природы, передающиеся по нейронным цепям в центральную нервную систему и от нее - к соответствующим эффекторам) появились новые возможности для описания и объяснения физиологических процессов раздражимости, чувствительности, восприятия окружающей среды органами чувств и функционирования нервной системы.
В рамках генетики было сформулировано понятие генетической информации - как программа (код) биосинтеза белков, материально представленных полимерными цепочками ДНК. Генетическая информация заключена преимущественно в хромосомах, где она зашифрована в определенной последовательности нуклеидов в молекулах ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи (оптогинеза).
Таким образом, систематизируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что для инженеров, биологов, генетиков, психологов понятие "информации" отождествляется с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах. Радиотехники, телемеханики, программисты понимают под информацией рабочее тело, которое можно обрабатывать, транспортировать, так же как электричество в электротехнике или жидкость в гидравлике. Это рабочее тело состоит из упорядоченных дискретных или непрерывных сигналов, с которыми и имеет дело информационная техника.
С правовой точки зрения информация определяется как "некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в правовой системе общества, ее подсистемах и элементах и во внешней по отношению к данным правовым информационным образования среде, об изменениях характеристик информационных образований и внешней среды, или как меру организации социально-экономических, политических, правовых, пространственных и временных факторов объекта. Она устраняет в правовых информационных образованиях, явлениях и процессах неопределенность и обычно связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами" [Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.М. Рассолов, В.Д.Элькин, И.М.Рассолов. Москва.:1998].
Экономисты рассматривают информацию как сведения в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и
14
обрабатывать для использования в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его объектами. Информация позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров и услуг.
Экономическая информация в основном дискретна и состоит из отдельных сообщений, т.е. комплексов значений, характеризующих конкретные факты, предметы, явления, хозяйственные операции и т.п. Каждое сообщение может быть представлено в виде чередования импульсов, букв, цифр или других символов.
Таким образом, информация с экономической точки зрения - это стратегический ресурс, один из основных ресурсов роста производительности предприятия. Информация - основа маневра предпринимателя с веществом и энергией, поскольку именно информация позволяет устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; координировать действия различных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей. Например, маркетологи Р.Д.Базел, Д.Ф.Кокс, Р.В.Браун определяют понятие "информация" следующим образом: "информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью (в процессе управления). Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией".
В менеджменте под информацией понимаются сведения об объекте управления, явлениях внешней среды, их параметрах, свойствах и состоянии на конкретный момент времени. Информация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодействие невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.
Значение информации для бизнеса определили Д.И.Блюменау и А.В.Соколов: "информация - это продукт научного познания, средство изучения реальной действительности в рамках, допустимых методологией одного из информационных подходов к исследованию объектов различной природы (биологических, технических, социальных). Подход предполагает описание и рассмотрение этих объектов в виде системы, включающей в себя источник, канал и приемник управляющих воздействий, допускающих их содержательную интерпретацию".
15
Если попытаться объединить предложенные подходы, то получится следующее [Информационные системы в экономике. А.В.Хорошилов и др. Москва.: МЭСИ. - 1998]:
Информация - это:
• данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителя и необходимая для принятия им решений, а также для реализации других функций и действий;
• совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, являющихся одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту;
• сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления;
• сведения, неизвестные до их получения;
• значение, приписанное данным;
• Средство и Форма передачи знаний и опыта, сокращающая неопределенность и случайность и неосведомленность;
• обобщенный термин, относящийся к любым сигналам, звукам, знакам и т.д., которые могут передаваться, приниматься, записываться и/или храниться.
Приведенные выше определения понятия "информация" показывают, что понятия "знание", "информация", "данные" часто отождествляются. Однако, эти понятия необходимо различать [Хорошилов, Карминский, Романов, Майоров].
Подходы к трактовке понятия "информация" уже были рассмотрены выше. Теперь остановимся на рассмотрении таких понятий как "данные" и "знания".
Вот как определяет понятие "данные" С.В. Симонович: "Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные" [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.].
Известны также следующие трактовки понятия "данные". Данные это:
• факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах,
предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих
16
определенной предметной области3, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате;
• информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком;
• фактический материал, представленный в виде информации, чисел, символов или букв, используемый для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
Из всего многообразия подходов к определению понятия "данные" на наш взгляд справедливо то, которое говорит о том, что данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.]. Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия. То есть, чтобы извлечь из данных информацию необходимо подобрать соответствующий форме данных адекватный метод получения информации. Данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие адекватный метод получения этой информации. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом - она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.
Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов.
По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналах, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.
3 ) Предметная (или прикладная) область - сегмент информационного пространства, отражающей определенную часть реального мира и представляющей собой совокупность сведений о реальных и абстрактных объектах и понятиях, их связях и признаках. Информация о предметной (прикладной) области обычно хранится в базах данных и обрабатывается соответствующими программами.
17
Переходя к рассмотрению подходов к определению понятия "знания" можно выделить следующие трактовки. Знания - это:
• вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека -специалиста (эксперта) в определенной предметной области;
• множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому;
• осознание и толкование определенной информации, с учетом путей наилучшего ее использования для достижения конкретных целей, характеристиками знаний являются: внутренняя интерпретируемость, структурируемость, связанность и активность. Согласно [Информационные системы в экономике. А.В. Хорошилов и др. Москва.: МЭСИ, 1998], “знания есть факты плюс убеждения плюс правила”.
Основываясь на приведенных выше трактовках рассматриваемых понятий, можно констатировать тот факт, что знание - это информация, но не всякая информация - знание. Информация выступает как знания, отчужденные от его носителей и обобществленные для всеобщего пользования. Другими словами, информация - это превращенная форма знаний, обеспечивающая их распространение и социальное функционирование. Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. Здесь мы имеем дело с так называемыми информационно-когнитивными процессами, связанными с представлением личностных знаний в виде информации и воссозданием этих знаний на основе информации.
В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания [Романов, Майоров]. Необходимо также отметить, что понятие "информация", становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие "информация" является одним из основных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через
18
более простые понятия. Можно лишь, обращаясь к различным аспектам этого понятия, пояснять, иллюстрировать его смысл [Заварыкин В.М. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец.- М.: Просвещение, 1989.-207 с.].
1.3. Классификация информации
Информация может быть классифицирована следующим образом:
1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.
2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;
3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;
6) по режиму передачи - в нерегламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
7) по назначению - экономическая, техническая, социальная,
организационная и т.д.
8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии
стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической
подготовке производства и т.д.;
9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой
и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали
и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные
коммуникации.
1.4. Свойства информации
Информация является динамическим объектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.]. Как и всякий объект, информация обладает свойствами. На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании свойства
19
процесса свойства информации переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных.
Знания, информация - обладают свойствами далеко не обычными. Например, известно высказывание Б.Шоу: "если у тебя и меня имеется по одному яблоку и мы ими обменялись, то у каждого из нас осталось по одному яблоку; если у тебя и меня имеется по одной идее и мы ими обменялись, то у каждого из нас будет по две идеи" [7]. Однако, этим особенности свойств информации не ограничиваются. Информация специфична и с точки зрения старения (т.е. на информацию действует не само время, а появление новой информации, отрицающей или уточняющей данную), и с точки зрения различных вариантов относительно материального носителя или знаковой формы, и с точки зрения воздействия (например, результат воздействия на потребителя сообщений А,В,С,Д . неравнозначен результату воздействия тех же сообщений на того же потребителя, если они поступают в различных сочетаниях, либо в иной последовательности и ином сочетании) и так далее.
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. Систематизация существующих подходов к выделению свойств информации, позволяет говорить о том, что информации присущи следующие свойства.
1. Атрибутивные свойства - это те свойства, без которых информация
не существует. К данной категории свойств относится:
• неотрывность информации от физического носителя и языковая природа информации. Одно из важнейших направлений информатики как науки является изучение особенностей различных носителей и языков информации, разработка новых, более совершенных и современных. Необходимо отметить, что хотя информация и неотрывна от физического носителя и имеет языковую природу она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем.
• дискретность. Содержащиеся в информации сведения, знания -дискретны, т.е. характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, которые распространяются в виде различных сообщений, состоящих из линии, составного цвета, буквы, цифры, символа, знака.
• непрерывность. Информация имеет свойство сливаться с уже зафиксированной и накопленной ранее, тем самым, способствуя поступательному развитию и накоплению.
2. Прагматические свойства - это те свойства, которые характеризуют
степень полезности информации для пользователя, потребителя и
практики. Проявляются в процессе использования информации. К
данной категории свойств относится:
20
• смысл и новизна. Это свойство характеризует перемещение информации в социальных коммуникациях, и выделяет ту ее часть, которая нова для потребителя.
• полезность. Уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательные значения полезной информации.
• ценность. Ценность информации различна для различных потребителей и пользователей.
• кумулятивность. Характеризует накопление и хранение информации.
• полнота. Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.
• достоверность. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.
• адекватность — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
• доступность (мера возможности получить ту или иную информа-цию). На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.
• актуальность (степень соответствия информации текущему моменту времени). Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные
21
процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.
• объективность и субъективность. Понятие объективности
информации является относительным. Это понятно, если учесть, что
методы являются субъективными. Более объективной принято
считать ту информацию, в которую методы вносят меньший
субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень
объективности информации всегда понижается. Это свойство
учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному
обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших
события или получивших информацию косвенным путем
(посредством умозаключений или со слов третьих лиц).
3. Динамические свойства - это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.
• рост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.
• старение. Информация подвержена влиянию времени.
1.5. Понятие информационного менеджмента
В соответствии с кибернетическим подходом система управления экономическим объектом может быть рассмотрена как совокупность объекта управления и субъекта управления. Например, в качестве объекта управления может выступать деятельность предприятия, а в качестве субъекта управления - управленческий аппарат предприятия. Между субъектом управления и объектом управления существует прямая и обратная взаимосвязь, выражающаяся в обмене информационными сообщениями (см. рис. 2).
22

Влияние внешней среды
Влияние внешней среды

Рис. 2. Укрупненная структура системы управления
Управленческий аппарат на основе информации, полученной из внешней среды, изучает сложившуюся экономическую ситуацию и в зависимости от целей управления передает соответствующие указания объекту управления. В ответ на полученные указания объект управления передает субъекту управления отчеты о том, как выполняются полученные управленческие решения и насколько серьезно сказывается на деятельности объекта управления влияние внешней среды. Субъект управления, получив от объекта управления отчеты, анализирует их, контролирует ход выполнения намеченных целей, в случае необходимости ищет пути по регулированию сложившейся ситуации и планирует дальнейшую деятельность объекта управления, формируя новые указания и передавая их обратно объекту управления. Таким образом, между субъектом управления и объектом управления образуется постоянный обмен информационными сообщениями. И для системы управления крайне важным становится качественное и своевременное информационное обеспечение.
В связи с этим, в последнее время все большее внимание уделяется информационному менеджменту, под которым понимается управление информацией, с целью повышения эффективности принимаемых управленческим аппаратом решений.
Практическую работу по построению современных систем управления информационными потоками в организациях предлагается проводить с использованием методологии информационного менеджмента. Информационный менеджмент как научная дисциплина включает в себя достижения нескольких смежных научных дисциплин по отношению к управлению информацией в современных организациях, что позволяет на практике перейти к информационно-
23
ориентированному типу организации, характерному для информационного общества. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией имеет фундаментальное значение для организаций и в качестве метаконцепции обладает значительным интегрирующим потенциалом.
С позиций системного подхода информационный менеджмент охватывает планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникации внутри организации с целью улучшения качества и эффективности ее работы, развития организации. Использование методологии информационного менеджмента позволит решить многие вопросы теории и практики управления информационными потоками в современных организациях, которые пока разделены барьерами между профессиональными областями, техникой и технологиями, обусловленными традициями и некачественным менеджментом. Единая методология позволит интегрировать различного рода информацию в общий информационный ресурс и построить эффективно действующую информационную инфраструктуру организации на базе массивов информационных ресурсов, информационных технологий, средств коммуникации и квалифицированных кадров с целью обеспечения с наименьшими затратами эффективного информационного обеспечения процессов управления.
Менеджер отвечает за то, чтобы компания использовала информацию в соответствии со своей стратегией.
1.6. Информационные потребности
Одной из главных задач информационного менеджмента является составление четкого представления о следующем:
> какая информация (по содержанию);
> кому (какой категории потребителей);
> когда (к какому сроку или на каком этапе работы);
> в какой форме (на каком уровне свертывания) следует информацию представить, чтобы потребитель в имеющееся у него время смог ее с пользой усвоить.
Хорошо известна ситуация, когда в предоставляемой специалистам информации - "все то", а с другой стороны - "не совсем то", а иногда и "совсем не то". Относящейся к теме разработки информации (соответствующей по смыслу) достаточно много, и освоить ее всю не всегда возможно, да и во всем предоставленном информационном потоке нет именно того, что так необходимо для решения задачи.
Подобная ситуация сложилась потому, что очень часто считается, что чем больше выдается информации, тем лучше, а что с этой информацией делает специалист, неважно.
24
Причина такого положения - недостаточный уровень исследований в области теории информационных потребностей.
Сначала о структуре информационных потребностей (главным образом профессиональных, поскольку они находятся в центре внимания служб, предоставляющих информационные услуги).
Специалистам в различных предметных областях требуется разнообразная как по содержанию, так и по форме информация, но, несмотря на это, их профессиональные потребности обладают сходной структурой. Информационная потребность является структурированной, причем каждая из структурных составляющих требует особого подхода при определении "стратегии и тактики" информационного обслуживания. Выделяют следующие составляющие [3,8]:
1. Потребность в текущей и ретроспективной информации.
Специалисту требуется постоянный приток новой информации, т.е.
оперативное текущее информирование. Такое информирование
позволяет в наибольшей степени подготовиться к принятию решений в
сфере своей профессиональной деятельности, оперативно и адекватно
реагировать на факторы, воздействующие на определенную ситуацию.
Потребность в текущей информации обусловливается профессиональной специализацией потребителя информации и выполняемыми им функциями и потому относительно стабильна. Отсюда и название запросов, выражающих эту потребность - постоянно действующие.
В отличие от текущей потребность в ретроспективной информации возникает при необходимости непосредственного принятия решений в данной ситуации. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным за целый ряд предыдущих лет. Запросы выражающие потребность в ретроспективной информации, возникают у специалиста эпизодически, и называют их разовыми.
2. Потребность в узкотематической и широкотематической
информации. Процесс специализации деятельности и дифференциация
знаний приводит к постоянному сужению тематических рамок
профессиональной информационной потребности.
Однако слишком узкая специализация влечет за собой ограниченность контроля за ситуацией, потерю качества принимаемых решений из-за потери контроля над целым рядом факторов, на первый взгляд, не относящихся к заданной теме.
По этой причине специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно относящаяся к той конкретной поставленной задаче, решением которой они заняты, так и широкотематическая, создающая представление об объекте исследования или разработки в целом.
Потребность в узкотематической информации выражается в запросах предметного характера (в соответствии с предметной
25
областью), потребность в широкотематической информации - в запросах ознакомительного характера.
3. Потребность в отраслевой (специализированной) и
межотраслевой (неспециализированной, смежной) информации.
Большинство наиболее актуальных проблем решается путем
использования не только профильной информации, не выходящей за
рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной,
межотраслевой информации, из других отраслей знания, казалось бы,
очень отдаленных.
Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) - непрофильного характера.
4. Потребность в фактографической и концептуальной
информации. В первом случае - это потребность в различных сведениях,
которые извлекаются потребителем из первичных и вторичных
документов, справочников и других источников информации. Однако
часто бывают случаи, когда потребителю нужны не просто сведения, но
и оценка, интерпретация этих сведений другим специалистом - с точки
зрения их истинности и достоверности, технико-экономической
целесообразности и перспективности, т.е. необходима концептуальная
информация. Особенно нуждаются в такой концептуальной информации
руководители при принятии решений.
Потребность в фактографической информации выражается в запросах фактографического характера, в концептуальной -концептуального характера.
Рассмотренные выше структурные составляющие представлены в виде схемы на рис. 3.
Потребность
Информация

Текущая
Ретроспективная

Отраслевая
Межотраслевая

Широкотематическая
Узкотематическая

Фактографическая
Концептогрфическая
Рис. 3. Формальная схема структуры информационной потребности
26
1.7. Методы изучения информационных потребностей
Как уже отмечалось, для эффективного управления информацией, необходимо ответить на вопросы: какая информация, кому, когда и в каком виде должна быть представлена. Для ответа на эти вопросы существуют различные методы изучения информационных потребностей. Изучением информационных потребностей обычно занимаются специальные структуры. Как правило, это различные информационно-аналитические агентства, хотя могут быть организованы и специальные подразделения в структуре корпораций.
Существующие методы изучения информационных потребностей могут быть разделены на две группы:
1). "Косвенные" - базируются либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той или иной предметной области, об их потребностях на основе запросов, либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т.п. Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит либо на основе их представления о своих потребностях, либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу. Однако уровень информированности специалиста относительно решаемой им задачи далеко не всегда бывает достаточным, а отсюда он запрашивает информацию не ту, которая объективно в наибольшей степени содействовала бы решению стоящей задачи, а ту, которая соответствует его представлению о возможных способах ее решения. Информация, соответствующая его представлению, не всегда бывает наилучшей.
2). "Прямые" - основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.
В соответствии с основными источниками возникновения профессиональных информационных потребностей формируются методы их выявления: методы, основанные на анализе проблемных ситуаций, и методы, основанные на анализе функционально-должностных обязанностей различных категорий специалистов. Перечень методов выявления информационных потребностей представлен в табл.2.
27
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод
Методы, основанные анализе проблемных ситуаций.
на
Сущность метода
В основе методов лежит представление о том, что
если раньше информационный работник
осуществлял поиск и выдачу информации на
основе запросов, сформулированных ему
разработчиком, то теперь он должен вести не
только поиск информации, но и поиск
потребностей в ней, поскольку в силу
разобщенности специалистов различных отраслей
знаний, углубляющейся дифференциации наук и
ограниченности познавательных возможностей
отдельной личности, запросы специалистов часто
оказываются неадекватными ни их собственным
потребностям, ни сущности той объективной
ситуации, в которой эти потребности возникают.
Таким образом, информатор должен выдавать не
только информацию, запрашиваемую
специалистами, но и ту, которая объективно
необходима для решения научно-технических
проблем, поскольку она вытекает из учета
объективно существующих закономерностей
развития разрабатываемого объекта независимо от
того, высказал обслуживаемый специалист
потребность в информации в соответствии с этими
закономерностями или нет. Такой метод создает
условия высокой информированности
специалистов о состоянии и тенденциях развития разрабатываемого им объекта, а это позволяет в свою очередь им формулировать свои индивидуальные информационные потребности,
28
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод Сущность метода
в максимальной степени приближающиеся к
объективным закономерностям развития проблемы,
т.е. позволяет максимально "сократить дистанцию"
между моделью объекта, соответствующей
объективному ходу развития науки и техники, и
субъективными представлениями исследователя об
этом объекте. Состояние высокой
информированности дает возможность избежать специалисту формулировки запросов, порожденных так называемыми мнимыми потребностями, которые могут возникнуть у него в силу незнания им целого ряда фактов и обстоятельств.
Объективно необходимая для решения проблемы информация выявляется путем глубокого научно-информационного анализа проблемной ситуации, осуществляемого информационным работником. Такой анализ позволяет прежде всего установить, является ли данная проблема действительной или мнимой.
Установив наличие проблемы, информационный работник определяет состояние работ по данному вопросу, а именно степень разработанности данной проблемы (какие вопросы уже решены и каким путем, какие еще ждут своего решения). Установив состояние работ по данному вопросу, информационный работник выявляет тенденции развития разрабатываемого объекта, т.е. прогнозирует его развитие на определенный период времени.
29
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод Сущность метода
Это важно потому, что без учета тенденций развития объект к моменту его создания может уже безнадежно устареть.
Выявленная информационным работником
информация о состоянии и тенденции развития научно-технического объекта, т.е. информационная ситуация, в которой развивается объект, создает условия высокой информированности специалиста о целях, возможных путях и способах решения проблемы.
Таким образом, одна из задач информационного обслуживания заключается в том, чтобы, формируя и поддерживая знание специалистами состояния и тенденций развития интересующего их научно-технического объекта (т.е. формируя в их представлении модель объекта, по возможности более адекватную логике развития данного направления науки и техники), обеспечить каждого из них информацией, отвечающей их индивидуальным потребностям, выраженным в запросах. Это будет информация, объективно необходимая с точки зрения информационной службы, но скорректированная индивидуальными тезаурусами отдельных потребителей и, таким образом, учитывающая особенности видения проблемы специалистами, участвующими в ее решении.
30
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод
Методы, основанные на анализе
функционально-должностных обязанностей.
Сущность метода
В данных методах исходят из предположения, что необходимая информация в общественном тезаурусе уже есть (или будет поступать в ближайшем будущем). И задача службы сводится к тому, чтобы определить, какая именно нужна специалисту информация, чтобы ему соответствовать своему служебному положению, грамотно, обоснованно (а не по наитию) принимать решения в сфере своей профессиональной деятельности. Информационный работник на основе системного анализа должностных функций того или иного специалиста устанавливает необходимый объем знаний, которым должен владеть специалист данной категории, чтобы соответствовать занимаемому им положению. Системный анализ здесь используется потому, что служебный статус специалиста в современных условиях многочисленными нитями связан со статусами других специалистов (как по вертикали, так и по горизонтали). Для выполнения своих функций ему нужна не только узкотематическая, профильная информация, но и значительный объем непрофильной, социальной, экономической организационной и прочей информации.
Эти связи сам специалист далеко не всегда четко себе представляет. Они и выявляются в результате системного анализа, который позволяет сформировать перечень должностных обязанностей и вытекающий из него перечень должностных задач.
31
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод Сущность метода
Последние трансформируются в типичные вопросы, упорядоченная совокупность которых образует информационную модель специалиста, его информационный "паспорт".
По всем этим вопросам необходимо систематическое информирование. Однако, естественно, что режим информирования (раз в неделю, месяц или квартал) и форма представления информации (краткая информационная справка, техническая записка, "итоги анализа информации", обзор, статья и т.п.) по различным вопросам различные и определяются исходя из характера вопроса и имеющегося у "абонента" бюджета времени.
Подобные модели могут разрабатываться не только
для руководителей высокого уровня, но по сути дела
для любой категории специалистов.
Созданные на основе системного анализа
должностных обязанностей специалистов
информационные модели, отражающие потребность в потенциально необходимой для них информации, представляют собой абстракцию, поэтому при реальном "наложении" на конкретных специалистов они должны обязательно учитывать особенности этих специалистов, т.е. быть скорректированными в соответствии с их индивидуальными субъективными потребностями.
32
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод Сущность метода
Однако роль заранее сформулированной модели очень велика, поскольку она активно влияет на формирование информационных потребностей специалистов и позволяет организовать рациональное систематическое текущее информирование, отвечающее требованиям современного управления.
Аналогичным способом - способом построения информационной модели - выявляют потенциально необходимую информацию не только для одного потребителя, но и для группы потребителей. Исследование задач и функций группы потребителей дает возможность определить тематические, хронологические и другие рамки при комплектовании справочно-информационных фондов, подготовке текущих и ретроспективных библиографических изданий и др.
Методы на основе сетевых графиков проведения НИОКР. Получили распространение там, где большинство разработок носит вырожденный комплексный характер. Анализ такого сетевого графика дает возможность службе информации определить наиболее емкие участки разработки и заблаговременно распланировать работу по информационному обеспечению групп потребителей исходя из своих возможностей, заблаговременно предвидеть "пики" информационной активности специалистов.
Таблица 2 Перечень методов выявления информационных потребностей
Метод Сущность метода
Большинство творческих операций, требующих значительного объема информации, приходится на этап технического задания. Следует, конечно, иметь в виду, что информационный анализ сетевого графика представляет собой лишь предварительный этап в изучении информационных потребностей специалистов, занятых разработкой, и ничего конкретно не говорит о потребностях этих специалистов. Эти потребности на каждом участке должны изучаться соответствующими методами. Тем не менее, практика показывает, что анализ совокупности сетевых графиков в организации позволяет информационной службе надежно планировать свою работу, свести к минимуму возникновение "всплесков" информационной активности и соответственно сократить и число авральных ситуаций.
33
1.8. Классификация "непотребителей" информации
В табл. 3 приведена классификация "не потребителей" информации данная О.Е.Бурым-Шмарьяном. Их основной довод не потребления - "в фонде нет нужной мне информации", "не удовлетворяются мои частные запросы по информационному обеспечению". Причина такого положения вещей в непонимании специалистами задач использования информации в повседневной работе, незнание возможностей существующих информационных служб, неумение работать с информацией, неумение сформулировать информационный запрос и многое другое. Отсюда следует, что информационное обеспечение должно быть достаточно гибкими и вовремя приспосабливаться к быстро изменяющимся специфическим потребностям данных категорий специалистов.
Таблица 3 Классификация «непотребителей» информации

Название группы Характеристика группы
"Всезнающие". Убеждены, что знают все в сфере своей деятельности и никакая информация им не нужна.
"Скептики

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100