Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Аширов Д.А., Большаков С.В. Организационное поведение


 


Содержание работы:

Содержание
1. Трудовая мотивация 4
1.1 Первичные, основные и общие мотивы. 4
1.2 Биологические теории мотивации 11
1.3 Вторичные мотивы 20
1.4 Содержательные теории трудовой мотивации 29
1.5 Процессуальные теории мотивации 44
1.6 Мотивация и эмоции 54
2. Вознаграждение и стимулирование 60
2.1 Система вознаграждения 60
2.2 Заработная плата 69
2.3 Формы и системы оплаты труда 72
2.4 Правовые аспекты 78
3. Литература 105
3
1. Трудовая мотивация
1.1. Первичные, основные и общие мотивы.
1.2. Биологические теории мотивации
1.3. Вторичные мотивы
1.4. Содержательные теории мотивации
1.5. Процессуальные теории мотивации
1.6. Мотивация и эмоции.
1.1 Первичные, основные и общие мотивы.
Мотивация. Мотивация является базовым психологическим процессом. Это самое важное понятие в подходе к поведению человека на рабочем месте Знание мотивации необходимо в практической работе по управлению персоналом. Оно помогает при распределении и планировании работ. Так, исследовательские проекты лучше поручать сотрудникам с сильно выраженной потребностью в достижении. "Точная" работа может быть возложена на работников с развитой потребностью в компетенции. Подчиненные с сильной потребностью в одобрении должны постоянно поощряться руководителем. Индивидов с сильной потребностью во власти можно зачислять в резерв на выдвижение.
Однако следует помнить, что один человек — это не одна, а несколько потребностей, притом соединенных в сложную конфи-гурацию. При этом одни потребности и мотивы находятся между собой в гармонии, а другие — отождествляют в конфликте.
Очень часто отождествляют мотивацию и причины поведения. Но причины поведения гораздо шире и намного сложнее одной только мотивации. Однако не следует недооценивать мотивацию. Она один из важнейших процессов для понимания поведения наряду с такими понятиями, как восприятие, личность, установка, научение. Она взаимодействует или действует наравне с другими опосредующими процессами и окружающей средой. Надо также помнить, что подобно другим когнитивным процессам мотивацию нельзя наблюдать.
Слово когнитивный происходит от латинского глагола cognoscere -знать. Психологи этой школы утверждают, что индивидуумы не просто машины реагирующие на события из вне и изнутри. С когнитивной точки зрения разуму доступно нечто большее чем информация из вне. Основным вопросом этого подхода является стремление понять как мы расшифровываем информацию о реальности и организуем ее чтобы принимать решения и выбирать поведение.
Наблюдать можно только поведение. Мотивация же — это гипотетический конструкт, который используют, чтобы облегчить объяснение поведения, и который не следует отождествлять с
4
поведением. Фактически, признавая “центральную роль мотивации”, современные теоретики организационного поведения “считают, что в этой области важно еще раз особо подчеркнуть значение поведения”.
Сегодня фактически все — и практики, и теоретики — имеют свое определение понятия “мотивация”. Как правило, в определение включают одно или несколько из приведенных далее слов: “страстное желание”, “необходимость”, “пожелание”, “цели”, “намерения”, “потребности”, “побуждения”, “мотивы”, “вознаграждение”.
Мотивация — это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации лежит в значении слов “потребности”, “побуждение”, “вознаграждение” и во взаимоотношении между ними. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения; в этом, собственно, и заключена основа мотивации. Мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребностей, побуждений и вознаграждений.
Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим социальным или психологическим.
Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему.
Первичные мотивы. Некоторые из мотивов являются врожденными и имеющими физиологическое происхождение. Такие мотивы называют по-разному — физиологические, биологические, врожденные, или первичные. Использование термина “первичный” не подразумевает, что эта группа мотивов имеет превосходство над общими и вторичными мотивами. Хотя в некоторых теориях мотивации признается приоритет первичных мотивов, существует множество ситуаций, когда общие и вторичные мотивы доминируют над первичными. Типичными являются такие примеры, как пост, в этих случаях вторичные, приобретенные, мотивы сильнее врожденных первичных.
Мотивы должны отвечать двум условиям, чтобы их можно было отнести к категории первичных: они должны быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого самыми обычными из известных первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стремление избежать боль, потребность в комфортной температуре, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиологии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные
5
потребности. То есть, они носят универсальный характер. С возрастом потребности меняются, например, ребенок нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый. Однако, когда речь идет о вторичных потребностях, ситуация оказывается иной. Эти потребности сильно зависят от конкретной личности. Они так же обусловлены социальной практикой.
Сама жизнь (негоэнтропийность процессов жизнедеятельности) основана на том, что организм получает приток энергии и информации из вне. Эти потоки обеспечиваются через пищу и дыхание. Поэтому важнейшей потребностью является потребность в пище и в дыхании. Однако, потребность в воздухе не ограниченна, если не иметь в виду фантастику, например, продавца воздуха Александра Беляева, и ее нельзя рассматривать в качестве мотиватора.
Следует иметь в в иду, что на физиологическом уровне потребности тесно связаны между собой. Одним из самых удивительных открытий последних лет, касающихся мозга, было открытие “центров удовольствия”, расположенных в различных участках лимбической системы. Оно сделано Олдсом, который “напал” на эти центры совершенно случайно. Годфруа описывает это открытие заставившее совсем по иному взглянуть на систему потребностей исходя из их глубинной связи следующим образом.
Олдс хотел выяснить, может ли раздражение центра, имеющего отношение к бодрствованию и расположенного в задней части гипоталамуса, привести к тому, что крыса будет избегать тех участков клетки, где она подвергалась воздействию тока. Все крысы, с которыми проводили этот эксперимент, дали ожидаемую реакцию, кроме одной, которая, вместо того чтобы избегать этих участков, систематически возвращалась к ним после каждого электрического стимула. Тогда Олдс, полагая, что эта крыса менее чувствительна, чем другие, начал увеличивать силу электрических разрядов. Но чем сильнее были разряды, тем быстрее крыса возвращалась к тому месту, где она их получала. Пришлось признать очевидное: крыса, казалось, сама стремилась получить электрический стимул, вместо того чтобы избегать его.
После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибке был вживлен рядом с тем местом, где он должен был бы находиться, и электростимуляция в этом новом участке вызывала неожиданную “реакцию удовольствия”. Тогда были проведены система-тические исследования: большому числу крыс был вживлен электрод в найденный “центр удовольствия”, и животных поместили в клетки, где они могли сами подвергать себя воздействию тока, нажимая на рычаг.
Результаты были потрясающие. Никакое иное вознаграждение не позволяло раньше так быстро и успешно вырабатывать реакцию нажатия на рычаг. Иногда разряды были настолько сильными, что отбрасывали
6
животных к стенке клетки; но как только крыса приходила в себя, она снова бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобный предыдущему.
Если возникала потребность в сне, крысы дремали несколько минут, а потом сразу же снова принимались за самостимуляцию. Они предпочитали даже обходиться без пищи, только бы не бросать рычаг. Были также случаи, когда крыса-мать оставляла свой выводок, чтобы за-ниматься раздражением своего “центра удовольствия”.
С тех пор в этом участке мозга было открыто много других центров. Некоторые из них связаны с удовольствием вообще, а другие, по-видимому, с утолением голода или жажды или же с сексуальным наслаждением.
Кроме того, существуют другие зоны, возбуждение которых, напротив, видимо, вызывает у животных ощущение сильной боли, блокирующей всякую деятельность. Их назвали “болевыми центрами” или - более научно - “центрами избегания”. Психофизиолог Дельгадо вышел на арену и, используя “центр умиротворения”, остановил атаку быка просто путем дистанционного воздействия на его мозг, в нужный участок которого предварительно был вживлен электрод
Несомненно, близость в гипоталамусе между этими центрами и центрами, ответственными за голод, жажду и другие потребности, позволяет предполагать существование каких-то связей между ними; зная эти связи, можно было бы объяснить такие эмоции, как отвращение или противоположное ему чувство. Важно и то, что как показал Павлов активация одного центра может вести к подавлению активности других. Например студенты волнующиеся перед экзаменами стремятся что-нибудь жевать.
Голод. Чувство голода вызывается как внутренними раздражителями (сокращениями желудка), так и внешними (вид или запах пищи). Процесс еды может быть актом, который повышает у скучающего человека уровень активации; чаще всего, однако, мы едим в определенные часы, согласно жизненным привычкам, сложившимся на основе биологических ритмов.
Если содержание сахара в крови повышено или понижено, сигналы об этом поступают в центр, регулирующий потребление пищи, который находится в латеральной зоне гипоталамуса. Этот центр в свою очередь посылает обратные сигналы, вызывающие освобождение печенью глюкозы и возбуждающие чувство голода. Если у крысы этот центр разрушить, она перестанет есть и без искусственного питания погибнет от голода. Если же ее кормить искусственно, она будет сохранять постоянный вес ниже своего нормального веса.
Рецепторы, сигнализирующие о насыщении, находятся в пищеварительной системе во рту, кишечнике и печени, и как только организм получит достаточное количество углеводов и жиров, они
7
сообщают гипоталамусу, что потребление пищи может быть прекращено. Гипоталамус играет важную роль в контроле чувства сытости. Животное, у которого этот один из центров гипоталамуса разрушен, при наличии пищи будет продолжать есть в избытке, пока не достигнет определенной степени ожирения, которая будет в дальнейшем поддерживаться; у крыс при этом вес тела будет в три раза больше исходного.
Одновременное повреждение двух областей гипоталамуса, по-видимому, не влияет ни на потребление пищи, ни на вес животного. Значит, эти две области, по всей вероятности, образуют гипоталамическую систему, поддерживающую вес тела около идеально-го уровня, определяемого генетически.
Жажда. Жажда у человека, как и у большинства других живых существ, организм на 80% состоит из воды, к стати, если иметь в виду кровь то морской воды. Поэтому его водный баланс не может быть нарушен без риска тяжелых последствий для составляющих его клеток. Таким образом, жажда - один из самых важных побудительных мотивов, который, возникнув, все с большей силой влияет на поведение. Однако потребность утолить жажду проявится на мотивационном и по-веденческом уровне только в том случае, если недостаток воды не сможет быть компенсирован с помощью чисто физиологических ме-ханизмов. Жажда в кратковременном плане регулируется степенью сухости во рту. Главную роль, однако, играют определенные клетки гипоталамуса. Уменьшение количества воды в организме ведет к обезвоживанию этих клеток и их деформации, что в свою очередь стимулирует секрецию особого гормона. Этот гормон направляется к почкам и усиливает обратное всасывание воды, содержащейся в первичной моче, так что эта вода возвращается в кровеносное русло. Все это происходит автоматически, без участия нашего сознания. Когда достигаемая таким способом экономия воды оказывается недостаточной для поддержания водного баланса, почки выделяют фермент, действие которого в конечном результате приводит к возбуждению гипоталамуса; тогда возникает чувство жажды, которое заставляет нас искать что-нибудь пригодное для питья.
Организация питания работников. Обеспечение питания работника входило в стандартные условия найма с древних лет. В России, в связи с общинным укладом жизни, это условие, вообще, выделялось как пункт контракта не заменяемый деньгами. Уокер указывает, что начало организации питания студентов датируется, по меньшей мере 18 веком. Даже само развитие системы фаст-фуд вызвано именно производственными нуждами, так как именно снижение числа посетителей во время ланча, стимулировало братьев Макдональдсов создание первой системы общественного питания.
8
Психоанализ Фрейда. Еще один фундаментальный мотив поведения человека - секс, был осознан после работ Зигмунда Фрейда. Он развил теорию психосексуального развития индивида. Фрейд утверждал, что мотивация поступков человека, его поведения лежит в подсознании. Фрейд рассматривал области психики, которые осторожно оставлялись в тени моралью и философией. Наиболее популярны его “Толкования сновидений” и “Очерк психоанализа”. Мы обязаны Фрейду открытием мира, который лежит за нашим сознанием.
Фрейд основывает свое теоретическое мышление на предположении, что в душевной жизни человека нет перерывов и непоследовательности, т.е. каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеет свою первопричину.
Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующей мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном. К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными, или вообще недоступны сознанию. Кроме того, там есть материал, который отделен от сознания, подвергнут “цензуре” и “подавляем”. Этот материал не забыт и не утерян, но он не допускается к воспоминанию. Мысль как воспоминание действует на сознание, но опосредованно. Большая часть сознания – бессознательна, считал Фрейд. Здесь и находятся источники психической энергии, побуждения и инстинкты, то есть мотивы поведения.
Фрейд также утверждал, что все взрослое поведение человека опирается на его детский опыт. Наши выборы в жизни- любимые, друзья, боссы, даже враги- произведение наших детских связей “ребенок- родитель”. Выбор людей, которые вас окружают, мест, пищи и пр. определяется опытом, который вы не помните, но он не случаен.
Общие мотивы. Общие мотивы не всегда выделяются в отдельную категорию. Тем не менее, такая категория полезна, поскольку существует ряд мотивов, находящихся как бы в промежуточной зоне между первичными и вторичны мотивами. Для включения в данную категорию мотивы должны быть врожденными, не обусловленными физиологией. В то время как первичные мотивы стремятся снизить напряжение или стимулирование, общие мотивы побуждают человека к усилению стимулирования. Поэтому иногда такие мотивы называют “стимулирующими”. Хотя вероятно, с этим согласились бы не все психологи, к данной категории наилучшим разом подходят такие, например, мотивы, как любопытство, желание манипулировать деятельность, привязанность. Понимание общих мотивов исключительно важно для понимания поведения человека, особенно в организациях. Общие мотивы имеют более важное значение для поведения, человека на рабочем месте чем первичные.
9
Потребность во власти. Она выражает естественную склон-ность людей доминировать, держать все под контролем, оказывать влияние на других, пользоваться у них авторитетом. В экстремальных ситуациях такие люди чувствуют себя вполне комфортно. Но еще комфортнее они ощущают себя на высоких должностях, сопряженных с большой ответственностью и властью.
Мотив власти был официально признан раньше других и изучается относительно давно. Главным защитником мотива власти был один из первых ученых-бихевиористов Альфред Адлер. Адлер официально разорвал свои тесные связи, с Зигмундом Фрейдом и сформулировал теоретические положения, резко противоречащие теории психоанализа. Фрейд подчеркивал влияние прошлого опыта и неосознанной сексуальной мотивации, Адлер же заменил их на будущее и непреодолимое стремление человека к превосходству и власти. Для объяснения потребности во власти — потребности управлять другими или желания быть выше других — Адлер разработал понятия комплекс неполноценности и компенсация. Он считал, что каждый маленький ребенок испытывает чувство неполноценности. Когда это чувство соединяется с тем, что Адлер называл природной врожденной потребностью в превосходстве, вместе они начинают руководить поведением человека. Индивидуальный стиль жизни можно охарактеризовать, как стремление компенсировать чувство неполноценности, стремление, которое сочетается с врожденным стремлением к власти.
Хотя современные психологи в большинстве своем не принимают доктрину о том, что потребность во власти является врожденной и поэтому доминирующей, в последние годы интерес к ней вновь обострился. Стремление к власти без труда можно заметить в современном американском обществе. Вероятно, лучшим примером являются политики; политические скандалы дают замечательную возможность изучать стремление к власти и ее применение в правительственных и политических кругах. Однако наряду с политиками любой человек, который занимает ответственную должность в бизнесе, правительстве, профсоюзах, в сфере образования или армии, также может проявлять значительную потребность во власти.
Мотивы любопытства, желания манипулировать и деятельности. Психологи первыми заметили, что животные, с которыми они экспериментировали, казалось, имеют врожденный мотив к исследованию объектов, манипулированию ими и даже просто к деятельности. Это было особенно справедливо в отношении обезьян, которым создавали новые, незнакомые ситуации. Такие наблюдения и предположения относительно существования у обезьян мотивов любопытства, манипулирования и деятельности были позже
10
подтверждены экспериментально. В данном случае психологи абсолютно уверены, что результаты экспериментов с животными можно обобщить и применительно к человеку. Например, этот мотив ярко выражен у детей и просто скрыт другими мотивами у взрослых.
Эти мотивы часто приводят детей к беде, но их поддержание по мере взросления может оказаться весьма полезным. Если бы эти мотивы подавлялись или сдерживались, все общество могло бы стать очень инертным. Это справедливо и на уровне организации. Если работникам не позволяют следовать мотивам любопытства, желания манипулировать и деятельности, то они не будут мотивированы и к труду.
Мотив привязанности. Любовь, или привязанность, представляет собой очень сложную форму общего мотива. Сложность частично связана с тем, что во многих случаях любовь имеет сходств с первичными мотивами, хотя в других она больше похожа на вторичные мотивы. В частности мотив привязанности, с одной стороны, тесно ассоциируется с первичным сексуальным мотивом, а с другой - со вторичным мотивом принадлежности. По этой причин привязанность иногда относят ко всем трем категориям мотивов, а некоторые психологи вообще не признают ее как отдельный мотив.
Привязанность заслуживает особого внимания из-за того, что ее значение в современном мире постоянно возрастает. Судя по всему, есть большая доля правды в таки пословицах, как “любовь движет миром” и “любви все возрасты покорны”. В мире, где люди страдают от межличностных, внутри личностных, национальных конфликтов, когда качество жизни и права человека становятся все более важными понятиями в современном обществе, мотив привязанности приобретает особое значение при изучении поведения человека.
1.2 Биологические теории мотивации
Биология мотива. Существует достаточное количество биологических теорий мотивации. В 1913 году основатель бихевиоризма Дж.Б. Уотсон провозгласил, что психология получила право именоваться наукой лишь после того как выработала объективный подход к явлениям. Уотсон предложил схему согласно которой каждому стимулу (ситуации) соответствует определенное поведение. Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биоло-гического импульса, который как бы толкает индивидууме, к его удов-летворению.
11
Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление динамического равновесия - гомеостаза. Если представить, что организм это совокупность сосуществующих клеток, выполняющих определенные функции то именно гомеостаз является основным стимулом к их сосуществованию, так как позволяет наиболее эффективно распределять усилия между функцией и репродукцией. Стремление к гомеостазу столь сильно, что, возможно, сон (его фаза БДГ, на которую расходуется значительная часть жизни) является тренингом именно этой системы организма.
Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация. и тем сильнее активируется организм. Равновесие же восстанавливается лишь после удовлетворения данной потребности; а вслед за этим исчезают вызванные этой потребностью побуждение и активация.
Поддержание динамического равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение-это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей ее потребности.
Психофизиологи полагают, что потребности выявляются внутренними “гомеостатами”, которые помогают нам удовлетворять эти потребности, чтобы поддерживать организма состоянии равновесия.
Итак, теория биологических побуждений - это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Однако эта теория может объяснить далеко не все виды мотиваций человека. Как, например, понять то, что уже сытый человек соблазняется и ест еще, или продолжает пить, хотя он давно утолил жажду?
Кажется очевидным, что в таких случаях восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же значительным, как и само внутреннее побуждение.
Гидромеханическая модель. “Гидромеханическая” модель, предложенная Лоренцом для объяснения инстинктивных форм поведения, позволяет, хотя и не полностью, объяснить связи. существующие между физиологическим состоянием организма и раздражителями, поступающими из окружающей среды
Для того чтобы объяснить, как проявляются инстинктивные дейст-вия, Лоренц предложил модель, которая показывает, каким образом биологические побуждения могли бы зависеть одновременно от внут-ренних и внешних факторов.
Внутренние факторы должны быть связаны с количеством энергии, имеющейся в нервной системе и используемой для определенных действий; они соответствуют совершенно определенным моментам годового цикла данного вида. Что касается внешних
12
факторов, то они представляют собой стимулы, связанные с данной потребностью.
Модель, предложенная Лоренцом, включает резервуар, в котором накапливается энергия, идущая от нервной системы, и стержень с пробкой, который с помощью пружины удерживает закрытым выход из резервуара; к стержню подвешена платформа, на которую можно ставить гири различного веса, соответствующие внешним раз-дражителям разной силы.
Здесь возможны, например, следующие ситуации:
1. Скопившаяся энергия такова, что она сама по себе может
вызвать открытие резервуара и инициировать какое-то поведение.
2. Внешний раздражитель настолько привлекателен, что ответная
реакция может наступить и при отсутствии объективной потребности.
Например, вкусная еда может вызвать появление аппетита даже у
совершенно сытого человека.
К сожалению, не определено, что это за энергия и откуда она берется. Вероятно, ее можно связать с более современным понятием активации, вызываемой повышением возбудимости нервных механизмов.
Однако чаще всего наблюдается местное действие внешнего и внутреннего факторов, равных или неравных, но так или иначе дополняющих друг друга.
Если мы представим теорию Фрейда в предельно упрощенном виде, то мы увидим, что она основана на сходном принципе. По мнению “отца психоанализа”, внутренним фактором, действующим в организме с самого рождения, является сексуальная энергия, которую он назвал либидо. Подавляемые влечения входят в “большой резервуар” того, что составляет источник всех желаний. Но они могут быть удовлетворены только в том случае, если Я не сопротивляется им (в связи с тем, что их реализация может помешать приспособлению индивидуума к миру) или если давление морального сознания, “сверх Я”, действует не слишком сильно.
В обществе без запретов различные действия в каждый период жизни действительно проявляются совершенно непринужденно, как только накопившаяся энергия оказывается достаточной или внешняя ситуация начинает достаточно сильно стимулировать. Однако в большинстве культур дело обстоит иначе; к ограничениям, накладываемым жизнью и воспитанием в обществе, добавляются еще цензурные запреты. Все это мешает свободному расходованию энергии и иногда порождает плохо осознаваемое чувство стеснения, приводящее к беспокойству и агрессивности. Тогда человек, чтобы дать выход избытку энергии, обращается к более приемлемым для общества стимулам и действиям. Но, как объяснить желание прыжков с парашютом?
13
По-видимому, в таких случаях человек, лишенный раздражителей. ищет ситуацию, которая позволила бы ему узнать что-то новое или испытать какое-то возбуждение. Эту потребность в возбуждении не объясняет гомеостатическая модель в рамках теории биологической мотивации - согласно этой модели, мы стремились бы лишь уменьшить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т. п.
Теория оптимальной активации. Итак, нужно было разработать теорию, которая позволила бы объяснить то, что наш организм иногда стремится снизить уровень активации, вызванной появлением какой-либо потребности или информационной перегрузкой, но в то же время он стремится усилить активацию, когда она слишком слаба для того, чтобы поддерживать достаточный психический тонус.
Такая теория, основанная в значительной мере на законе Йеркса Додсона была предложена в 50-е годы психологами Даффи и Хеббом. Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.
Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как это было в теории биологических побуждений зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент. Таким образом. некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве.
Эта потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии задумчивости, конечно же, отличен от уровня оптимального для человека, охваченного “лихорадкой” творчества.
Из экспериментов с сенсорной изоляцией видно, как реагирует мозг, когда он оказывается лишенным раздражителей. Понятно, что приверженцы теории оптимальной активации видят в этом пример такой ситуации, которой организм стремится избегать.
Как бы там ни было, но теория оптимальной активации остается по самой своей сути механистичной. И действительно, хотя эта теория и позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, она не дает никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет.
Эта ограниченность теории отчасти объясняется тем, что боль-шинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях. Теории, вытекающие из подобных экспериментов, позволяют лишь частично понять то, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий. Именно на этом когнитивном аспекте мотивации, следующая, третья группа теорий.
Когнитивные теории мотивации. Для проявляющемся в основном у высших млекопитающих, делает упор когнитивистов теории
14
биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Мы постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев мы сами решаем, что будем делать.
Так. например, только в очень редких случаях голод “толкает” нас к безотлагательному действию. Чаще всего мы выбираем, поесть нам или нет, перекусить немного или поесть как следует, выбрав из имею-щихся блюд то, что нам больше всего по вкусу. То же можно было бы сказать и о выборе наших визитов или развлечений и, наконец, о делах, которыми мы собираемся заняться в данный момент. В любую минуту чтобы сделать выбор, мы прибегаем к процессу мышления.
В этом смысле все наши действия чем-то мотивированы. Таким образом, вопреки утверждению двух других теорий, не существует никакой особой “силы”, которая выступает на сцену только в крити-ческие моменты, когда нарушено равновесие.
Боллес рассматривает мотивацию скорее как “механизм выбора” какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости.
Деси считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности. Доказательством тому, как утверждает Фишер, служит тот факт, что лучших результатов часто добиваются те, кто осознает, что сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.
По мнению этих теоретиков, внешнее поощрение (конфеты, деньги и т.п.) чаще всего приводит лишь к уменьшению такой внутренней мотивации например, у ребенка, которого вознаграждают каждый раз, когда он вынесет мусор, будет все меньше и меньше охоты действовать бескорыстно, просто ради удовольствия чувствовать себя полезным
Среди когнитивных теорий, относящихся к мотивации, есть одна, которая опирается на то, как люди осознают свое поведение и как они стараются ею оправдать. Это теория атрибуции.
Теория атрибуции. Не так давно производимые людьми атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деятельности. В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного
15
человека. Все теории атрибуции объединяются следующими общими предположениями: мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире, мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешними причинами, мы делаем это в значительной степени на основе логики.
Гарольд Келли подчеркивает, что теория атрибуции связана главным образом с теми когнитивными процессами, с помощью которых человек интерпретирует поведение, как вызванное (или приписываемое) определенными элементами соответствующей окружающей среды. Она касается вопросов “почему” в мотивации и поведении. Хотя большинство причин, атрибутов и вопросов “почему” нельзя наблюдать непосредственно, теория утверждает, что люди полагаются на когнитив-ные акты, преимущественно на ощущения. Теория атрибуции предполагает, что люди рациональны и испытывают потребность в определении и понимании каузальной структуры окружающей среды. Именно поиск этих атрибутов и является основной характеристикой теории атрибуции.
Автором теории атрибуции обычно признают Фрица Хайдера. Хайдер считал, что и внутренние силы (личные качества, такие, как способности, усилия и утомляемость), и внешние силы (свойства окружающей среды, например, правила и погода), дополняя друг друга, определяют поведение. Он подчеркивал, что эти важные детерминанты поведения являются воспринимаемыми, а не реальными. Люди ведут себя по-разному в зависимости от того, воспринимают ли они внутрен-ние или внешние атрибуты. Именно эта концепция дифференцированной атрибуции имеет важные следствия для трудовой мотивации.
Используя понятие “локус контроля”, можно объяснить поведение человека на работе, исходя из того, откуда, согласно его ощущениям, исходит контроль за достигнутыми им результатами: изнутри или извне. Работники, которые ощущают внутренний контроль, считают, что они могут влиять на собственные результаты посредством своих способностей, умений или усилий. Работники, которые ощущают внешний контроль, считают, что они не могут сами регулировать свои результаты; они полагают, что ими управляют внешние силы. Важно, что ощущение локуса контроля может оказывать дифференцированное воздействие на выполнение работы и на чувство удовлетворенности ею. Например, исследования Роттера и его коллег показывают, что умения и навыки влияют на поведение иначе, чем возможности, предоставляемые внешней средой. К тому же в последние годы был проведен ряд ис-следований для проверки теории атрибуции — модели локуса контроля в рабочих условиях. Одно из исследований выявило, что работники, ощущающие внутренний контроль, обычно в большей степени удовлетворены своей работой, чаще занимают менеджерские должности и более удовлетворены партисипативным (то есть основанным на
16
соучастии) менеджментом, чем работники, ощущающие внешний контроль.
Другие исследования показали, что менеджеры, испытывающие внутренний контроль, более эффективны, внимательнее к подчиненным, стараются не работать на износ и при выполнении задания мыслят более стратегически. Было также обнаружено, что процесс атрибуции играет роль в политической жизни организаций при формировании коалиций. В частности, сотрудники, объединяющиеся в коалицию, приписывают большее значение внутренним факторам, таким, как способности и желание, а люди, не вошедшие в коалицию, больше склонны полагаться на внешние факторы, например удачу.
Из этих исследований можно сделать практический вывод: менеджеры, испытывающие внутренний контроль, лучше менеджеров, испытывающих внешний контроль. Однако такого рода обобщения подтверждаются все же не полностью, поскольку существует ряд противоречивых фактов. Например, после одного из исследований было сделано заключение, что идеальный менеджер может иметь внешнюю ориентацию. Данные, полученные в процессе исследования, указывали на то, что менеджеры, контролируемые извне, воспринимаются как руководители, работающие более структурировано и более тщательно анализирующие обстоятельства, нежели менеджеры, контролируемые изнутри. Было показано, что, кроме практического применения в анализе управленческого поведения и эффективности деятельности, теория атрибуции вполне подходит для объяснения поведения при целеполагании, поведения лидера и причин плохого выполнения работы сотрудниками.
В обзорной статье делается заключение, что локус контроля связан с эффективностью выполнения работы и чувством удовлетворенности у членов организации и может выступать связующим звеном во взаимо-отношениях мотивации и вознаграждения.
Кроме того, атрибуции связаны с организационным символизмом который в сущности говорит о том, что если вы хотите понять организацию, необходимо понять ее символическую природу. С этой точки зрения большинство организаций основано скорее на атрибуциях, чем на физической или наблюдаемой реальности. Например, исследование выявило, что символы представляют собой важный источник информации, на основе которой люди формируют свое впечатление о психологическом климате.
Другие атрибуции. Теория атрибуции содержит в себе многое, что может помочь лучше понять организационное поведение. Однако помимо внешнего и внутреннего локуса контроля в дальнейшем должны быть объяснены и изучены и другие параметры. Например, один социальный психолог предположил, что во внимание должен приниматься также и параметр устойчивости (фиксированной или
17
изменяющейся). Возможно, например, что опытные работники могут иметь стойкое внутреннее представление относительно своих способностей и неустойчивое внутреннее представление относительно усилий. К тому же, эти работники вполне могут иметь устойчивое внешнее представление о трудности поставленных задач и нестабильное внешнее представление относительно удачи.
Кроме параметра устойчивости, Келли предполагает, что такие параметры, как согласованность (действуют ли другие люди в подобной ситуации так же?), постоянство (действует ли этот человек в данной ситуации и в других подобных случаях так же?) и отличие (действует ли этот человек иначе в других ситуациях?), будут влиять на тип устанавливаемых атрибуций. Чтобы правильно управлять этими параметрами, следует помнить, что согласованность относится к другим людям, отличие связано с другими задачами, а постоянство связано со временем. Если степень согласованности, постоянства и отличия высока, то, вероятнее всего, атрибуции будут связаны с внешними или ситуационно обусловленными причинами окружающей среды.
Помимо Келли, еще один хорошо известный теоретик в области мотивации — Бернард Вайнер использует теорию атрибуции для объяснения мотивации достижениями, для прогнозирования последующих изменений в выполнении работы и изменений во мнении людей о самих себе. Ниже приведены некоторые выводы из исследований Вайнера.
1. Атрибуция невезения (внешняя) уменьшает огорчение,
вызванное негативными результатами, а атрибуция счастливой
случайности (внешняя) преуменьшает радость от успеха.
2. Когда человек приписывает свой успех скорее внутренним, чем
внешним факторам, у него возникают более высокие ожидания
относительно будущего успеха, он демонстрирует большее стремление
к достижениям и ставит более высокие цели в своей работе.
Ошибки атрибуции. Недавно социальные психологи обратили внимание на два очень сильных предубеждения, которые проявляются при установлении людьми атрибуций. Первое называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Исследования выявили, что люди имеют тенденцию игнорировать сильнодействующее си-туационное давление при объяснении поведения других людей. Люди, как правило, объясняют поведение других личностными факторами (например, интеллектом, способностями, мотивацией, отношениями или особенностями восприятия), даже когда совершенно очевидно, что людей вынуждают поступать так, а не иначе, ситуация или обстоятельства.
Другое предубеждение, выявленное в процессе исследований, заключается в том, что люди имеют тенденцию представлять себя в благоприятном свете. Такое завышение самооценки проявляется во
18
множестве исследований; люди с готовностью принимают похвалу, когда им говорят, что они в чем-либо преуспели (приписывая успех своим способностям и усердию), тогда как неудачу часто списывают на внешние, ситуационные факторы, такие, как невезение или особый характер данной проблемы, делающий невозможным ее разрешение. Например, спортсмены обычно приписывают свои победы личным качествам, тогда как поражение, скорее всего, будут объяснять чем-либо еще — невезением, плохой организацией соревнований или большими усилиями другой команды.
Любой тренер считает, что игру выигрывает он, а проигрывает команда. Если на работе дела идут плохо, начальник, как правило, находит оправдание этому в недостаточном умении или халатном отношении своих подчиненных, но если в этом обвиняют самого начальника, он пытается объяснить все сложившейся ситуацией. То же справедливо и в отношении подчиненных. Они считают, что в их трудностях виновата сама ситуация, а неудачи начальника приписывают его личным качествам. Более того, если все идет нормально, то начальник относит это на счет своих личных достоинств, если же успеха добиваются подчиненные, то он связывает это с внешними об-стоятельствами; последние же поступают наоборот, объясняя свои успехи собственными личными качествами, а успехи начальства — ситуационными факторами. Другими словами, наличие конфликтующих предубеждений в атрибуции у менеджеров и их подчиненных представляется явлением типичным для организаций. Одним из путей к созданию более продуктивных взаимоотношений исследователи считают необходимость усилий с обеих сторон, чтобы уменьшить расхождения в предположениях и точках зрения, это может быть достигнуто за счет повышения межличностных взаимодействий, открытия каналов коммуникаций и проведения семинаров, построения команд, ориентированных на уменьшение ошибок атрибуции.
Роль самоэффективности в атрибуции. С ошибками атрибуции тесно связана старшая недавно популярной концепция само эффективности, которая восходит к концепции о завышенной самооценке. Само эффективность (насколько эффективными люди считают самих себя) будет влиять на то, какие атрибуции устанавливают люди. Люди с высокой само эффективностью стремятся приписать свой успех положительным внутренним качествам, а возникающие пре-пятствия рассматривать как ситуационные или как невезение; они могут также подумать: “Мне необходим новый подход”. В то же время и атрибуции влияют на само эффективность. Если успех на работе человек объясняет внутренними причинами, будет усиливаться его убежденность в своей высокой эффективности.
Эти различные аспекты теории атрибуции показывают сложность поведения человека, и осознание данного факта должно стать частью
19
науки, которая пытается объяснить и понять организационное поведение. Как недавно было замечено, нельзя ограничиться теорией атрибуции. Теоретические и ситуационные факторы, а также обработка информации — все они влияют на схемы атрибуции в организационном поведении. Несмотря на всю ее сложность и в отличие от некоторых предшествующих, рассмотренных выше теорий, использующих когнитивные подходы к мотивации, и у теории атрибуции действительно имеется много шансов найти применение в практической деятельности, а не остаться чисто академическим упражнением по построению теорий.
1.3 Вторичные мотивы
Вторичные мотивы. Человек - существо желающее. "Однако его желание должно быть признано через другого, оно должно быть другим узнано, и не в банальном смысле согласия (в таком случае любая общность была бы комбинацией массы желаний), но в смысле социального признания, где другой должен признать носителя желания. В силу этого, желание из области индивидуальной переходит в область социальную. "Оно связано с необходимостью признания "Я" с целью достижения идентичности.
"Я" создается только через другого, точнее через признание других. Однако взаимность не может быть беспредельной. Чтобы оставаться самим собой , нужно быть отличным от себя. Состояние отличности предполагает противопоставление. Культуру можно рассматривать как средство реализации потребностей индивида, ибо именно она создает контекст и базу понимания и узнавания желаний индивида. Именно на стыке стремлений рождается культура. Она суть содержание и форма связей между людьми, их отношений между собой.
Вследствие всего вышесказанного, сначала организационные психологи, затем консультанты по управлению и социальные инженеры поместили в центр организационно-управленческой проблематики феномен культуры.
Как правило, в практической работе специалисты опираются на антропологическое толкование понятия "культура": Культура есть структурированный способ думать, чувствовать и реагировать группы людей, главным образом принимаемый и передаваемый посредством символов, который представляет свою специфическую идентичность; она включает конкретные объекты, произведенные группой. Сердце культуры составляют традиционные идеи (произведенные и отобранные культурой) и ценности, которые с ними связаны.
Достаточно популярной является интерпретация понятия "культура" в соответствии со структурно-функциональными традициями
20
как системы образцов норм, разрешаемых членами общности, и ролей, которые соответствуют определенным верховным ценностям.
Американский антрополог Гуденау выделил основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила и стандарты.
Самоуважение. Здесь речь идет о сильной потребности занять достойное место среди других людей, которая может быть одним из самых мощных стимулов. определяющих наши поступки.
Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением или признанием со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной работой, так и в желании быть независимым и свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности или к успеху в профессиональной или артистической деятельности, а также в стрем-лении добиться власти или престижного положения.
Тот факт, что эта потребность может выражаться по-разному, говорит о том, что она тесно связана с событиями, пережитыми в молодости. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от того, как относились родители к проявлению этого чувства - поощряли его, хва-лили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или бранили, ребенок превращается либо в человека, достаточно уверенного в себе, либо в человека, сильно зависящего от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не обеспечен.
Это позволяет отчасти понять, почему у женщин так часто возникает конфликт между сильным желанием самоутверждения и боязнью чрезмерного успеха, которого от них не ждет общество. Этот конфликт, видимо, обусловлен воспитанием, которое обычно получают девушки и которое чаще прививает им склонность к социальному конформизму, чем способствует развитию реального чувства независимости.
Как бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как будут вырабатываться высшие качества, такие как справедливость, солидарность, мягкость, самоуважение и уважение к ок-ружающим. Эта потребность находит также выход в удовлетворении эстетических запросов - в поисках упорядоченности, красоты, равновесия.
Самореализация. По мнению Маслоу, врожденное стремление к развитию, присущее каждому человеку, приводит к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные потенциальные возможности. Речь идет здесь об основополагающей мотивации, которая может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня самоуважения.
Опираясь на эти общие представления о мотивации у людей, мы можем понять, каким образом различные теории позволяют объяснить ту или иную мотивацию. Например, если теория биологических по-21
буждений достаточно легко объясняет такие мотивы действий, как голод, жажда или стремление избежать боли, то теория оптимальной мотивации и особенно когнитивные теории лучше всего способны объяснить формы поведения, связанные с такими чувствами, как любо-знательность или привязанность, а также с самыми высшими чело-веческими потребностями.
Потребность в одобрении. Это одна из самых значительных потребностей связанных с культурой. Кроу и Мэрлоу обнаружили, что люди, имеющие высокую степень потребности в одобрении, склонны: более активно подчиняться общественным и групповым стандартам; учиться быстрее, когда соответствующее одобрение дается за правильное выполнение, чем когда такого одобрения нет; испытывать трудности, действуя автономно, потому что боятся вызвать неодобрение начальства.
Потребность в достижении. Почему кажется, что некоторые люди имеют сильное желание достигать чего-либо, в то время как другие удовлетворены посредственными результатами? Психологи утверждают, что потребность в достижении как самая научаемая развивается в раннем возрасте. Дети, родители которых многого достигли в своей жизни, учатся и сами упорно трудиться и стремятся к успеху. Родители, ориентированные на достижение, поощряют малейшие признаки устремленности детей к достижению.
Дэвид Макклелланд внес значительный вклад в изучение этой потребности. Он утверждал, что сила потребности в достижении зависит от трех факторов: ожидания успеха, ценности получаемых результатов (награды и поощрение), чувства личной ответственности за достижение. Частным случаем этой потребности является потребность в компетенции. Некоторые люди больше всего на свете ценят мастерство и компетентность. Став менеджерами, они и подчиненных ценят по собственным меркам, полагая, что все должны стремиться к высокому качеству, добросовестности, отличному знанию своего дела. Им трудно уживаться с людьми, но еще сложнее руководить коллективом, который составлен не обязательно из таких же, как они, людей.
Мотив достижений. Хотя потребность во власти была признана давно и обсуждается уже долгое время, исследовательские работы в этой области стали проводиться совсем недавно. С мотивом достижений все происходило наоборот. Хотя он не имеет столь долгой истории, как другие мотивы, о нем известно больше, поскольку ему было посвящено множество исследований. Очень результативным инструментом для исследования мотива достижений оказался “Тест тематической апперцепции” (ТТА). С помощью ТТА можно эффективно идентифицировать и измерить уровень мотива достижений. Тест проводится следующим образом: на картинке теста изображен молодой человек, который вспахивает поле; солнце вот-вот зайдет. Тестируемый
22
должен рассказать историю о том, что он видит на картинке. Эта история будет отражать основные мотивы тестируемого. Например, он может сказать, что человек на рисунке расстроен, поскольку солнце уже садится, а надо вспахать еще много земли и посеять семена до начала дождей. Такой ответ указывает на высокую потребность в достижениях. Менее нацеленный на достижения тестируемый мог бы сказать, что человек счастлив, поскольку солнце наконец-то заходит и можно пойти домой, расслабиться, выпить что-нибудь освежающее. Исследовательский подход при изучении мотива достижений был настолько успешен, что психологи часто считают его прототипом того, как нужно получать знания и добиваться понимания при изучении поведения.
Наиболее тесно с изучением мотива достижений связан Давид К. Макклелланд, психолог из Гарварда. Макклелланд много написал обо всех аспектах мотива достижений. На основе его обширного исследования сложился четкий образ человека с высокой потребностью достижений. Попросту говоря, мотив достижений можно определить как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции. Некоторые специфические черты человека, нацеленного на достижения, кратко осматриваются в последующих разделах.
Склонность к риску. Первая трудность возникающая при попытке разобраться со склонность человека к риску связана с тем, что само понятие «риск» возникло гораздо позже чем обычно думают. Древние греки не знали понятия риска и вполне обходились понятием рока. На тысячелетнюю устойчивость этих представлений указывал Макс Вебер, отмечая, что идея божественного проведения в христианстве есть ни что иное как вариант рока. Не существовало ни одной до современной культуры, для которой понятие судьбы и рока не являлось бы центральным компонентом философии. У древних греков рок (мойра) представлялся более всесильным и более древним, чем самые старшие боги.
Мойра - буквально часть, доля, отсюда понятие «участь», которую получает каждый при рождении. Мойрам (в разных мифах их от одной до трёх сестер) соответствуют римские парки (Нона, Децима -покровительствующая рождению ребенка на девятом или десятом месяце и Морта, - от mors (смерть)).
Понятие судьбы и рока не исчезло из жизни общества и теперь. Если древние связывали судьбу и рок через смерть, то сегодня рискология измеряет риск, в основном, через вероятность гибели - через ту же смерть. Так, что современное понятие риска частично включает архаичные представления о детерминистской предопределенности, направлении в котором должна протекать жизнь, о судьбе, а частично включает более поздние вероятностные модели мира. И сегодня, как замечает ведущий современный исследователь проблем риска Николас
23
Луман «Если пытаешься определить понятие риска, то впечатление такое, будто заехал в густой туман, где видимость не дальше бампера машины».
Позже понятие рока трансформировалось в сторону приближения к риску, в понятие фортуны (от имени древнеримской богини удачи). Параллельно понятию рока развивался эзотерический взгляд на причинно-следственные взаимосвязи с точки зрения космического смысла - фатализм, то есть отрицание возможности контроля будущего, отрицание самой возможности колонизации будущего лежащей в основе современной парадигмы риска. Как заметил Энтони Гидденс так как контроль времени, контроль будущих событий, формирование человеком физической среды своего существования не может полностью определяться решениями сегодня, то риск появляется как связующий элемент. Понятие риска точно попало в систему представлений эпохи Великих географических открытий, что и отражается в его морской этимологии. У Макиавелли (108) фортуна рассматривается ещё дальше от рока и ближе к современному понятию риска. В «Государе» он говорит: «Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что во всём мире правят судьба и бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Что же касается, в частности, государей, то нам приходится видеть, как некоторые из них, ещё вчера благоденствующие, сегодня лишаются власти, хотя, как кажется, не изменился ни весь склад их характера, ни какое-либо отдельное их свойство. Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против её ударов. Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени».
Идея свободы выбора человеком (масонский лозунг: свобода, равенство и братство) возникла сравнительно поздно. В христианстве свобода выбора возникает лишь раз, когда человек выбирает между Богом и Дьяволом, в дальнейшем христианин далеко не свободен. Понятие риска начинает формироваться не ранее развития морской торговли Древнего Востока, но как отмечает Николас Луман первоначально оно было почти не различимо от программ дивинации, призванию богов покровителей и т.д. (жертвы кошек у японских мореплавателей, аналогичные жертвы у греков и т.п.).
Риск, а чаще всего один из его аспектов описываемых теорией вероятности является сравнительно недавним формальным изобретением, которое «не имеет коррелятов в непосредственном
24
умственном восприятии». Как таковая вероятность должна скорее рассматриваться как изобретение, а не как открытие.
Ограниченность вероятностного описания понятий связанных с риском выявилось почти сразу после его введения и вызвало многочисленные попытки его расширения, например, в рамках теории размытых множеств. Однако и сегодня задача создания формализмов описывающих риск в достаточной для анализа решений полноте не только не решена, но и не поставлена. Это и естественно, так как формальным моделям должны предшествовать содержательные. Разработка таких моделей является одной из важных задач рискологии.
Первым общепризнанным описанием риска в рамках современной экономической теории явилась модель предложенная в 1921 Френком Найтом в его гениальной книге «Риск, неопределенность и прибыль». Но даже ему, нобелевскому лауреату не удалось справиться с проблемой иррационального поведения, что вызвало к жизни в 1953 году конкурирующую с «американской» школой «французскую» школу Морисса Алле. На первый взгляд, может показаться, что человек с высокой потребностью достижений должен любить рисковать. Однако исследования снова и снова дают результаты, отличные от ожидаемых с точки зрения житейской логики, люди с низкой потребностью в достижениях либо сильно рискуют, либо вовсе избегают риска; человек же с высокой потребностью достижений склонен к умеренному риску. Как справедливо отметил Николас Луман проблема риска это прежде всего проблема социальная, точнее транс дисциплинарная.
Хотя риски существуют и существовали объективно возможна дефиниция этого понятия предложенная Николасом Луманом в его «Социологии риска». Он предлагает от традиционных дефиниций риска и безопасности перейти к принципиально иным: «опасность» - то чему мы подвержены и «риск» - то на что мы идем через собственные решения. В крайнем случае, бездействие может рассматриваться как вызывающая причина.
Таким образом, по Луману риск возникает через принятие либо непринятие решений, а ещё шире опасность любого происхождения должна рассматриваться через её восприятие социумом.
Исторически сравнительно позднее формирование понятие риска связано возможно с тем, что при помощи этого понятия сводится воедино, то есть обозначается как единство, множество различий. Так в иврите, понятие риск связано (в иврите связи слов легко прослеживаются так как родственные слова имеют одинаковый корень -как правило три согласные) не только с такими естественными родственниками как «нож», «хулиганство», «бандит», «опасность», но и с «быть полезным», «осмеливаться», «дерзкий», «наглость», «чёрт» и даже «коза».
25
В английском языке слова risk, hazard, danger используются почти в одном и том же смысле.
Европейское понятие риска скорее всего арабского происхождения, но работ по этимологии риска нет и, вполне вероятно также, что слово «риск» заимствовано русским языком (а ранее украинским - где ризикувати означает рисковать) из французского (risque) куда пришло из итальянского (risico). В свою очередь в итальянский язык слово попало из греческого, где rizicon означает скала, утёс, а riza означает корень, подошва горы. Таким образом, слово «риск» развилось вероятно в языке мореплавателей для которых скала, подводный камень всегда таили в себе опасность. Рисковать - дословно означало «лавировать между скал» ( Словарь русского языка Ушакова).
В самой Европе слово риск встречается уже в средневековых источниках, но распространение получает лишь с началом книгопечатанья, прежде всего в Италии и Испании. В основном это документы из области морской торговли и юридические документы.
К стати, первоначально в английском языке слово risk использовалось прежде всего в связи со страхованием (морским), а для других ситуаций в английском языке до 19 века это слово употреблялось на французский манер - risque. Этот термин и сегодня используется в значении «шутка сомнительного свойства».
В русском языке с понятием риска тесно связано понятие «случай». Оно означает происшествие и восходит к праславянскому «сълучаи» от «сълуки» и ещё далее «лукии», то есть назначенный судьбой - из конкретного значения «выжданный», «высмотренный» (о добыче). С этим словом тесно связано древнерусское слово «лучаи» -судьба, случай, болгарское «слука» - счаствливый случай, удача, литовское laukti - ждать, греческое leuss - высматриваю. Близки и частично пересекаются понятия благополучный-злаполучный, лучший, получить.
Таким образом, в русскую культуру понятие риска пришло не ранее средневековья, а до этого техникой работы с представлениями о предопределенности и случайности (либо свободе воли) выполняло понятие случая, что указывает на тесную связь с греческой культурой. В эллинистическую эпоху с мойрами конкурировала богиня Тиха, - богиня случая, то есть то, что определяет неустойчивость и изменчивость.сть. Склонность к умеренному риску, пожалуй, единственная наиболее характерная черта человека с высокой потребностью достижений.
Потребность в немедленной обратной связи. Со стремлением к умеренному риску у людей с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно получить обратную связь. Люди с высокой потребное-то в достижениях обычно предпочитают такие виды хобби, как работы по дереву или ремонт автомобилей, дающие быструю, точную обратную связь; они избегают хобби вроде коллекционирования
26
монет, на которые надо потратить годы. По тем же причинам люди, ориентированные на достижения, имеют тенденцию стремиться к такой работе или деятельности, как работа продавцом или определенные менеджерские должности, когда их работа оценивается часто и по конкретным критериям; по крайней мере они получают от таких видов работы большее удовлетворение. На другом конце шкалы профессиональной деятельности, как правило, трудно обнаружить людей ориентированных на достижения или же они испытывают фрустрацию, если им приходится заниматься, например, исследованиями и разработками или обучением, где обратная связь, характеризующая их деятельность, очень неточная, расплывчатая и охватывает большие промежутки времени.
Потребность в удовлетворение от завершения работы. Люди с высокой потребностью в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение; они не ждут наград не мечтают обязательно получить соответствующее материальное вознаграждение. Хорошей иллюстрацией этой характеристики является стремление к деньгам, но не по обычным причинам, таким, как желание иметь деньги сами по себе или для приобретения материальных благ. Люди с высокой потребностью в достижении рассматривают деньги скорее как форму обратной связи или как оценку их работы. Если у людей, ориентированных на достижения, есть выбор между простой работой с хорошей оплатой и более трудной с низкой оплатой, они обычно при прочих равных условиях выбирают последнее.
Потребность в поглощенности поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации до успешного разрешения. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Такая преданность своему делу часто отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Люди с высокой потребностью в достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как “одинокие волки”. Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями. Они очень реалистично относятся к своими способностям и не позволяют вставать на их пути к цели. Очевидно, что при таком подходе люди, ориентированные на достижения, не всегда сохраняют хорошие отношения с другими. Обычно из таких людей получаются прекрасные продавцы, но очень редко — хорошие менеджеры по продажам.
Мотив принадлежности. Принадлежность играет очень сложную, жизненно важную роль в поведении человека. Иногда принадлежность отождествляют с социальными мотивами и/или групповой динамикой. Как показано ниже, мотив принадлежности не совпадает полностью со столь
27
широким понятием, каким являются социальные мотивы, и по своей общности и сложности он не соответствует определению групповой динамики. Кроме того, изучение мотива принадлежности усложняется тем обстоятельством, что некоторые ученые-бихевиористы считают его врожденной потребностью. Если вернуться к Хоторнским экспериментам, то в них значимость мотива принадлежности в поведении членов организации проявилась очень отчетливо. Работники, особенно рядовые, испытывали сильную потребность принадлежать к группе и быть принятыми ею.
Мотив безопасности. Безопасность представляет собой очень сильный мотив в обществе больших скоростей и высоких технологий. Например, из-за сокращений в последние годы большинство работников на всех уровнях чувствуют себя очень неуверенно, поскольку боятся потерять место.
На первый взгляд, мотив безопасности кажется гораздо более простым по сравнению с другими вторичными мотивами, поскольку основан главным образом на страхе и ориентирован на избежание. Коротко можно сказать, что люди обладают приобретенным мотивом безопасности, нацеленным на защиту от превратностей судьбы и активное избежание ситуаций, которые мешают им удовлетворять свои первичные, общие и вторичные потребности. На самом деле мотив безопасности гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Есть простой осознанный мотив безопасности, описанный выше, но, оказывается, есть, и другой, гораздо более сложный тип мотива безопасности, который трудно определить. Этот последний тип относится главным образом к подсознанию, но может сильно влиять на поведение многих людей. Простой сознательный мотив безопасности обычно удовлетворяют с помощью различных программ страхования, индивидуальных планов сбережений и других второстепенных пособий по месту работы. Инновационная компания, подобная вашингтонской страховой компании Consumers United Group, никогда не увольняет своих сотрудников, а минимальная годовая зарплата составляет 18 тыс. дол.; такая система разработана для того, чтобы обеспечить семьям уверенное, приличное существование. С другой стороны более сложный, подсознательный мотив безопасности удовлетворить не так просто, хотя он может оказывать более сильное воздействие на поведение людей. И хотя простому мотиву безопасности уделялось много внимания, роль сложного, подсознательного мотива безопасности все еще требует лее глубокого осмысления.
Мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичном

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100