Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Государственная регистрация юридических лиц. Учебное пособие


 


Содержание работы:

Введение

Настоящее пособие посвящено комплексному анализу института государственной регистрации юридических лиц. Авторами освещаются его общие положения, порядок государственной регистрации юридических лиц, особенности государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, полномочия и компетенция органов государственной власти, осуществляющих функции государственной регистрации, юридическая ответственность за нарушения законодательства о государственной регистрации.
Многолетняя практика применения действующего регистрационного законодательства выявила ряд серьезных проблем.
В связи с этим, рассмотрены концептуальные основы государственной регистрации юридических лиц, а также внесены предложения по его совершенствованию.
С одной стороны, отечественное законодательство о государственной регистрации юридических лиц является сравнительно новым и состоит главным образом из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Оно заменило собой огромный массив разрозненных нормативных актов, часто противоречащих друг другу и создающих непреодолимые барьеры для развития предпринимательства и гражданского общества в целом.
Безусловным достоинством новой системы являются:
- вопервых, принцип "одного окна", сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;
- вовторых, введение в практический оборот единого информационного ресурса - Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации всех юридических лицах;
- втретьих, стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности, как регистрирующих органов, так и заявителей.
С другой стороны, действующее сегодня законодательство о государственной регистрации юридических лиц, несмотря на то что сделало значительный шаг вперед, продолжает оставаться в ряде случаев пробельным, не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. Более того, нормативные акты, составляющие институт государственной регистрации юридических лиц, все еще часто не согласованы, а порой и противоречивы, что в совокупности отражается на эффективности и практичности всего правового института.
Так, анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных в нашей стране юридических лиц позволяет говорить о том, что более 50% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и выводов активов за рубеж *(1). Безусловно, что одной из непосредственных причин такого положения является отсутствие скольконибудь реальных правовых преград для создания таких субъектов и в первую очередь неэффективность регистрационного законодательства.
Все это актуализировало написание настоящей работы, в которой на доступном уровне рассмотрены доктринальнопрактические вопросы государственной регистрации юридических лиц. При изложении материала авторы попытались представить материал в актуальном проблемном освещении наиболее важных вопросов регистрационного производства, непосредственно влияющих на права и законные интересы заявителей.
Авторы использовали весь массив нормативных актов, регулирующих отношения государственной регистрации юридических лиц, судебную практику, сложившуюся за период применения этого законодательства, а также доктринальные идеи отечественных исследователей.

Глава I. Общие положения о государственной регистрации юридических лиц

1. Понятие государственной регистрации юридических лиц

Сегодня ни одна из существующих правовых систем не представляет своего существования без такого субъекта права, как юридическое лицо. Зародившись, по мнению отдельных ученых, еще в Древнем Риме в виде частных корпораций, конструкция юридического лица из века в век становилась все более совершенной и сегодня приобрела настолько привычный характер, что уже практически никем не оспаривается.
Согласно действующему отечественному законодательству, юридическими лицами в России могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т.е. коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками (т.е. некоммерческие организации).
Значение коммерческих организаций в гражданском обороте трудно переоценить, особенно в свете развития в нашей стране рыночных механизмов хозяйствования. Сейчас все еще большое количество субъектов предпринимателей (примерно 30%) предпочитают заниматься этой деятельностью в форме юридического лица. По статистическим данным, примерно 73% (в абсолютных величинах эта цифра приближается к двум миллионам) юридических лиц являются коммерческими, т.е. создаются прежде всего для извлечения прибыли.
Велико значение юридических лиц и в некоммерческой сфере. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Одним из основных условий осуществления корпоративной деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в правовой оборот. Универсальный (всеобщий) характер такой легитимации имеет государственная регистрация юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекс РФ, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Толковый словарь С.И. Ожегова под глаголом "регистрировать" понимает "записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чемунибудь" *(2). В государственноправовой науке понятие регистрации имеет свое собственное значение, которое выражается в двух аспектах: вопервых, как внесение в список, книгу; составление перечня, описи и, вовторых, запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности *(3).
Исходя из формулировки понятия государственной регистрации юридических лиц, можно выделить следующие его общие признаки.
1. Под регистрацией (как основным термином) понимается, вопервых, внесение какихлибо данных в реестр с целью их фиксации и учета и, вовторых, придание какомулибо факту статуса законности, что выражается в контролирующей и легитимирующей функции регистрации.
2. Слово "государственная" подчеркивает, что такую деятельность может и должно осуществлять только государство, от имени которого выступают органы государственной власти. Создание частных (или муниципальных) организаций, которые занимались бы узаконением юридических лиц, не допускается.
3. Процедуре государственной регистрации можно подвергнуть лишь юридическое лицо, т.е. согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, организацию, "которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" *(4).
Таким образом, сущность регистрации юридических лиц можно охарактеризовать:
а) как легитимацию (узаконение) юридического лица в качестве специального субъекта права;
б) как внесение записи о такой легитимации в специальный документ (государственный реестр) с целью учета и доступности сведений о зарегистрированных юридических лицах.
Легальное определение государственной регистрации юридических лиц дается в статье 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129ФЗ (в редакции 23 февраля 2003 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в соответствии с законодательством.
Из этого определения можно вывести ряд легальных признаков, присущих государственной регистрации юридических лиц.
Вопервых, государственная регистрация материализуется в акте уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Вовторых, государственной регистрации подвергаются определенные факты, имеющие отношение к правовому статусу юридического лица. Таковыми фактами выступают:
а) создание юридического лица;
б) реорганизация юридического лица;
в) ликвидация юридического лица;
г) внесение изменений в учредительные документы юридического лица и (или) внесение изменений в ЕГРЮЛ.
Исходя из назначения этого правового института, единой целью государственной регистрации юридических лиц можно назвать обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере корпоративных отношений. Конкретными же задачами рассматриваемого института выступают: недопущение в гражданский оборот порочных субъектов (заявленный правовой статус которых противоречит законодательству); устранение практики монополизации рынка; ведение открытого списка (реестра) зарегистрированных субъектов и др.
Отечественное законодательство правовую роль института государственной регистрации юридического лица представляет в следующем.
При государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием происходит возникновение у юридического лица правоспособности (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ), что предполагает возможность "иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности" (абз. 1 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ). Остальные элементы правового значения создания юридического лица проектируются от правоспособности: это могут быть различные правомочия, обязанности юридических лиц, возможность ответственности за неправомерную деятельность и т.д. Так, для юридических лиц предусматривается гражданская (имущественная), административная и иные виды ответственности. Их применение возможно только после обретения статуса юридического лица, т.е. после их регистрации в таком качестве.
При государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, возникающие вследствие реорганизации (слияния, разделения, выделения и преобразования) юридические лица так же, как и при создании, обретают соответствующий объем правоспособности. Отличие между этими формами возникновения юридических лиц состоит главным образом в том, что при реорганизации юридическое лицо не учреждается (т.е. не создается "с нуля"), а воссоздается в результате правопреемства. Так, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам (п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ); при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационноправовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).
При государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией у юридического лица происходит прекращение прав и обязанностей. Иными словами, после официально оформленной ликвидации юридическое лицо перестает обладать правоспособностью, а следовательно и не имеет правовой возможности заниматься своей деятельностью в рамках статуса юридического лица.
При государственной регистрации внесения изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и (или) в ЕГРЮЛ, происходит изменение правового статуса юридического лица (например, приобретают юридическую силу изменение места нахождения, наименования, количества филиалов и представительств и т.п.).
В зависимости от способов осуществления регистрационных процедур современная наука предпринимательского права позволяет говорить о такой категории, как форма государственной регистрации. Ее суть выражается в ответе на вопрос: как, каким образом осуществляется такая регистрация? Иными словами, данная правовая категория позволяет выявить концептуальный алгоритм процессуальных действий органов, принимающих решение о регистрации юридических лиц, в ходе принятия ими такого решения.
На сегодняшний день выделяют три основные формы государственной регистрации:
1) разрешительная форма,
2) явочная форма,
3) уведомительная форма.
Первая из выделенных форм - разрешительная. Из самого ее названия видно, что государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. При этом подразумевается явно негативное отношение к такому разрешительному акту. Как правило, он принимается не на основе законодательно установленных условий (оснований), а имеет под собой исключительно субъективные начала.
В большинстве своем такая форма распространена в так называемых тоталитарных (в частности, полицейских) государствах, где практически все общественные отношения подчинены правилам, закрепленным в правовых нормах, и где органами государства осуществляется "тотальный" контроль над всеми сферами жизнедеятельности граждан. Крайним ее выражением является выдача разрешения, основанного не на законе или ином нормативном акте, а на ничем не связанной воле должностного лица, руководствующегося лишь идеологией государственной власти.
Особенность такой формы проявляется в достаточно широких полномочиях государственных органов в регистрационной сфере, а именно, и прежде всего, в их праве определять количество субъектов корпоративной деятельности, которых достаточно для эффективного, по их мнению, экономического оборота и социального развития. Это определение сводится, проще говоря, к делению всех юридических лиц на "нужных" и "ненужных" и строится на принципах "государственной" целесообразности.
В противоположность разрешительной форме регистрации в цивилизованных государствах преобладает явочная (иногда употребляются термины - явочнонормативная или заявительная) форма. Она основана на ограниченном (соразмерном) вмешательстве государственной власти в корпоративные отношения, в частности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, задача такого вмешательства - это стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечение ее прогрессивного развития.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при такой форме сводится к простой проверке представленных на регистрацию документов и внесению данных о юридическом лице в соответствующий государственный реестр. Функция такой регистрации выражается в недопущении к предпринимательской и публичной некоммерческой деятельности субъектов, нарушающих требования законодательства, т.е. нарушающих или создающих угрозу нарушений законных и правомерных (как следствие, устоявшихся) правил корпоративной деятельности.
Анализируя нормы отечественного законодательства, можно признать, что в России наиболее распространена именно явочная форма регистрации. Она применяется при государственной регистрации почти всех (преимущественного большинства) юридических лиц.
С недавнего времени в теории активно обсуждается и так называемая уведомительная форма государственной регистрации юридических лиц - еще более либеральная форма их легализации. Роль государственных органов при ее применении сведена к минимуму. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этом государственные органы (причем это может быть осуществлено, например, путем отправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефонной связи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежит обязанность по занесению представленных сведений в специально созданный для этого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа. Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующего решения регистрирующим органом (что характерно для двух указанных выше форм), а с момента подачи заявителем уведомления.
Таким образом, существование данной формы объясняется исключительно необходимостью статического учета всех субъектов, занимающихся предпринимательской или какойлибо некоммерческой деятельностью.
При этом российский законодатель полностью отказался от уведомительной формы государственной регистрации юридических лиц (за исключением уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица). Как справедливо подчеркивают критики последней, она хоть и красива для различного рода деклараций, но нисколько не соответствует реальным принципам рыночной экономики.
Анализ отечественного регистрационного законодательства позволяет выделить также группу специальных принципов государственной регистрации юридических лиц, на основе которых осуществляет правовое регулирование этих отношений:
- принцип всеобщности - процедуре государственной регистрации должны подвергнуться все без исключения организации, желающие приобрести статус юридические лица, а также все юридические лица, изменяющие свой правовой статус (реорганизующиеся, ликвидирующиеся, изменяющие сведения в учредительных документах или в государственном реестре).
- принцип достоверности представляемых сведений - все сведения, представляемые заявителем на государственную регистрацию, должны полностью соответствовать законодательству и отражать истинную информацию о регистрируемой организации;
- принцип платности - действия по государственной регистрации должны возмещаться уплатой заявителем государственной пошлины, которая, однако, по своей сумме не должна выступать препятствием для доступности регистрационных действий большинству населения;
- принцип "одного окна" - помимо осуществления чисто регистрационных действий регистрирующий орган должен самостоятельно представить необходимые сведения в соответствующие органы для регистрации юридического лица в качестве налогоплательщика, страхователя во внебюджетных фондах;
- принцип законодательного закрепления списка документов, необходимых для регистрации, процессуальных действий регистрирующих органов и оснований для отказа в регистрации - призван устранить возможные административные барьеры для заявителей путем урегулирования соответствующих отношений на уровне федерального закона;
- принцип минимального количества документов, необходимых для регистрации - все документы, необходимые для государственной регистрации, должны иметь разумное обоснование в рамках контрольной функции государства;
- принцип публичности - выражается в открытости деятельности регистрирующих органов, что проявляется в официальном оглашении мотивов отказа в регистрации, открытом допуске к сведениям о зарегистрированных юридических лицах (за исключением сведений, составляющих охраняемую государством тайну) и т.п.

2. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц

До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации, хотя принятие соответствующего закона было предусмотрено еще в 1994 г. первой частью Гражданского кодекса РФ: "Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц" (п. 1 действовавшей в то время ст. 51).
Порядок государственной регистрации юридических лиц определялся ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"; рядом других специальных законов, принятых в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, издаваемых местными органами власти. По этой причине процедура регистрации в разных субъектах федерации имела "местные" особенности, причем весьма существенные *(5).
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении ЕГРЮЛ *(6).
Помимо Закона о регистрации регистрационное законодательство включает в себя большое количество и иных нормативных правовых актов. Для более эффективного их учета и применения все они объединены в единую систему законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона о регистрации, "Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации".
Из процитированной нормы следует, что высшим юридическим актом, регулирующим отношения государственной регистрации юридических лиц, является Гражданский кодекс РФ. Вместе с тем, такое положение необоснованно не учитывает вклада в правовое регулирование любых отношений на территории Российской Федерации норм Конституции. Конституция как основной закон государства в силу своей природы отличается принципиальным характером своих норм, что создает для нее признак универсальности. По своему действию она распространяется на все правоотношения, складывающиеся на территории России. Так, в отношении государственной регистрации коммерческих организаций важно принципиальное положение о свободе предпринимательской деятельности, закрепленное в ст. 34: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Ст. 28 заложила основу для беспрепятственной государственной регистрации на территории Российской Федерации религиозных организаций: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". То же самое закреплено в ст. 30 в отношении общественных объединений: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется".
Наряду с этими и иными уполномочивающими нормами, Конституция закрепила и основу для ограничения на их реализацию, что выражается, например, в необходимости учета прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 19), в ограничении прав и свобод в случае, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55) и др.
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) является вторым по юридической силе актом, регулирующим отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц. Статья 51 "Государственная регистрация юридических лиц", которая закрепляет следующие основополагающие правила:
1) юридическое лицо обязательно подлежит государственной регистрации, осуществляемой уполномоченным государственным органом в предусмотренном законом порядке. Причем согласно п. 2 ст. 51, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (т.е. с момента государственной регистрации);
2) данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;
3) отказ в государственной регистрации допускается только в оговоренных законом случаях, причем отказ, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Помимо ст. 51, в ГК РФ содержится еще немало положений, затрагивающих институт государственной регистрации. Так, п. 2 ст. 54 ГК РФ закрепляет важное правило, в соответствии с которым государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Или, например, все правовые значения акта регистрации, исследованные в предыдущем параграфе, прежде всего закреплены в нормах ГК РФ. Там же содержатся и требования к учредительным документам юридических лиц и многие другие важные положения статусообразующего характера.
Важное место в системе законодательства о государственной регистрации юридических лиц занимают иные федеральные законы. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации, они могут определять специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, т.е. создавать отличные от предусмотренных в Законе о регистрации правила регулирования соответствующих отношений.
Если говорить более конкретно, то на сегодняшний день в рамках реализации ст. 10 Закона о регистрации соответствующие нормы закреплены в Федеральных законах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О банках и банковской деятельности", "О защите конкуренции" и некоторых других.
Как правило, положения таких специальных законов регулируют лишь основные, концептуальные и принципиальные положения (необходимые для регистрации документы, правовую экспертизу таких документов, отказ в государственной регистрации и т.п.), в то время как остальные (детальные) правила регламентируются в субсидиарном порядке Законом о регистрации.
Меньшую юридическую силу имеют указы Президента РФ - особые акты главы государства, обладающие признаком нормативности. Согласно требованию ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, они "не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам". При издании указа, противоречащего Конституции РФ или любому из федеральных законов, приоритет отдается соответственно Конституции РФ либо федеральному закону. Сегодня указы Президента РФ не получили распространения в регулировании отношений по государственной регистрации юридических лиц. Это объясняется прежде всего общей тенденцией по сокращению "указного" нормотворчества, для которого характерно регулирование важных общественных отношений не федеральными законами, как это было бы разумно и правильно, а указами Президента РФ, т.е. нормативными актами одного конкретного лица.
Ранее, правда, действовал Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Ему отводилось одно из центральных мест в регулировании рассматриваемого правового института. На сегодняшний же день большинство указов Президента РФ, которые можно приобщить к законодательству о государственной регистрации юридических лиц, дополняют, главным образом, правовой статус отдельных организационноправовых форм *(7) либо определяют общий статус отдельных федеральных органов исполнительной власти *(8), т.е. имеют, главным образом, характер косвенного (обеспечительного, организационного) регулирования.
Постановления Правительства РФ - следующие по юридической силе нормативные правовые акты, регламентирующие отношения по государственной регистрации юридических лиц. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, постановления Правительства РФ к тому же не должны противоречить, вопервых, Конституции РФ, вовторых, федеральным законам и, втретьих, указам Президента РФ. В случае нарушения такого требования, приоритет будет отдаваться соответственно нормам либо Конституции РФ, либо федеральных законов, либо указов Президента РФ. По сравнению с указами Президента РФ, постановления Правительства РФ являются гораздо более распространенными источниками правового регулирования государственной регистрации юридических лиц *(9). Необходимость регулирования соответствующих общественных отношений постановлениями Правительства обусловлено главным образом небольшой важностью таких отношений, их сравнительно высокой динамичностью, что не позволяет закреплять их в федеральных законах.
Законом о регистрации прямо предусмотрена необходимость принятия Правительством РФ своих актов по следующим вопросам:
- об определении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ст. 2 Закона о регистрации);
- о ведении ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 4);
- о порядке представления в регистрирующий орган соответствующих сведений из органов государственных внебюджетных фондов и банков (абз. 3, 4 п. 4 ст. 5);
- об установлении формы и порядка предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (абз. 5 п. 2, п. 3 и 7 ст. 6, абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 7);
- об иных способах представления документов в регистрирующий орган (абз. 1 п. 1 ст. 9);
- об установлении требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, количества представляемых копий данных документов и дополнительных способов их представления (абз. 2 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 11);
- о порядке передачи сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей (п. 3.1 ст. 11);
- об определении круга государственных органов, куда регистрирующий орган должен переслать необходимые сведения о зарегистрированном юридическом лице (п. 4 ст. 11);
- об определении порядка взаимодействия регистрирующих органов, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации и подлежащих государственной регистрации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 15);
- об установлении порядка и сроков передачи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственной регистрации юридических лиц, регистрационных дел о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (п. 2 ст. 26).
Помимо этих вопросов, постановления Правительства РФ приняты и по регулированию иных отношений в сфере государственной регистрации юридических лиц.
В основании иерархии федеральных нормативных правовых актов находятся ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", федеральными органами исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждое из них издает собственные нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения *(10)), содержание которых опосредуется сферой деятельности соответствующего органа. Наибольший массив данных актов приходится на Федеральную налоговую службу, которая и является органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (т.е. является регистрирующим органом).
Нередки на практике и такие ситуации, когда нормативный правовой акт принимается совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими *(11).
Значимость таких актов достаточно высока и главным образом потому, что органы, их издавшие, непосредственно ощущают на себе все проблемы и пробелы правового регулирования. Исходя из этого, основная цель таких актов - повышение эффективности практики правоприменения, что достигается, как правило, устранением возникших неясностей в рамках законодательного смысла.
Нормы, закрепленные в ведомственных актах, по своей юридической силе уступают Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, и поэтому не могут им противоречить. В связи с этим, несмотря на высокую значимость корректировки практики применения законодательства, ведомственные органы довольно ограничены в своих полномочиях по осуществлению нормативноправового регулирования.
Необходимо отличать нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, от иного рода актов этих же органов. Так, в последнее время большое распространение получили так называемые письма федеральных органов исполнительной власти, которые носят, главным образом, комментирующий, информационный характер. Их основная задача - не создать новую норму права (т.е. не создать какоелибо правило поведение), а разъяснить смысл уже существующей нормы (истолковать ее, прокомментировать), этим решив проблемы практики применения конкретного нормативного акта.

3. Правовой статус регистрирующего органа и заявителей

В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" *(12), таким органом названо Министерство РФ по налогам и сборам РФ *(13), а точнее его территориальные органы. Это отражено и в пункте 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе *(14) (утв. Постановлением Правительства РФ N 506 от 30 сентября 2004 г.), где указано, что одним из полномочий Федеральной налоговой службы выступает "государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Правовой статус регистрирующего органа складывается, в частности, из его прав и обязанностей. Положение о Федеральной налоговой службе (часть VI) определяет следующие ее правомочия, которые можно применить и к сфере государственной регистрации юридических лиц:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации юридических лиц;
2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по государственной регистрации юридических лиц;
3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам государственной регистрации юридических лиц;
4) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
5) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов государственной регистрации юридических лиц научные и иные организации, ученых и специалистов;
6) применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований государственной регистрации с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ;
7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в сфере государственной регистрации юридических лиц;
В качестве обязанностей Федеральной налоговой службы можно выделить:
1) соблюдение законности;
2) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации;
3) ведение разъяснительной работы по применению законодательства о государственной регистрации;
4) ведение в установленном порядке учета зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
5) хранение тайных сведений о юридических лицах.
От лица Федеральной налоговой службы в регистрационных правоотношениях участвуют инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, а также управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ *(15). При этом на управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ накладываются полномочия по государственной регистрации только юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации (п. 6.3.1. Приложения N 5 к Приказу Минфина РФ от 9 августа 2005 г.).
Помимо регистрирующих органов в правоотношении государственной регистрации юридических лиц участвует и противоположная им сторона - заявители государственной регистрации юридических лиц, которыми могут выступать только физические лица.
В соответствии с абзацем третьим пункта первого ст. 9 Закона о регистрации заявителями могут являться следующие лица:
o руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
o учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
o руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
o конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
o иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Правовой статус органов юридического лица (их состав, перечень, компетенция и проч.) определяется нормами ГК РФ, специальными законами, закрепляющими правовое положение отдельных организационноправовых форм юридических лиц, и учредительными документами. Соответственно, поразному регламентируется правовой статус постоянно действующего исполнительного органа. Например, законодательство о хозяйственных обществах предусматривает, что единоличным исполнительным органом для акционерных обществ может являться, в зависимости от должности, закрепленной в учредительных документах, либо директор, либо генеральный директор, избранный общим собранием акционеров, либо управляющий (индивидуальных предприниматель, который по договору осуществляет функции единоличного исполнительного органа); для обществ с ограниченной ответственностью, дочерних и зависимых обществ наименование этого органа диспозитивно (директор, президент, председатель и т.п.) и зависит от обозначения этой должности в учредительных документах (при этом допускается возможность также заключить договор с управляющим). Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, может являться: а) протокол общего собрания участников (акционеров); б) решение учредителя в случае, если общество учреждается одним физическим лицом; в) протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета); г) гражданскоправовой договор, в соответствии с которым функции единоличного исполнительного органа осуществляет управляющий.
Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). Документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, в данном случае будет являться соответствующее решение собственника.
Среди прочих заявителей указывается и на учредителя (учредителей) юридического лица при его создании, т.е. лица, принявшего решение о создании юридического лица. Как известно, учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица, поэтому Закон о регистрации разделяет заявителей на непосредственно учредителей и руководителей юридических лиц, выступающих учредителями регистрируемого юридического лица. Данное положение вполне обоснованно, ибо трудно себе представить в качестве заявителя юридическое лицо, что по сути является юридической фикцией. Законодатель допускает возможность быть заявителями не сразу всех учредителей регистрируемого юридического лица, а их некоторой части или даже любого одного. Это сообразуется и с тем, что ряд организационноправовых форм юридических лиц предусматривает возможность регистрации юридического лица и одним учредителем, который и является единственным учредителем - заявителем.
Отечественным законодательством также дифференцированно регламентирован вопрос о составе учредителей юридических лиц конкретных организационноправовых форм. Так, для хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) возможность быть учредителями распространяется на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций). Учредителями или учредителем хозяйственных обществ может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо (для дочерних и зависимых обществ юридическое лицо - любое хозяйственное общество - обязательно должно присутствовать в качестве учредителя). При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо не может являться учредителем хозяйственного общества, состоящего из одного лица (п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ). Что касается возможности органов государственной власти и органов местного самоуправления быть учредителями хозяйственных обществ, то она по общему правилу отрицается. Исключения из этого правила распространяются на а) государственные и муниципальные учреждения, которые могут быть учредителями обществ с ограниченной ответственностью с разрешения собственника общества (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ); б) органы по управлению государственным имуществом (на федеральном уровне - Правительство РФ, а также иные органы, определенные Правительством РФ; на региональном уровне - специально уполномоченные на то законами субъектов РФ органы государственной власти) *(16) при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с законодательством о приватизации, в) органы государственной и местной власти, которые могут выступать учредителями закрытых акционерных обществ со 100% участием соответственно государства или муниципального образования.
Указание в списке заявителей конкурсного управляющего или руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) связано с тем, что согласно российскому законодательству, основанному на общемировой практике, ликвидация юридических лиц осуществляется не самими учредителями, а специальными органами (ликвидационными комиссиями) или отдельными лицами (ликвидаторами). Это необходимо, чтобы в полном объеме реализовать права кредиторов на оплату ликвидируемой организациейдолжником кредиторской задолженности, а также достоверно отразить остаток имущества в ликвидационном балансе. Если же юридическое лицо находится в процедуре банкротства (а именно, на стадии конкурсного производства), то обязательным участником этого процесса является конкурсный управляющий, к которому переходят права руководителя должника.
Особо следует обратить внимание на последний пункт, который позволяет наделить статусом заявителя любое лицо, которому актом специально уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (например, для регистрации унитарных предприятий), либо федеральным законом предоставлено право быть заявителем. Такими актами являются:
1) для государственной регистрации федеральных государственных унитарных предприятий - распоряжения Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти РФ (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" *(17));
2) для государственной регистрации государственных унитарных предприятий субъектов РФ - акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. "д" ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" *(18));
3) для муниципальных унитарных предприятий - акты представительного органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" *(19)).
При представлении в регистрирующий орган заявления и иных документов, акты удостоверяются подписью руководителя органа, на который возложены указанные полномочия.
Как отмечено в Методических рекомендациях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ309/16@ *(20), заявителями могут являться следующие физические лица:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица:
- при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
- при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы,
- при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица,
- при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
2) учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица:
- при государственной регистрации юридического лица при создании;
3) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, либо актом органа местного самоуправления:
- при государственной регистрации юридического лица при создании,
- при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации,
- при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
- при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы,
- при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица,
- при государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса;
4) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий:
- при ликвидации юридического лица.

4. Порядок предоставления документов при государственной регистрации юридических лиц

Первой стадией государственной регистрации юридических лиц, на которой происходит взаимодействие заявителя и регистрирующего органа, является стадия представления заявителем документов.
От имени Федеральной налоговой службы регистрационные полномочия могут осуществлять все районные инспекции. Поэтому для получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица заявителю вначале необходимо определиться с конкретным органом (иначе говоря - местом), куда нужно подавать соответствующие документы.
Данный вопрос регулируется п. 2 ст. 54 ГК РФ и п.п. 2 и 3 ст. 8 Закона о регистрации.
Так, по общему правилу, для регистрации юридического лица при его создании необходимо подать документы в тот орган Федеральной налоговой службы, территориальная подведомственность которого распространяется на место нахождения указанного заявителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - на место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности.
Таким образом, заявители, прежде чем регистрировать юридическое лицо, должны определиться с местом нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа, которое и будет являться определяющим при выборе конкретного регистрирующего органа.
В случае, если создание постоянно действующего исполнительного органа учредительными документами не предусматривается, законодательством оговаривается два возможных (альтернативных) варианта определения места нахождения регистрирующего органа:
вопервых, оно соотносится с местом нахождения иного органа, имеющего право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью);
вовторых, соотносится с местом нахождения лица, также имеющего право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).
Структура и наименование постоянно действующего исполнительного органа могут быть различными, в зависимости от того, как это определяется в соответствующем законе и учредительных документах регистрируемого юридического лица. Так, для большинства организаций таким органом выступает единоличный исполнительный орган (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, унитарные предприятия, некоммерческие организации), которым является директор, генеральный директор, управляющий или др. Именно он, в отличие от коллегиального исполнительного органа, действует на постоянной основе и без доверенности. А, например, в хозяйственных товариществах (полных товариществах и товариществах на вере), по общему правилу (т.е. если иное не установлено законом или договором), установлено, что без доверенности вправе действовать все полные товарищи.
Описанное выше правило определения места регистрации имеет свое отношение главным образом к регистрации юридического лица в связи с его созданием. При регистрации иных фактов (ликвидации, изменений учредительных документов или иных сведений, содержащихся в реестре *(21)) данное правило значительно упрощается. Регистрирующий орган в этих случаях определяется по месту регистрации юридического лица (т.е. по месту его создания).
В качестве места нахождения может быть указан только один адрес. При этом не допускается указание адреса жилого помещения (например, места проживания руководителя юридического лица), кроме случаев, когда законом такая возможность предусмотрена (напр., при регистрации товариществ собственников жилья или благотворительных организаций). Вместе с тем, исключением являются и случаи, когда регистрируемое юридическое лицо не имеет постоянно действующего исполнительного органа и в качестве места нахождения указывается место нахождения лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Местом нахождения такого лица (например, генерального директора) является место его жительства.
В соответствии со статьей 20 ГК РФ, местом жительства физического лица признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) предусматривает, что место жительства физического лица включает в себя следующие сведения: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры.
Основанием для подтверждения факта места проживания у граждан Российской Федерации служит регистрация, проводимая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.) *(22). О регистрации делается специальная пометка в паспорте гражданина РФ или ином документе, удостоверяющем личность. Для иностранных граждан и лиц без гражданства документом, подтверждающим их право на постоянное проживание в РФ, является вид на жительство, выдаваемый в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г.) *(23).
Определившись с местом нахождения соответствующего органа или лица, необходимо правильно определить орган Федеральной налоговой службы, который распространяет свою подведомственность на эту территорию. Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц на территории соответствующего субъекта РФ, размещены на Webсайтах управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам РФ в сети Интернет:
- Указанные сведения содержат наименования регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов "горячей линии", наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к подведомственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при оплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица. Адреса Webсайтов управлений ФНС России по субъектам РФ размещены на сайте Федеральной налоговой службы России www.nalog.ru в разделе "Интерактивная карта территориальных налоговых органов".
Способами передачи документов в регистрирующий орган могут служить:
1) непосредственное предоставление;
2) почтовое отправление с объявленной ценностью и описью вложения;
3) иные способы, определенные Правительством РФ.
Непосредственное представление документов представляет собой подачу документов в регистрирующий орган буквально "из рук в руки". Способ такой подачи документов на практике наиболее распространен, потому как характеризуется по сравнению с остальными способами большей надежностью и быстротой.
При этом совсем не обязательно, чтобы лицом, представившим документы, выступал именно заявитель, - им может быть любое физическое лицо, которое может действовать как по доверенности, выданной заявителем, так и без нее *(24).
Под почтовым отправлением с объявленной ценностью понимается почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем. Обязательными признаками такого вида почтовой услуги являются: вопервых, обязательная выдача отправителю квитанции, вовторых, доставка отправления прямо по указанному адресу, в отличие от некоторых других посылок, которые необходимо забирать на почте и, втретьих, вручение посылки адресату строго под расписку. Особенность почтовых отправлений с описью вложения заключается в том, что они подлежат вскрытию почтовым работником при вручении адресату. Сразу после вскрытия содержание посылки подвергается проверке на его соответствие описи *(25).
К числу иных способов можно отнести получивший недавно свое широкое распространение электронный способ предоставления документов, что стало возможным с введением в правовой оборот электронной цифровой подписи, признаваемой равнозначной собственноручной подписи на бумажном носителе *(26). Но при использовании такой формы необходимо учитывать, что предоставление документов в электронном виде не является достаточным способом, а может применяться только вместе с предоставлением документов на бумажном носителе (пункт 1 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей *(27)).
В целях реализации возможности представления в электронном виде сведений от заявителей при государственной регистрации юридических лиц Федеральной налоговой службой в Приказе от 23 марта 2006 г. N САЭ313/165@ утверждены форматы файлов информации, представляемой в регистрирующий (налоговый) орган при государственной регистрации указанных лиц.
Законодательством определены некоторые общие требования к представляемым документам:
1. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации, заявление о государственной регистрации удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. За совершением такого юридически значимого действия может обратиться только лицо, являющееся заявителем государственной регистрации юридического лица, что нотариусом в обязательном порядке проверяется. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения незаконного нотариального действия или отказа в таковом *(28). Нотариальное удостоверение иных документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Заявление о государственной регистрации должно обязательно иметь в своем содержании указание на следующие сведения: а) паспортные данные заявителя или в соответствии с российским законодательством данные иного удостоверяющего личность документа; б) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Паспорт гражданина РФ - основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ *(29). Помимо него, документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по общему правилу, считаются: а) паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ; б) свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14летнего возраста; в) паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами России, - для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ *(30).
Для иностранных граждан документами, удостоверяющими личность, выступают: по общему правилу - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина *(31). Документами, удостоверяющими в Российской Федерации личность лица без гражданства, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства *(32).
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) выдается налоговыми органами и представляет собой документ, подтверждающий постановку лица на налоговый учет.
3. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации, требования к оформлению документов, представляемых на регистрацию, помимо соответствующих положений самого Закона о регистрации, определяются Правительством РФ. Реализацией этого положения является Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" *(33). В соответствии с этим актом, к документам предъявляются следующие требования:
а) заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом;
б) в случае если какойлибо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк;
в) каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде;
г) количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Датой представления документов на государственную регистрацию является, в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о регистрации, день их получения регистрирующим органом. Этот факт определяется в зависимости от способа представления документов:
- при непосредственном предоставлении - датой их фактической подачи в регистрирующий орган;
- при почтовом отправлении или ином способе - датой получения документов регистрирующим органом.
В обоих случаях дата получения и перечень документов фиксируются в специальном журнале (книге) поступающих документов, что обеспечивает их надлежащий учет. Хранение представленных документов осуществляется в специально создаваемом регистрационном деле регистрируемого юридического лица.
Получив документы, регистрирующий орган обязан выдать (выслать) заявителю расписку о получении документов с указанием перечня таких документов и даты их получения. Значение расписки заключается в подтверждении факта представления документов, а также в определении даты, с которой начинает течь срок государственной регистрации. Для тех заявителей, которые представили документы непосредственно, расписка выдается сразу в день представления документов. Для тех же, кто направил документы по почте или представил их иным способом, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов по указанному заявителем адресу с уведомлением о вручении. В случае если документы представлены физическим лицом, не являющимся заявителем, расписка в получении документов, несмотря на то, что они были представлены в регистрирующий орган непосредственно, направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении *(34). Иные последствия наступают в случае, если иное физическое лицо, представившее документы, имеет доверенность от имени заявителя на совершения такого действия. В этом случае расписка в получении документов отдается непосредственно этому лицу, но доверенность остается в регистрирующем органе *(35).

5. Решение о государственной регистрации юридических лиц

Важной правовой категорией, применяющейся в сфере государственной регистрации юридических лиц, является категория сроков государственной регистрации. Ее значимость обусловливается именно ее влиянием на длительность всей процедуры государственной регистрации, что в свою очередь отражается на наличии или отсутствии административных барьеров или злоупотреблений правами со стороны должностных лиц регистрирующих органов. Именно на это обстоятельство и обратили внимание разработчики нового проекта Закона о регистрации, когда "запустили" механизм модернизации законодательства о государственной регистрации юридических лиц, основной идеей которой было сокращение срока регистрации.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона, "государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган".
Следует обратить особое внимание на то, что законом специально указано на пять рабочих, а не календарных дней. Этим фактический срок государственной регистрации юридических лиц с учетом двух выходных дней (субботы и воскресенья) продлевается до семи календарных дней. А в случае включения в этот срок праздничных нерабочих дней, фактический срок увеличивается соответственно на количество таких дней.
Исходя из смысла п. 1 ст. 8 Закона о регистрации, следует считать началом течения срока день представления документов в регистрирующий орган. В предыдущем параграфе было отмечено, что официальным подтверждением поступления документов в регистрирующий орган служит расписка, выданная (или высланная) заявителю, в которой указывается дата поступления и перечень представленных документов. Соответственно, дата выдачи расписки и будет являться началом течения срока регистрации. Но при этом необходимо учитывать и правила исчисления сроков, в соответствии с которыми течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало. Исходя из этого, при подаче документов в регистрирующий орган 1 июля официальный срок регистрации начнет течь со 2 июля этого же года.
Окончанием срока государственной регистрации является день внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации).
Иными словами, Закон о регистрации возложил на регистрирующие органы обязанность в случае отсутствия оснований

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100