Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Авторское право


 


Содержание работы:

Введение

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно "талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству" *(1). Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какойлибо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.
Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы "Авторское право в Российской Федерации" попрежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.
Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к "легкой наживе", выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия начиная с 2000 г. ежегодно теряет изза неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд рублей (около одного миллиарда долларов). По данным "Майкрософта", только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.
Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, "Победой в судебной тяжбе с издательством "Феникс" отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка. Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства" *(2). Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства - обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.
В настоящем пособии автором прокомментированы и разъяснены основные положения Закона РФ "Об авторском правке и смежных правах" (далее - ЗоАП), касающиеся объектов и субъектов авторского права, содержание самих прав авторов и способы защиты на основании конкретных примеров из практики.
Данное учебнопрактическое пособие состоит из трех разделов, включающих в себя:
1) сущность и содержание авторских прав;
2) гражданскоправовую охрану авторского права в разрезе национального и международного законодательства;
3) способы защиты авторских прав и их практическую реализацию.
Объем современной литературы по данной теме велик. Особенно быстрый рост российского авторского законодательства произошел начиная с 90х гг. XX в. (благодаря переходу России к частной собственности и рыночной экономике).
Крупнейшими исследователями по данной проблеме считаются такие современные цивилисты, как: А.П. Сергеев, В.А. Дозорцев, О.А. Дворянкин, И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов и др. К примеру, именно А.П. Сергеев и В.А. Дозорцев были разработчиками проектов поправок к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", которые впоследствии были учтены в новом Федеральном законе от 20 июля 2004 г. N 72ФЗ "Об авторском праве и смежных правах". Однако, несмотря на развитие и изменение законодательства, остаются ценны и актуальны труды таких известных цивилистов, как Г.Ф. Шершеневич, И.В. Серебровский, В.И. Синайский, которые стояли у истоков национального авторского права.

Раздел I. Гражданскоправовая характеристика авторского права

Глава 1. Суть авторского права и тенденции его развития в России

Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Объекты авторского, смежного и патентного права объединяются в одну общую группу под названием "интеллектуальная собственность". Под интеллектуальной собственностью обычно понимают право на результаты творческой и духовной деятельности. Более точное определение установлено в Гражданском кодексе РФ (ст. 138): "Интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполнения работы или услуг (фирменное наименование и т.п.)". Данный термин широко используется и в законодательной лексике зарубежных государств, а также международных договорах и конвенциях. Согласно ст. 2 Конвенции ВОИС интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям. А в Конституции РФ (п. 1 ст. 44) говорится, что "интеллектуальная собственность охраняется законом, и каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества".
Важно также отметить, что использование термина "собственность" в понятии "интеллектуальная собственность" является условным. С юридической точки зрения права на интеллектуальную собственность не могут быть приравнены к правам вещной собственности. Поэтому можно согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что объекты творческой деятельности относятся к объектам гражданских прав, но вовсе не являются объектами права собственности.
Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности была введена сравнительно недавно - немногим более 200 лет назад (срок с исторической точки зрения ничтожно малый). Именно тогда и появилось авторское право, история развития которого включает многочисленные дискуссии о литературной, художественной и научной деятельности. Процесс становления, развития и охраны авторского права в разных странах шел поразному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода:
1) континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов). Такой подход, в частности, развивался в англоязычных странах;
2) англоамериканский (усиливалась охрана экономических прав издателей).
Российское авторское право в целом принадлежит к семье европейского, континентального права. Тем не менее само авторское право России отличается от истории авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением.
Однако прежде чем перейти к истории развития авторского права в России, необходимо отметить еще некоторые значимые исторические аспекты.
Идея защиты прав авторов на создаваемые ими произведения реально возникла лишь с открытием искусства книгопечатания, что в итоге открыло новый источник дохода, а вместе с тем и новые проблемы, связанные с защитой авторских прав (как авторов произведений, так и издателей).
Первоначально для защиты авторских прав стали выдаваться привилегии, которые предоставляли исключительное право издателю на определенное произведение и запрещали другим издательствам выпускать данное произведение.
Первый закон по авторскому праву, именуемый "Статут королевы Анны", был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.
В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. "Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством". До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.
Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу "О сочинителях и издателях книг".
В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.
Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. "До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода" *(3). В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия.
Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.
К сожалению, советский период едва ли можно отметить как прогрессивный этап в развитии авторского права. Скорее это самый противоречивый период в становлении авторских отношений, хотя бы потому, что после Октябрьской революции 1917 г. все законодательство Российской империи, в том числе Закон об авторском праве, было отменено. Последовавший затем ряд декретов был направлен на обеспечение свободного использования произведений. По сути, Советское правительство стало создавать нормы авторского права вновь.
Первым советским законом об авторском праве явились Основы авторского права 1925 г. Вскоре они были заменены Основами авторского права 1928 г., а также Законом РСФСР "Об авторском праве" 1929 г. Следующим важным этапом в развитии авторского права нашей страны явилось принятие в 1961 г. Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик и вступление в силу с 1 октября 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР. Для авторского права в СССР этот документ стал важнейшим. В ГК РСФСР содержалась подробная регламентация вопросов авторского права. После прекращения существования СССР прежнее советское законодательство сохраняет свое действие на территории Российской Федерации, если оно не противоречит нормам, принятым в России.
Советское законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав, что не слишком хорошо отражалось на практике. Вместе с тем оно неплохо обслуживало административнокомандную систему, существовавшую в СССР. Однако рыночные отношения потребовали нового правового регулирования сферы авторского права, в итоге был принят Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (ЗоАП) от 9 июля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.), который стал одним из первых законодательных актов в этой области, построенных на основе общепризнанных международных стандартов.
В 2004 г. был внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" Федеральным законом от 20 июля N 72ФЗ, а именно: увеличение срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора и более подробное рассмотрение вопросов, касающихся защиты авторских прав.
Новый Закон открывает новый этап для России. Конечно, насколько хороши внесенные изменения и дополнения, покажет практика. Тем не менее, основываясь на знании современной нормативной базы, можно с уверенностью сказать, что в России произошли значительные положительные изменения в авторском праве. Более того, по признанию ЮНЕСКО, российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности сегодня одно из лучших в мире. Прежде всего с его принятием, как справедливо пишет А.П. Сергеев, российское авторское право за всю его историю сблизилось с уровнем авторскоправовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Имеется в виду, что впервые в Законе регламентированы основные аспекты авторскоправовых отношений с учетом тех прав и гарантий, которые содержатся в международных соглашениях, таких, как Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве и др. Более того, стараясь повысить уровень охраны, а также приспособить авторское право к рыночным отношениям, законодатель отказался от ранее применявшихся принципов непередаваемости авторских прав и строго правового регулирования авторских договоров и распространил авторские правомочия на авторские сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно. Значит, передаваемость исключительных имущественных прав отвечает как интересам автора, так и интересам организации пользователей.
Новый Закон впервые содержит развернутую правовую регламентацию охраны смежных прав, т.е. прав, примыкающих к авторским. Применяется совершенно новый подход к авторским договорам: на первое место поставлен принцип свободы и автономии воли сторон. Кроме того, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" регламентирует правовое положение организаций, занимающихся коллективным управлением имущественных прав владельцев. Наконец, ЗоАП предусматривает некоторые специфические способы и приемы защиты прав, борьбы с нарушителями авторских и смежных прав.
Более того, в обновленном ЗоАП изменения направлены на приведение его в соответствие с международными соглашениями в области авторского права и смежных прав. В частности, был увеличен срок охраны авторского права, введено новое правомочие авторов и иных правообладателей - право на доведение до всеобщего сведения, расширена сфера охраны авторских и смежных прав иностранных физических и юридических лиц на территории РФ. Внесены существенные изменения и дополнения в повышение ответственности за нарушение авторских и смежных прав, что является одним из самых больших достижений в законодательстве в настоящее время. Большим достоинством Закона является то, что подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение.
Подводя итог вышесказанному, необходимо дать ясное и развернутое понятие авторского права, которое поможет четко определить его суть.
Итак, авторское право может рассматриваться, с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений; с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Авторское право (в объективном смысле) - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов имущественными и неимущественными правами, защите прав автора и других правообладателей *(4). Авторским правом охраняются продукты интеллектуального труда, т.е. произведения как результаты творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства самого произведения. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда (например патентного права), авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию.
Суть авторского права "заключается в охране формы произведения, а не его существа, так как форма имеет приоритет в авторском праве, но из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которой его существование невозможно" *(5).

Глава 2. Источники авторского права в Российской Федерации

Современное российское авторское право представляет собой "сложную и целостную систему" нормативных актов, как точно выразился А.П. Сергеев. Даже из определения авторского права видно, что в субъективном смысле - это система (совокупность) законодательнонормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
К основным источникам авторского права Российской Федерации относят:
Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г., ст. 44 которой гласит, что интеллектуальная собственность охраняется законом и каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества;
Гражданский кодекс РФ, часть первая (от 21 октября 1994 г.) и часть вторая (от 14 ноября 2001 г.), который признает право граждан на интеллектуальную собственность (ст. 138);
отдельные правовые нормы об авторском праве, содержащиеся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г., с измен. и дополн. от 11 марта 2004 г. (ст. 146); в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 26 декабря 2001 г. (п. 1 ст. 7.12);
Закон РФ от 9 июля 1993 г. (с измен. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах";
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. (с измен. и дополн. от 24 декабря 2002 г.) "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
Закон РФ от 1 декабря 1995 г. "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ", в котором осуществляется государственная поддержка путем предоставления льгот в отношении налогов, валютного и таможенного регулирования;
нормативные акты исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения". Этим постановлением утверждены некоторые виды использования произведений литературы и искусства и минимальные ставки авторского вознаграждения; постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.";
Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав".
Особо следует сказать о роли судебной практики по конкретным авторским делам, рассмотренным Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Судебные решения этих органов не являются источниками авторского права. Основная их цель - ориентация нижестоящих судов и всех заинтересованных лиц, применяющих авторское законодательство, при разрешении отдельных вопросов авторского права. Наиболее важные решения публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.
В настоящее время Россия выступает участницей целого ряда договоров и соглашений в области авторского права, которые являются такими же источниками, как и национальное законодательство. "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью его правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это означает абсолютный приоритет международных договоров в Российской Федерации (если наша страна в них участвует) по сравнению с национальным законодательством.
Россия является участницей:
Всемирной конвенции об авторском праве (в ред. 1952 г.) - с 27 мая 1973 г. (как правопреемник СССР);
Всемирной Конвенции об авторском праве (в ред. 1971 г.) и протокола 1 и 2 к конвенции - с 9 марта 1995 г.;
Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.) - с 13 марта 1995 г.;
Россия участвует в Соглашении о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24 сентября 1993 г. и ряда двусторонних соглашений в этой области; в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), к которой СССР присоединился еще в 1968 г.;
К Конвенции "Об охране прав артистовисполнителей, изготовителей фонограмм и организаций телерадиовещаний 1968 г." (Римской) Россия присоединилась 20 декабря 2002 г. Кроме того, Россия является участницей и иных конвенций в отношении смежных прав.
На данный момент это далеко не полный перечень документов, договоров и соглашений, регулирующих охрану авторского права. Время не стоит на месте, возникают проблемы в разных странах мира, вот и приходится решать их на международном уровне путем создания новых международных отношений, например Договора ВОИС об авторском праве (1996 г.), или появлением новых стандартов в отношении охраны прав интеллектуальной собственности, установленных в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, заключенном в рамках Уругвайского раунда ГАТТ от 15 декабря 1993 г. Для России следование этим стандартам (хотя бы части из них) является жизненно важным. Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории России для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским авторам, охраняемым по нашему национальному законодательству.

Глава 3. Содержание авторского права

Прежде чем раскрывать содержание авторского права, следует разобраться, чем же авторское право отличается от патентного права, что такое смежные права и как они связаны с авторскими.
Объекты авторского, смежного и патентного права объединены в одну общую группу под названием "интеллектуальная собственность". Из определения авторского права (см. гл. 1) следует, что данная отрасль регулирует взаимоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, являющихся результатом творческой деятельности авторов. Соответственно, патентное право регулирует отношения, связанные с промышленной собственностью, т.е. отношения по созданию и использованию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Авторское право и патентное право являются разными отраслями права и охраняют разные объекты на основании различных нормативных актов. В частности, отношения в области патентного права регулируются Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. (в ред. от 7 февраля 2003 г. N 22ФЗ). Кроме того, если авторское право предусматривает, что произведение охраняется с момента его создания и в силу факта его создания и для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, то патентное право, наоборот, требует специальное оформление, т.е. предусматривает выдачу патента как основания для охраны в определенном законодательством порядке.
Что же касается смежных прав, то в соответствии с ныне действующим Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" под ними понимается охрана прав артистовисполнителей, производителей фонограмм (звукозаписей) и организаций эфирного и кабельного вещания.
Перейдем к содержанию самого авторского права.
Авторское право выполняет четыре функции (некоторые авторы называют их принципами):
1) признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства;
2) установление режима использования произведений;
3) наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав;
4) защита данных прав авторов.
В этих функциях как раз и отражается охрана и защита авторских прав. Содержание авторского права состоит из объектов (произведений), субъектов (авторов) и их прав, которые в дальнейшем будут рассмотрены.
Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Ключевым в определении объекта авторского права является термин "произведение". Однако в законодательстве данное понятие, как и вообще понятие "объект", отсутствует, но зато устанавливаются критерии охраноспособности объекта, вопервых, являющиеся результатом творческой деятельности; вовторых, существующие в какойлибо форме.
Отсутствие какоголибо из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.
Что же такое произведение? Несмотря на отсутствие в Законе такого понятия, многие цивилисты в юридической литературе предлагают немало научных определений произведения. В научных работах как классиков - Г.Ф. Шершеневича, В.И. Серебровского, И.Г. Табашникова, так и современников - Э.П. Гаврилова, А.П. Сергеева приводятся различные определения. В целом произведение рассматривается "как результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме" *(6).
Однако самым удачным и получившим наибольшее распространение стало определение произведения В.И. Серебровского. "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами в конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" *(7).
Творчество существует как необходимый критерий признания произведения и определяется созданием самостоятельного результата науки, литературы и искусства, отличающегося неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В связи с этим авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения, независимо от их назначения и достоинства. Но для того чтобы произведение считалось объектом, нужно, чтобы оно было творчески самостоятельным и было выражено, т.е. существовало в какойлибо объективной форме.
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (п. 2 ст. 6) предусматривает примерный перечень объективных форм произведений: письменные (рукопись, машинопись); устные (публичные произнесения, исполнение); объемнопространственные (скульптура, макет) и другие виды. Для признания произведения объектом авторского права Закон не требует завершенности работы. Это могут быть схемы, планы, эскизы, используемые для создания завершенного производства. Кроме того, авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какойлибо объективной форме. Обнародование - это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
В статье 7 ЗоАП содержится примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкальнодраматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
произведения декоративноприкладного и сценографического искусства;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, и другие произведения.
Таким образом, перечень охраняемых объектов авторского права не является исчерпывающим и дает обобщенную классификацию охраняемых объектов авторского права.
Среди произведений, отвечающих общим признакам объекта авторского права, Закон выделяет четыре категории произведений, не охраняемых авторским правом в силу прямого указания в Законе (т.е. все те объекты, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведений науки, литературы и искусства):
1) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного и судебного характера);
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и иные государственные символы и знаки). Так, например, если авторы всем известного гимна нашей страны А.В. Александров и С.В. Михалков создали указанное произведение, то это вовсе не означает закрепление за ними (их наследниками) какихлибо авторских прав на этот гимн;
3) произведения народного творчества;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (ст. 8 ЗоАП).
В связи с тем что все эти произведения не охраняются в силу прямого указания в Законе, их можно использовать свободно при условии, что они не будут искажены. К сожалению, в правоприменительной практике разрешения споров в сфере авторского прав возникает много вопросов относительно определения круга произведений, не являющихся объектами авторского права.
Важным на данный момент является положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы открытия и факты (п. 4 ст. 6 ЗоАП). Таким образом, идея телепередачи, например, "Угадай мелодию", сама по себе авторским правом не охраняется, охраняются лишь конкретные передачи, конкретные сочетания образов, фраз. Тем самым подчеркивается, что авторское право охраняет формы выражения произведения, но не его содержание как таковое. Это указание Закона имеет важное значение для правоприменительной практики. Кроме того, авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено (п. 4, 5 ст. 6 ЗоАП). Это значит, что рукопись, картину или фотографию автора можно подарить, продать, а обладатель рукописи или картины будет собственником этой бумаги с буквами на ней или этого холста с краской, но печатать рукопись без разрешения автора никто не имеет права.
Сфера действия авторского права в соответствии с законодательством зависит от объективной формы произведения, места его нахождения, обнародования и, конечно же, гражданства создателей.
Авторское право распространяется, как было уже сказано, на все обнародованные либо на необнародованные произведения, находящиеся в какойлибо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо на необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами - гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП). Вместе с тем в новом ЗоАП сфера действия авторского права дополнена п. 4, который предусматривает "на территории Российской Федерации охрану произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие авторского права и не перешедших в "общественное достояние" в РФ вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права" (п. 4 ст. 5 ЗоАП). Нормы указанного пункта применяются лишь в том случае, если соответствующий международный договор России не предусматривает иные правила. Вспомним ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает приоритет нормы международного договора России по отношению к нормам национального законодательства. В связи с этим, если нормы международного договора предусматривают иную сферу своего применения, должны применяться нормы указанного международного договора, а не российского Закона "Об авторском праве и смежных правах".
В соответствии с российским законодательством к субъектам авторского права относят создателей произведений науки, литературы, искусства, их правопреемников или работодателей и других лиц, приобретающих данные права по закону или договору. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами: созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторским договором и др. Важнейшим субъектом авторского права является автор произведения, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст. 4 ЗоАП). Как пишет В. Даль, "автор - это творец, сочинитель, писатель, а значит, прежде всего, лицо, которое создает произведение". В качестве субъектов авторского права могут выступать как российские граждане, так и иностранцы, как физические, так и юридические лица. К числу юридических лиц обычно относят издателей газет, журналов, театры и иных работодателей, авторов служебных произведений, указанных в ст. 484486 ГК РФ 1964 г. Хотя, по общему правилу, автором произведения может быть лишь физическое, но не юридическое лицо.
Вместе с тем из общего правила есть два исключения.
В соответствии с п. 3 ст. 5 ЗоАП, если произведение создано за рубежом, автор определяется на основе соответствующего зарубежного законодательства. При этом автором может быть признано и юридическое лицо. И, как было выше изложено, согласно ст. 484486 ГК РСФСР 1964 г. авторами в отдельных случаях признавались организации - юридические лица.
В соответствии со ст. 9 ЗоАП авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации и иного специального оформления произведения.
Поскольку возникновение авторского права не связано с какойлибо регистрацией, для оповещения о своих правах обладатель исключительных авторских прав вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права, который помещается на экземпляре произведения и включает в себя три элемента: букву С в окружности (от английского слова "Copyright" - авторское право); имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования произведения.
Например, с СТС, 2003 год.
Помещение такого знака не является обязательным, оно носит скорее информационный характер, как бы подсказывая, к кому следует обращаться лицу, желающему использовать произведение.
Вместе с тем в Законе "Об авторском праве и смежных правах" существует чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что при отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Данная презумпция распространена на всех субъектов авторского права.
Заслуживают особого рассмотрения права авторов, которым в отношении их произведений принадлежат личные неимущественные (моральные) права и имущественные права. В соответствии со ст. 15 ЗоАП к личным неимущественным правам относятся:
1) право признаваться автором произведения (право авторства);
2) право использовать или разрешать использование произведения (право на имя);
3) право обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства (право на защиту репутации автора).
Данные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственно создателю произведения (автору). Личные неимущественные права не ограничены сроком, являются не отчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
К имущественным правам автора относятся права:
на воспроизведение;
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
переводить произведение (право на перевод) и некоторые другие права (ст. 16 ЗоАП).
Деление авторских прав на две группы имеет большое практическое значение: вопервых, определяется, что творческая деятельность носит сугубо личный характер; вовторых, необходимо предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную выгоду из использования произведения. Имущественными данные права называются потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. В отличие от неимущественных прав, имущественные права на использование произведения могут принадлежать не только авторам, они могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров или наследования. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведений в пределах и на условиях, согласованных сторонами. В случаях, прямо указанных в Законе, права на использование произведения изначально возникают не у их автора, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 14), издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 11), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 13).
Еще одно существенное отличие от неимущественных прав - имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 27 ЗоАП).
Имущественные права могут принадлежать любым лицам, которые в этом смысле будут являться правообладателями.
Предоставление авторских прав - это, конечно, хорошо, но в целях обеспечения интересов общества в Законе устанавливаются изъятия из прав автора. Это отдельные, частные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого исполняется, и источника заимствования (ст. 19 ЗоАП). Однако установление и реализация таких норм не должны наносить ущерба нормальному использованию произведений и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
Последней важной особенностью содержания авторского права можно считать сроки действия. Продолжительность действия авторского права в новом Законе увеличилась с 50 до 70 лет после смерти автора либо последнего из соавторов. Личные неимущественные права - права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора - охраняются бессрочно.

Раздел II. Гражданскоправовая охрана авторского права

Глава 1. Общие положения

Изначально произведения авторского права охранялись только внутри страны. Однако быстрое развитие разнообразных технических средств, с помощью которых произведения не только стали тиражироваться в массовом количестве внутри страны, обеспечивая дешевое и практически неконтролируемое копирование объектов авторского права, но и пересекать границы других государств, породило необходимость международной охраны авторских прав. С другой стороны, развитию охраны авторского права в последнее время способствовала растущая значимость международной торговли. Законодатели многих стран пришли к выводу, что нельзя обеспечить достаточную охрану прав заинтересованных сторон одним лишь национальным законодательством, и пошли по пути заключения двусторонних соглашений и многосторонних международных договоров о взаимной охране авторских прав, которые разрешали бы противоречия между национальными законодательствами. Сегодня охрана произведений посредством авторского права является международно признанным динамично развивающимся правовым институтом.
Присоединение государств к международным конвенциям и приведение внутреннего законодательства страны в соответствие с требованиями конвенций, несомненно, поможет сделать и делает большой шаг вперед в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Наше государство также участвует в международных актах, устанавливающих обязательства участников в области охраны интеллектуальной собственности. За годы реформ Россия проделала большую работу, приводя национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями. Так, Российская Федерация приняла новую Конституцию, в которой закрепила интеллектуальную собственность (ст. 44 Конституции РФ), признала приоритет международных норм над внутригосударственным законодательством, утвердила Закон "Об авторском праве и смежных правах" и присоединилась к большинству международных конвенций об авторских и смежных правах, в том числе к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Всемирной конвенции об авторском праве и другим соглашениям.
Кроме того, охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с ним государстваучастники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (ред. 1952 г.) Иными словами, государства - участники настоящего Соглашения договорились о применении в отношениях между собой правил Всемирной конвенции в ред. 1952 г., т.е. согласились применять к произведениям авторов других государств национальный режим.
В целом российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности соответствует мировым стандартам, поэтому его применение позволяет весьма успешно решать спорные дела, используя нормы международного права. Однако несмотря на эти положительные "de jure" обстоятельства, реальный уровень охраны на объекты авторского права "de facto" оставляет желать лучшего. Способствуют данным отрицательным тенденциям экономическая нестабильность, чиновничий произвол, разгул преступности и иные факты. В итоге многие положения российских законов не используются на практике. Тем не менее правовая база авторского права на законодательном (теоретическом) уровне в России установлена блестяще.

Глава 2. Объекты авторского права

§ 1. Понятие и признаки объекта авторского права

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).
Итак, под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к Российской Федерации) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения (ст. 1).
Но прежде всего следует определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный). Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Два данных принципа отражены в российском законодательстве (п. 3 ст. 5 ЗоАП). Применение двух принципов является верным, т.к. территориальный принцип отвечает прежде всего интересам издателей и книготорговцев, а национальный - интересам авторов.
Согласно п. 1 ст. 6 ЗоАП авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Значит, произведение согласно Закону является объектом авторского права, хотя сам термин в ЗоАП не раскрыт. Правда, из содержания п. 1 и 2 ст. 6 ЗоАП можно сделать вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме. Профессор В.И. Серебровский под произведением понимает "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения". Соответственно объектом авторского права следует считать не просто работу автора и идеи, выраженные автором, а произведения как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.
Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, вопервых, результатом творческой деятельности и, вовторых, существующие в какойлибо объективной форме.
В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения.
Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения, способа выражения и достоинств (п. 2 ст. 6 ЗоАП). Под назначением произведения понимается предполагаемый или фактический способ его использования. Достоинство - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и др.
Стоит отметить, что в Бернской конвенции не сформулированы конкретные требования к творческому характеру деятельности, хотя в ст. 1 Конвенции объявлена цель - "охрана прав авторов на их литературные и художественные произведения", и сами слова "автор" и "произведение" подразумевают наличие результата творчества.
Следующим критерием охраноспособности является объективная форма произведения. Для того чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какойлибо объективной форме. В пункте 2 ст. 6 ЗоАП перечисляются возможные виды объективных форм:
письменный (рукопись);
устный (публичное произнесение речи);
звуко или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.);
изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.);
объемнопространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения (например, поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен на монтажных карточках). Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом от действия плагиата. В статье 2 (1) Бернской конвенции говорится: "Литературные, художественные произведения или какиелибо определенные категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме".
По Закону "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какойлибо объективной форме. Обнародование - это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.
Таким образом, в России, как и в иных странах, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание. Содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому нет ничего удивительного в том, что п. 4 ст. 6 Закона гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия и факты. Так, имидж персонажа, созданного актером как идея, авторским правом не охраняется; однако образ персонажа мультфильма (например, "Волк", "Заяц") охраняется авторским правом, т.к. рисунок - это форма образа. Или, например, А.С. Пушкин не может считаться соавтором Н.В. Гоголя только потому, что дал ему идею для гениального произведения "Мертвые души". Материально воплотил эту идею всетаки Гоголь.
В нашем законодательстве предусмотрена охрана не только самого произведения, но и его частей (включая название), удовлетворяющих требованиям указанного Закона, т.е. если оно является результатом творческой деятельности (оригинальным) и может использоваться самостоятельно. Под частью произведения понимаются любые отдельные части, выделенные из произведения, как механические (отрывок кинофильма, фрагмент картины), так и части, созданные с помощью творчества другого лица (глава книги). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально и может использоваться самостоятельно). Например, используя в рекламном плакате строчки:
Гори, гори моя звезда,
Гори, звезда приветная,
Ты у меня одна заветная,
Других не будет никогда,
написанные автором В. Чуевским, создатели плаката брали их в кавычки и указывали автора. Однако использование тех же слов в газетной статье (допустим, в качестве заголовка) никакими ссылками не сопровождается. Следовательно, используется свободно.
Вместе с тем неоригинальные названия произведений авторским правом не охраняются (например, "Мисс Россия" или "Кавказский пленник").
В целом вопросы о том, что является произведением с точки зрения авторского права и каковы критерии, на основе которых судьи должны строить свои решения крайне сложны. Рассмотрим следующий пример.
Мещанский межмуниципальный суд Москвы, рассматривая дело по иску Е.Е. Сухова к издательству ЗАО "Компания АСТ - Пресс" о запрете использования названия "Я - вор в законе", счел нужным выяснить, не является ли выражение "вор в законе" устойчивым фразеологическим сочетанием. Суд исходил из убеждения, что подобное сочетание не может быть новым и оригинальным в качестве названия произведения. Своим решением от 20.04.2001 г. суд отказал в защите названию "Я - вор в законе", не признав его оригинальным, и, следовательно, результатом творческой деятельности. Решение было оставлено в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 18.06.2001 г.
В связи с тем что в настоящий момент важной проблемой судебной практики по делам о нарушениях авторского права является определение объекта авторского права, следует для большей ясности привести еще один пример из информационного письма ВАС.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет книги название "Энциклопедия для детей и юношества".
Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей".
Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна *(8).
Произведения, являющиеся объектами авторского права, перечислены в ст. 7 ЗоАП, перечень их не является ограниченным (об этом говорит Закон). А вот перечень произведений, не являющихся объектами авторского права, строго ограничен (ст. 8 ЗоАП).
Не являются объектами авторского права:
официальные документы (законы, судебные решения и иные тексты законодательного, судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и иные государственные символы и знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.
Правда, в правоприменительной практике разрешения споров в сфере авторского права возникает много вопросов относительно определений круга произведений, не являющихся объектами авторского права. Так, например, законодательством четко не определен круг объектов, подпадающих под государственные символы и знаки, которые не являются объектами; также не решен вопрос о принадлежности прав, не определен порядок использования государственных символов и из сферы правовой охраны исключены официальные документы (законы, судебные решения).
Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьеголибо авторского права.
В силу прямого указания Закона не охраняются авторские права на произведения народного творчества (фольклор): частушки, поговорки, анекдоты. Они не охраняются в силу того, что их авторы не известны. Однако Бернская конвенция предусматривает охрану в отношении автора, который не известен, но его можно индивидуализировать. Наконец, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек.
Далее рассмотрим вопросы: как возникает авторское право на произведение? Для чего используется знак охраны авторского права?
Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистраций произведения и иного специального оформления произведения или соблюдения какихлибо формальностей (п. 1 ст. 9 ЗоАП). Это положение корреспондируется со ст. 5 (2) Бернской конвенции, которая устанавливает, что произведения литературы и искусства должны охраняться без какихлибо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
1) латинской буквы "С" в окружности: c;
2) имени (наименовании) обладателя исключительных авторских прав;
3) года первого опубликования произведения (п. 1 ст. 9 Закона).
Буква "С" первоначально означала слова "copyright" - авторское право. Данный знак охраны авторского права был впервые введен Всемирной конвенцией в 1952 г. Размещение знака охраны согласно Всемирной конвенции об авторском праве (ст. III Конвенции) заменяет собой соблюдение формальностей, если таковые требуются по национальному законодательству определенной страны. Правовой охраной при применении данного знака в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.
В пункте 2 ст. 9 ЗоАП указана презумпция авторства, которая указывает, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.
Для возникновения и осуществления авторских прав нет необходимости соблюдать какиелибо формальности, в том числе регистрировать объекты. Однако изза участившихся в последнее время в нашей стране случаев регистрации объектов авторского права возникла необходимость в установлении системы официальной добровольной регистрации путем внесения в ст. 9 ЗоАП положения об определении уполномоченного органа, осуществляющего по желанию автора или иного обладателя авторских прав официальную регистрацию произведений и авторских договоров. К тому же такого рода регистрация распространена во многих зарубежных странах. У нас такая регистрация может проводиться в Российском авторском обществе (РАО).
В число давних членов РАО входят такие именитые люди, как Александра Пахмутова, Юрий Антонов, Николай Добронравов и другие авторы. И все чаще авторам удается получить законно причитающиеся им деньги, что позволяет в том числе бороться с так называемыми "пиратами".
Абсолютно любое лицо может обратиться в РАО (или филиал РАО) с просьбой зарегистрировать свой объект интеллектуальной собственности. Регистрация эта платная. Размер оплаты прежде всего зависит от суммы, в которую заявитель оценивает регистрируемый объект.
РАО, а также иные организации, занимающиеся коллективным управлением правами авторов, в том числе и Роспатент, наделены правами выдачи специальных документов, подтверждающих факт регистрации произведений за конкретным лицом. Надо сказать, что любые документы регистрационного характера для авторских произведений не имеют правоустанавливающего характера и должны оцениваться судьями наряду с другими доказательствами, т.к. "авторское право на произведение возникает по факту его создания и не нуждается в соблюдении каких либо формальностей" (ст. 9 ЗоАП). В результате у судей часто возникает вопрос о правовой природе этих документов.
Также регистрация может осуществляться Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Кроме всего прочего, авторы, доказывая свое авторство на произведение, могут использовать любые доказательства (от черновиков и эскизов до показаний свидетелей, видевших их творение). И, как уже было сказано, при отсутствии доказательств иного автором произведения признается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.
Говоря об объектах авторского права, нельзя не задаться вопросом: возможно ли на основе одного объекта авторского права создание без согласия автора иного объекта авторского права?
Отвечая на данный вопрос, в первую очередь следует определить, что создано вторым автором - новое самостоятельное произведение либо переделка ранее существовавшего.
Если существует литературное повествовательное произведение и на его основе другим автором создано драматургическое произведение (пьеса) или поставлен фильм, в котором действуют те же герои, с той же фабулой, то для правомерного использования произведения необходимо получить согласие автора первоначального произведения. При этом автор повествовательного произведения не будет иметь авторских прав на созданное драматическое произведение. В случае, если автор повествовательного произведения не дал разрешения на его использование для создания пьесы, использование такого произведения будет незаконным.
Так, в газете "Книжное обозрение" говорилось, о том, как у русского писателя Олега Шишкина "украли" часть материалов из литературного произведения, а именно: книги "Убить Распутина" и книги "Распутин. История преступления". По словам О. Шишкина, данное преступление совершил его соавтор, поставив на основе перечисленных литературных произведений фильм. "Фильм этот, - как заявляет писатель, - один в один моя версия, только упрощенная" *(9).
Пример, безусловно, необычный и сложный. Права русского писателя действительно нарушены, но выносить какиелибо жесткие вердикты все же не следует, т.к. мы не знаем ничего об авторском договоре, заключенном между соавторами, и его условиях.

§ 2. Виды объектов авторского права

Приступим к более подробному рассмотрению произведений, являющихся объектами авторского права. В статье 7 ЗоАП перечислены произведения, являющиеся объектами авторского права. По сравнению с ранее действующим законодательством (ст. 475 ГК РСФСР 1964 г.) перечень их значительно расширен и не является исчерпывающим.
Итак, объектами авторского права являются:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкальнодраматические произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом и без текста;
аудиовизуальные произведения (кино, теле и другие произведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и иные изобразительные произведения;
произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
другие произведения (п. 1 ст. 7 ЗоАП).
В Бернской конвенции (ст. 2 (1) указан практически аналогичный перечень произведений, являющихся объектами авторского права.
Непосредственно литературные произведения включают в себя не только литературнохудожественные, но и научные, учебные, публицистические тексты, а также программы для ЭВМ и иные работы.
Следовательно, Законом охраняются речи, лекции, доклады, иные устные выступления, а также письма, дневники и личные заметки. Охрана таких произведений связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений.
Важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является разделение произведений на производные и составные (п. 3 ст. 7 ЗоАП).
К производным относят некоторые творчески вполне самостоятельные произведения, которые могут быть органически связаны с другими и служить их новой внешней форме (переводы, обработки, аннотации, рефераты).
К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материалов.
Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским право

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100