Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы.


 


Содержание работы:

Оглавление
Предисловие . 7
Введение . 9
Глава 1. Информация, ее формы и свойства . 19
1.1. Концепция "информации" . 21
1.1.1. Информация как явление жизни организмов . 23
1.1.2. Информация как явление жизни человека . 26
1.1.3. Информация как явление и условие жизни общества . 33
1.2. "Информация" в справочной литературе . 37
Глава 2. Обеспечение информационной безопасности: содержание и структура понятия . 41
2.1. Понятие "обеспечение" . 41
2.2. Понятие "безопасность" . 46
2.2.1. Объект безопасности . 47
2.2.2. Угрозы объекту безопасности . 49
2.2.3. Обеспечение безопасности объекта . 51
2.3. Понятие "информационная безопасность" . 52
2.4. Обеспечение информационной безопасности . 57
Глава 3. Национальные интересы в информационной сфере как объект информационной безопасности . 63
3.1. Нация как этническая социальная общность . 64
3.2. Национальные интересы и их содержание . 71
3.3. Национальные интересы в информационной сфере . 78
3.3.1. Социальные интересы личности в информационной сфере . 81
3.3.2. Интересы общества в информационной сфере . 85
3.3.3. Интересы государства в информационной сфере . 89
3.3.4. Интересы сохранения национальной идентичности . 94
3.4. Безопасность национальных интересов в информационной сфере . 96
Глава 4. Угрозы информационной безопасности . 101
4.1. Понятие "угроза" . 101
4.2. Угрозы национальным интересам . 105
4.3. Угрозы национальным интересам в информационной сфере . 112
Глава 5. Деятельность по обеспечению информационной безопасности, средства и субъекты обеспечения информационной безопасности . 119
(Опубликована в разделе "Правовое обеспечение информационной безопасности")
5.1. Деятельность по обеспечению информационной безопасности . 119
5.1.1. Предметная направленность . 119
5.1.2. Цель деятельности по обеспечению информационной безопасности . 127
5.1.3. Принципы и формы деятельности . 129
5.1.4. Методы деятельности по обеспечению информационной безопасности . 139
5.2. Средства обеспечения информационной безопасности . 142
5.3. Субъекты обеспечения информационной безопасности . 143
Глава 6. Органы государственной власти как субъекты обеспечения информационной безопасности . 147
(Опубликована в разделе "Правовое обеспечение информационной безопасности")
6.1. Компетенция государственной власти в области обеспечения информационной безопасности . 149
6.2. Федеральные органы исполнительной власти в обеспечении информационной безопасности . 153
6.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении информационной безопасности . 169
Глава 7. Научные проблемы обеспечения информационной безопасности . 175
7.1. Источники угроз безопасности информационного общества . 177
7.1.1. Источники угроз интересам личности . 177
7.1.2. Источники угроз интересам общества . 179
7.1.3. Источники угроз интересам государства . 180
7.1.4. Источники угроз интересам личности, общества и государства в сохранении национальной идентичности . 181
7.2. Научное обеспечение информационной безопасности . 181
Приложение 1. Окинавская хартия глобального информационного общества . 184
Приложение 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации . 196
Приложение 3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации . 220
Приложение 4. Приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации . 270
Библиография . 279
Предисловие
Одним из важных факторов общественного развития второй половины XX века, значение которого будет усиливаться и в XXI веке, является продолжающаяся научнотехническая революция в области вычислительной техники и телекоммуникаций. Ее следствием стала глобализация процессов экономического и политического развития человеческого общества, которая создала предпосылки для повышения значимости его "информационного измерения". В этих условиях особенно актуальными становятся проблемы обеспечения информационной безопасности, т. е. обеспечения безопасности развития личности, функционирования общественных структур и органов государства в информационной сфере.
Комплексные исследования проблем обеспечения информационной безопасности еще только начинаются, хотя публикаций, использующих термин "информационная безопасность", достаточно много. Предлагаемая книга является первой фундаментальной монографией, посвященной систематизированному исследованию теоретических и методологических основ обеспечения информационной безопасности России.
Книга может быть рекомендована руководителям и специалистам органов законодательной, исполнительной и судебной властей; преподавателям, научным работникам, аспирантам, занимающимся проблематикой обеспечения информационной безопасности; студентам гуманитарных и технических вузов; всем тем, кто интересуется вопросами роли и места информации в жизни общества.
Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова,
академик РАН
В. А. Садовничий
Заведующий кафедрой
информационной безопасности
МГУ им. М. В. Ломоносова,
членкорреспондент
Академии криптографии
Российской Федерации
В. П. Шерстюк

Введение
С тех пор, как в 1992 году "информационная безопасность" была нормативно закреплена в качестве самостоятельной составляющей безопасности [Закон Российской Федерации "О безопасности", 5 марта 1992 г. Ст. 13.], существенно активизировалась деятельность государства по созданию условий для развития информационной сферы общества и обеспечения ее функционирования в условиях существования угроз различного характера.
К числу безусловно важных событий, произошедших с того времени, следует отнести, вопервых, подписание Президентом Российской Федерации Окинавской хартии глобального информационного общества и, вовторых, утверждение им Доктрины информационной безопасности.
Подписание Окинавской хартии продемонстрировало совпадение представлений руководства России и других развитых государств об информационнокоммуникационных технологиях как важном факторе формирования общества двадцать первого века. Кроме того, оно выявило политическую волю российского государства не только совместно с другими государствами мира участвовать в формировании постиндустриального общества, создавать условия для глобализации мирового информационного пространства, но и способствовать устранению проблемы "цифрового" неравенства, обеспечению свободы информационного обмена между людьми и безопасности этого процесса [Окинавская хартия глобального информационного общества. 22 июля 2000 г., Окинава. Подписана руководителями восьми развитых стран мира, включая Президента Российской Федерации (см. приложение 1).].
Утверждение Доктрины информационной безопасности [Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена поручением Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр1897 (см. приложение 3).], развивающей и конкретизирующей положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 (см. приложение 2).], закрепило официальную систему взглядов на содержание национальных интересов России в информационной сфере, угроз этим интересам, методы противодействия угрозам и систему обеспечения информационной безопасности. Доктрина создала политическую основу согласования деятельности органов государственной власти по реализации национальных интересов в информационной сфере и защите их от внешних и внутренних угроз. Она наметила направления государственной политики по обеспечению практического участия России в деятельности международного сообщества по достижению целей, намеченных Окинавской хартией. При этом были учтены проблемы развития российского общества, порожденные как советским периодом его истории, так и периодом продолжающихся социальноэкономических и политических преобразований. Реализация национальных интересов в информационной сфере, закрепленных в Доктрине, по существу, будет знаменовать создание материальных, экономических и социальных условий, обеспечивающих устойчивое развитие российского общества и его институтов на базе "информационного" производства, информатизации духовной, политической и социальной сфер общественной жизни, поддержания соответствующего современным международным стандартам правового статуса личности.
Многое уже сделано. Сформирована организационная структура системы обеспечения информационной безопасности. С 1992 года выявление угроз информационной безопасности и подготовка предложений по противодействию этим угрозам возложена законодательством на Совет Безопасности Российской Федерации. В 1993 году образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, на которую возложена подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений политики государства в данной области. С 1996 года в Комитете по безопасности Государственной Думы Российской Федерации существует подкомитет по информационной безопасности, а также экспертный совет по законодательству в области обеспечения информационной безопасности. Трудно переоценить работу, которую выполняют в этой области федеральные органы исполнительной власти.
Интенсивно развивается правовое регулирование отношений в области обеспечения информационной безопасности. Приняты такие базовые законодательные акты как законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О связи", "О государственной тайне", первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации, новые редакции Уголовного и Уголовнопроцессуального кодексов Российской Федерации, целый ряд законов, регулирующих отношения в области средств массовой информации, деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию угрозам национальным интересам в информационной сфере.
Продолжает развиваться индустрия средств защиты информации в информационнотелекоммуникационных системах, сетях связи, автоматизированных системах государственного управления, управления предприятиями и производствами.
Совершенствуется система подготовки кадров высшей квалификации по вопросам обеспечения информационной безопасности. Специальности, по которым осуществляется подготовка специалистов в этой области, выделены в отдельный раздел Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования [Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Утвержден Приказом Министра образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.]. Успешно работает Учебнометодическое объединение вузов по образованию в области информационной безопасности. На начало 2002 года оно объединяло более 60 высших учебных заведений, которые готовят специалистов, прежде всего, по техническим аспектам обеспечения информационной безопасности. Разворачивается подготовка кадров по ее гуманитарным аспектам.
Большая работа проделана по разъяснению важности создания международной системы обеспечения информационной безопасности. Все большее число государств начинает осознавать наличие в этой области значительных общих интересов, необходимость объединения усилий международного сообщества в борьбе с угрозами, возникающими в информационной сфере. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, начиная с 1998 года, ежегодно принимает резолюции по вопросу "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности". В этих резолюциях все более отчетливо проявляется озабоченность тем, что информационные технологии могут негативно воздействовать на безопасность государств применительно как к гражданской, так и к военной сферам, и содержится призыв к государствамчленам Организации Объединенных Наций содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также возможных мер по нейтрализации этих угроз.
Однако научное осмысление проблем обеспечения информационной безопасности еще только начинается. Это неоднократно отмечалось на заседаниях межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности, организованного по инициативе ректора МГУ им. М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего, поддержанной первым заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации В. П. Шерстюком и вицепрезидентом Академии криптографии Российской Федерации В. Н. Сачковым [8; 32]. Аналогичное мнение высказывалось на совещаниях рабочей группы "Влияние информационных технологий на национальную безопасность" Консорциума академий и институтов государств, участвующих в программе "Партнерство ради мира", изучающих проблемы безопасности [16], многочисленных международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам информационной безопасности [9; 12; 26; 33; 36]. Это отмечается и в многочисленных публикациях по данной проблематике [13, 14, 29, 70, 107, 117].
Анализ состояния научных исследований, проведенный секцией по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, позволил определить приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности, на решении которых рекомендовано сосредоточить внимание организациям РАН, научным учреждениям федеральных органов исполнительной власти. Эти проблемы имеют междисциплинарный характер и для их решения необходимы исследования в различных отраслях научных знаний: философии, социологии, психологии, политологии, юридических и технических науках. Кроме того, необходима концепция "информации", адекватная междисциплинарному характеру проблем обеспечения информационной безопасности.
Значительный объем исследований по проблематике обеспечения информационной безопасности выполнен в естественных и технических науках, в рамках которых разрабатываются методы криптографии, теории защиты информации и безопасности информационных систем. Так, история криптографии как направления деятельности, связанного с разработкой и использованием шифров для сохранения в тайне передаваемой информации, уходит в глубокую древность. Основная часть прикладных криптографических исследований всегда была и, видимо, будет закрытой. Эти исследования основываются, прежде всего, на таких разделах математики как теория сложности вычислений, теория вероятности, теория чисел, алгебра, теория информации. Интенсивно развивается направление технических наук, связанное с защитой информации в информационных и телекоммуникационных системах от несанкционированного доступа. В исследование возникающих в этой области проблем большой вклад внесли В. Г. Герасименко, Л. М. Ухлинов, С. П. Расторгуев, Д. П. Зегжда, М. П. Сычев, А. А. Малюк, А. М. Ивашко и другие [29; 31; 66; 67; 80; 116; 134; 135; 136].
Интенсифицируются исследования проблем обеспечения информационной безопасности в политологии, социологии и психологии. Среди ученых, работающих в этих областях, можно отметить: Д. С. Черешкина, Г. Л. Смоляна, В. Н. Цыгичко, исследующих политологические проблемы обеспечения информационной безопасности [139]; Г. В. Грачева, И. К. Мельника, Ю. А. Ермакова, В. Е. Лепского [25; 70; 71; 77], которые рассматривают различные аспекты защиты психической деятельности человека от вредного информационного воздействия; С. П. Расторгуева и Г. Г. Почепцова [105; 115; 117], исследующих вопросы информационных войн; А. Е. Войскунского, исследующего проблемы воздействия системы Интернет на развитие личности [11].
Определенные научные результаты получены в юридических науках. Так, Ю. М. Батурин был одним из первых, кто обратил внимание на необходимость противодействия компьютерной преступности [46; 47; 48]. Его исследования получили продолжение в работах В. В. Крылова, Н. Г. Шурухнова, некоторых других ученых, заложивших основы компьютерной криминалистики [89; 90; 140; 143]. Проблемы правового обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, достаточно глубоко исследованы в работах А. А. Фатьянова, А. Л. Балыбердина, М. А. Вуса, и других [43; 44; 45; 54; 137]. На базе работ, посвященных проблемам совершенствования законодательства в области информатизации, усилиями И. Л. Бачило, В. А. Копылова, А. Б. Агапова, М. М. Рассолова, В. Н. Лопатина, А. В. Морозова и некоторых других ученых сформировалось новое научное направление и отрасль права - информационное право, переживающие период своего становления [38; 49; 51; 52; 87; 100; 114]. Интенсивно исследуются проблемы регулирования отношений в области доступа к информации [24; 53; 93], охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности [50; 119; 129], развития и обеспечения безопасности электронного бизнеса [92, 113], защиты персональных данных [124], информационной деятельности [91].
Количество работ, посвященных исследованию научных проблем обеспечения информационной безопасности, лавинообразно увеличивается [107], однако отсутствие в этой области комплексных исследований существенно снижает эффективность использования полученных в них результатов.
Трудность проведения комплексных исследований в определенной мере обусловлена и тем, что, несмотря на наличие определенного научного задела [22, 60, 109], остаются малоизученными смежные проблемы, связанные с уяснением содержания национальных интересов, деятельности по их реализации, угроз этим интересам, проявлениями угроз, противодействием угрозам национальным интересам.
Решение этих проблем представляется весьма важным не только для формирования Российской Федерации как демократического правового государства, в котором права и свободы человека и гражданина определяют "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" [Конституция Российской Федерации. 1993. Ст. 18.], но и для устойчивого прогрессивного развития российского общества, его духовного возрождения.
Потребность в комплексных исследованиях особенно актуальна в области права. С одной стороны, роль и значение эффективного правового регулирования общественных отношений в условиях становления Российской Федерации как правового государства трудно переоценить. Совершенствование правовых механизмов обеспечения информационной безопасности является приоритетным направлением государственной политики России [Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. (см. приложение 3).]. Без соответствующего научного изучения наиболее важных аспектов взаимодействия государства и права в целях решения этой задачи трудно рассчитывать на успех. С другой стороны, комплексные исследования в области правового обеспечения информационной безопасности, если не считать работу В. Н. Лопатина [100], практически отсутствуют. Необходимость проведения обобщающих исследований в этом направлении подтверждается результатами обсуждения данной проблематики на целом ряде научнопрактических конференций и семинаров, состоявшихся в 19992002 гг. в Москве, СанктПетербурге и Екатеринбурге [10].
В настоящей работе излагаются теоретические и методологические основы решения проблемы взаимодействия личности, общества и государства в целях обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере.
При подготовке книги был обобщен опыт работы над проектами Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, документов, конкретизирующих ее отдельные положения, а также определяющих направления выполнения поставленных в ней задач, в которой практически с самого начала принимал участие автор. Основные идеи, содержащиеся в книге, апробированы автором в процессе руководства рабочими комиссиями при аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, разработавшими Основные направления нормативноправового обеспечения информационной безопасности (одобрены решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности по информационной безопасности от 27 ноября 2001 года N 4.1), а также проект Основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Материалы книги обсуждались на многих международных, всероссийских, межрегиональных конференциях и семинарах.
Структурно работа включает семь глав основного материала.
В первой главе разработана концепция информации, раскрывающая ее как проявление свойства организмов отражать движение объектов материального мира. Выявлены основные формы проявления информации и ее свойства, а также закономерности трансформации информации из одной формы в другую. Изложена система взглядов на роль и место информации, информационной инфраструктуры в жизни человека и общества.
Во второй главе проведен анализ содержания понятия "обеспечение информационной безопасности" и обозначаемых им явлений. Определена его структура. Сформулированы объект, предмет и методы исследования взаимодействия личности, общества и государства в целях обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере.
В третьей главе рассмотрены интересы как явление психической деятельности человека, источник его социальной активности, а также как явление жизни общества. Исследованы сущность нации как особой социальной общности, отличительные особенности ее интересов, формы проявления национальных интересов в жизни общества. Выявлены факторы, обусловливающие выделение "информационных" общественных отношений в отдельную сферу общественной жизни. Изложено содержание национальных интересов в информационной сфере.
В четвертой главе исследовано содержание понятий "угроза национальным интересам" и "источник угрозы". Определена структура понятия "угроза". Рассмотрены различные классификации угроз, их источников, формы проявления, а также содержание объекта угроз национальным интересам в информационной сфере.
В пятой главе исследовано содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности, определена структура данного понятия. Определена предметная направленность этой деятельности, предложена классификация ее целей, рассмотрены принципы, формы и методы осуществления данной деятельности.
В шестой главе исследовано содержание понятия "субъекты обеспечения информационной безопасности". Предложен подход к определению компетенции субъектов. Проведен анализ компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности.
В седьмой главе изложены основные угрозы безопасности информационного общества и показана необходимость комплексного решения научных проблем обеспечения информационной безопасности.
Выход монографии был бы невозможен без научной поддержки ректора МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничего и заведующего кафедрой информационной безопасности МГУ В. П. Шерстюка, без доброжелательного участия и заинтересованной критики со стороны кафедры информационной безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова (Г. В. Емельянова, Г. В. Иващенко, Э. А. Применко), советника ректора МГУ им. М. В. Ломоносова В. В. Ященко, огромной помощи заведующей сектором информационного права Института государства и права РАН И. Л. Бачило. Их советы позволили избежать многих ошибок и некорректностей. Оставшиеся недостатки, естественно, целиком на совести автора.
Материал монографии будет полезен специалистам органов государственной власти, организующим решение задач обеспечения информационной безопасности на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, и участвующим в этой деятельности. Он будет полезен аспирантам, преподавателям и ученым, занимающимся проблематикой обеспечения информационной безопасности, а также студентам соответствующих специальностей.
Глава 2. Обеспечение информационной безопасности: содержание и структура понятия
Термин "обеспечение информационной безопасности" получил достаточно широкое распространение в литературе по политологии, психологии, техническим и юридическим наукам. Обозначаемое им понятие определяется содержанием составляющих его более общих понятий: "обеспечение", "безопасность" и "информационная безопасность" как частный случай "безопасности".
2.1. Понятие "обеспечение"
Раскрытию содержания данного понятия в научной литературе еще не уделялось должного внимания. В русском языке оно раскрывается двояко - как один из видов деятельности и как средство деятельности. Как вид деятельности оно означает совокупность действий, предпринимаемых для того, чтобы сделать нечто "вполне возможным, действительным, реально выполнимым" [102, стр. 364], а как средство деятельности - "то, чем обеспечивают когонибудь или чтонибудь" [102, стр. 364].
Деятельность как особый способ существования человека, выделяющий его из животного мира, может быть представлена в виде совокупности продолжающихся в течение длительного времени действий, направленных на достижение определенной цели, результата. Основным субъектом деятельности выступает индивид [21, стр. 58], который таким способом удовлетворяет свои потребности в необходимых условиях существования. Выделяются два основных типа потребностей: дефициентные, направленные на поддержание самого факта жизни, и бытийные, возникающие в связи с нуждой в приемлемом качестве жизни, отсутствие которого вызывает неудовлетворенность. К потребностям первого типа относятся, например, дыхание, прием пищи, движение, оценка состояния окружающего мира, а к потребностям второго типа - соответствующие некоторым принятым в обществе стандартам жилье, образование, доход, социальное положение. Потребности конкретизируются в интересах, которые характеризуются необходимыми субъекту предметами и благами. Непосредственной причиной действий выступает мотив, в рамках которого вырабатываются цели и планы действий [19, стр. 116]. Отдельное действие индивида представляет собой конкретный, ограниченный во времени и пространстве целенаправленный акт, усилие.
Индивид может осуществлять деятельность по достижению стоящих перед ним целей один или совместно с другими индивидами. Если он действует один, у него имеется все необходимое для осуществления задуманного, и ничего, что сделало бы достижение цели "вполне возможным, действительным, реально выполнимым" не требуется, то вопрос об обеспечении такой деятельности не возникает. Значительно чаще достижение поставленной индивидом цели требует привлечения других индивидов и определенных материальных средств. При этом деятельность привлекаемых индивидов направлена на достижение цели, которая ими не ставилась и к удовлетворению их потребностей и интересов прямого отношения, вообще говоря, не имеет. Это составляет существо обеспечения как вида деятельности. Например, деятельность по получению удостоверения депутата Государственной Думы предполагает не только собственно подачу необходимых документов в избирательную комиссию, но и осуществление агитационной работы, мониторинга социальнополитической ситуации, подготовку и грамотное использование необходимых финансовых и материальных средств, "борьбу" с другими кандидатами за голоса избирателей, т. е. осуществление всего того, что может сделать цель стать депутатом "вполне возможной, действительной", реально достижимой.
Социальной основой обеспечения является власть, возникающая, по мнению А. Г. Эфендиева, как средство социального обмена (вознаграждения), как уступка: получатель жизненно важной и дефицитной услуги (или надеющийся получить такую услугу) обрекает себя на повиновение, т. е. на то, что его деятельность будут контролировать, координировать, программировать и преобразовывать [19, стр. 207].
Важным аспектом содержания понятия "обеспечение" является его применимость к деятельности социальной общности и государства. Несмотря на то, что основным субъектом деятельности выступает отдельный индивид, на наш взгляд, трудно отрицать, что его потребности и интересы обусловлены определенными социальными условиями существования, а также теми людьми, с которыми он взаимодействует. В процессе этого взаимодействия возникают общие потребности, интересы и мотивы деятельности группы людей, объединенных определенными отношениями, которые могут рассматриваться в качестве потребностей, интересов и мотивов действий этой группы. Физически носителями этих потребностей выступают отдельные индивиды, но свобода их деятельности существенно ограничена отношениями внутри группы, установленными в ней правилами поведения. В этой деятельности они проявляются как единый субъект с совпадающими потребностями, интересами и мотивами. Примером может служить, хорошо сыгранная спортивная команда или организованная преступная группа. Деятельность групп людей по достижению конкретной цели или удовлетворению потребности также может потребовать соответствующего обеспечения. Так, оркестр, зарабатывающий на жизнь путем осуществления концертной деятельности, нуждается в том, чтобы ктонибудь позаботился о заказе и своевременном предоставлении транспортных средств, бронировании гостиниц, продавал билеты на концерты, договаривался с администрацией концертных залов и т. д. Все это, вообще говоря, не имеет прямого отношения к творческой деятельности, которой занимаются дирижер и музыканты, но без этой вспомогательной деятельности оркестр был бы вынужден давать концерты на улице и соответственно существенно меньше зарабатывал.
Аналогичным образом можно рассматривать деятельность той или иной социальной общности, представляющей собой самодостаточную группу людей, способную собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. В той мере, в которой каждый индивид испытывает потребность в существовании, развитии и процветании данной общности и участвует в реализации возникающих в связи с этим интересов, можно полагать, что эта общность обладает потребностями и интересами. Примером обеспечения деятельности социальной общности могут служить известные из истории отношения между метрополией и колониями.
Особой разновидностью субъектов является государство, представляющее собой центральный институт политической системы общества. Его деятельность направлена на управление делами общества, и обусловливается потребностями и интересами людей, возглавляющих государство и имеющих возможность применять власть в целях удовлетворения этих потребностей и интересов. Обеспечение деятельности государства заключается в обеспечении деятельности людей, возглавляющих органы государственной власти, и возлагается на аппарат этих органов.
Обеспечение как средство деятельности, т. е. "то, чем обеспечивают когонибудь или чтонибудь", представляет собой совокупность материальных и духовных объектов, финансовых, правовых и организационных средств, которые повышают эффективность деятельности по достижению целей. Его конкретное содержание определяется предметной сферой обеспечения как вида деятельности. Так, для обеспечения концертной деятельности оркестра необходимы транспортные средства, средства связи, гостиницы, концертные залы и т. д.
Таким образом, обеспечение представляет собой совокупность деятельности по обеспечению, средств обеспечения и субъектов обеспечения.
Деятельность по обеспечению заключается в оказании помощи субъектам в достижении поставленных ими целей.
Средства обеспечения образуются совокупностью материальных, духовных, финансовых, правовых, организационных и технических средств, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению.
Субъектами обеспечения являются индивиды, организации и органы государства, осуществляющие деятельность по обеспечению.
Структура понятия "обеспечение" представлена на ристр. 2.1.
Обеспечение
Деятельность по обеспечению - оказание помощи субъектам в достижении поставленных ими целей Средства обеспечения - совокупность материальных, духовных, финансовых, правовых, организационных и технических средств осуществления деятельности по обеспечению Субъекты обеспечения - индивиды, организации, органы государства, осуществляющие деятельность по обеспечению
Ристр. 2.1. Структура понятия "обеспечение"
К числу важных принципов "обеспечения" относятся комплексность и системность. Комплексность проявляется как свойство "обеспечения" учитывать все условия и факторы, оказывающие существенное влияние на процесс достижения цели: объективных и субъективных, правовых и организационных. Системность проявляется как свойство согласованного использования для достижения цели всех имеющихся сил и средств.
Цель может заключаться в поддержании устойчивого развития общества, в достижении и сохранении высокого уровня благосостояния его членов. Тогда обеспечение достижения этой цели представляет собой соответствующее управление процессами общественного развития, если под ним понимать "командный механизм общественной системы" [83, стр. 232233]. Это обеспечение включает ряд функций государства, к числу наиболее важных из которых относят экономическую, социальную, развитие научнотехнического прогресса, культуры и искусства, охраны правопорядка и укрепления законности, экологическую, поддержание взаимовыгодной международной торговли и мира, укрепление обороноспособности [128, стр. 2936].
Цель может заключаться в исполнении государственного бюджета, принятого законодательной властью. Обеспечение достижения этой цели соответственно заключается в осуществлении органами исполнительной власти таких мероприятий, которые будут способствовать достижению основных параметров бюджета. Эта деятельность отнесена Конституцией Российской Федерации к одной из самых важных функций Правительства [Конституция Российской Федерации. 1993. Ст. 114 а).].
Цель может заключаться в автоматизации решения на предприятии некоторой задачи управления производством. Тогда ее обеспечение будет включать создание необходимой технической основы (техническое обеспечение), программ (программное обеспечение), систематизированных наборов данных (информационное обеспечение), языковых средств взаимодействия пользователя с техническими и программными средствами (лингвистическое обеспечение), набора нормативных документов, определяющих порядок взаимодействия с системой и поддержания ее работоспособности (нормативное обеспечение) [1].
Если в качестве предмета обеспечения выступает выполнение некоторым должностным лицом (в том числе государственным) возложенных на него обязанностей, то обеспечение будет заключаться в определении структуры необходимого аппарата, его кадровом наполнении, осуществлении определенной организационной, хозяйственной, информационноаналитической и другой необходимой деятельности.
2.2. Понятие "безопасность"
С рассматриваемой точки зрения "безопасность" является одним из возможных предметов обеспечения. Безопасность представляет собой сложное социальнополитическое явление и его изучением занимаются специалисты, работающие в различных отраслях знаний. Это отражается и в предлагаемых этими специалистами определениях понятия "безопасность". Как отмечает А. Г. Гыскэ, психологи раскрывают его как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненно важных потребностей и интересов людей; юристы - как систему установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; философы - как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости; политологи - как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства [73, стр. 21]. В законодательстве оно закреплено как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внешнего и внутреннего характера" [Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1993 г. Ст. 2.]. В политологии данное понятие трактуется как "состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативного воздействия различного рода" [62, стр. 47; 108, стр. 10].
На уровне обыденного сознания понятие "безопасность" определяется как "отсутствие опасности" [75, стр. 67], "состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности" [102, стр. 67]. В свою очередь понятие "опасность" означает "возможность, угрозу чегонибудь опасного, т. е. способного причинить какойнибудь вред, несчастье" [102, стр. 388], а понятие "угроза" - "возможную опасность, запугивание, обещание причинить комунибудь неприятность, зло" [102, стр. 716]. Таким образом, понятие "безопасность" трактуется как отсутствие угрозы комунибудь, чемунибудь. Аналогичным образом данное понятие раскрывается в справочной литературе - "ситуация, при которой кому или чемунибудь не существует угрозы со стороны кого или чеголибо, при этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности. Безопасность потенциальных жертв обеспечивается, когда конкретные жертвы парируют все существующие опасности, либо когда опасностей для них не существует" [2, стр. 56]. Исходя из этого, будем полагать, что "безопасность" есть невозможность нанесения вреда комунибудь или чемунибудь вследствие проявления угроз, т. е. их защищенность от угроз.
В структуре понятия "безопасность", представленной на ристр. 2.2, выделяются объект безопасности, угрозы этому объекту и обеспечение его безопасности от проявления угроз.
Безопасность
невозможность нанесения вреда объекту безопасности
Объект безопасности
то, чему не должен быть нанесён вред Угрозы объекту безопасности
проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред Обеспечение безопасности объекта
Деятельность по обеспечению безопасности объекта Средства обеспечения безопасности объекта Субъекты обеспечения безопасности объекта
Ристр. 2.2. Структура понятия "безопасность"
2.2.1. Объект безопасности
Объект безопасности - это то, что защищается от угроз.
Он во многом определяет содержание понятия "безопасность", обусловливая возможные угрозы и характеристики состояния защищенности от угроз. Безопасность объекта проявляется через безопасность его наиболее важных свойств или свойств структурных составляющих.
Объектом безопасности может быть вещь, например, автомашина, жилой дом, денежные знаки, акции, и тогда содержание "безопасности" будет заключаться в защищенности вещей от угроз противоправного изменения собственника, неправомерного владения, пользования и распоряжения, нанесения ущерба их потребительским свойствам вследствие преднамеренных или непреднамеренных действий других лиц, воздействия неблагоприятных природных факторов.
Объектом безопасности может быть некоторый биологический организм, например, домашние животные, растения, и тогда содержание "безопасности" будет заключаться в защищенности организма от угрозы наступления смерти вследствие действий других организмов, людей, погодных условий, недостатка питания.
Объектом безопасности может быть человек и тогда содержание "безопасности" будет заключаться в защищенности от угроз ему как живому организму и угроз ему как носителю определенных психических и духовных качеств, т. е. личности.
Объектом безопасности может быть общество. Оно представляет собой сложный социальный организм, сущность которого проявляется в различных свойствах. Оно может быть представлено в виде "общности людей на определенной территории, характеризующейся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни" [41, стр. 4], либо в виде "исторически развивающейся системы отношений между людьми, продукта взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности" [20, стр. 261]. Исходя из этого, в наиболее общем виде содержание его "безопасности" будет заключаться в защищенности от угроз его членов - людей и общества, проявляющегося в системе его социальных институтов и систем, включая государство как важный социальный институт легитимной власти. Как уже отмечалось, безопасность объекта характеризуется безопасностью его свойств. К числу таких свойств общества относится наличие различных сфер общественной жизни. Соответственно, в содержании национальной безопасности различают государственную, экономическую, общественную, оборонную, информационную, экологическую и иную безопасность [Закон Российской Федерации "О безопасности". Ст. 13.]. Государственная безопасность имеет своим объектом функции управления страной [2, стр. 58], экономическая безопасность - экономику общества [2, стр. 64], общественная безопасность - общественные институты [2, стр. 61], экологическая безопасность - окружающую среду и человека [2, стр. 64] и т. д.
2.2.2. Угрозы объекту безопасности
Необходимо отметить, что угроза объекту безопасности не является чемто, существующим самостоятельно. Она суть либо проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред его функционированию и свойствам, либо подобное проявление взаимодействия подсистем и элементов самого объекта безопасности.
В государственно организованном обществе в качестве основных объектов безопасности выделяются человек, общество и государство.
Угрозы человеку как объекту безопасности возникают вследствие его взаимодействия с другими людьми, с институтами общества, с государством, с окружающей средой. Это взаимодействие составляет обязательное условие его жизнедеятельности, вне которого он существовать не может. В то же время взаимодействие с этими объектами может оказать негативное воздействие на существование человека. Он может стать жертвой действий других людей, быть изолирован от общества или лишен жизни, заболеть вследствие неблагоприятного воздействия природных факторов или загрязнения окружающей среды. Данные действия и факторы составляют основное содержание угроз человеку, источниками которых являются другие люди, окружающая среда, а также состояние организма самого человека.
Угрозы обществу могут возникать как вследствие его взаимодействия с природой, другими обществами, так и вследствие взаимодействия различных социальных групп и индивидов. Реализация угроз проявляется в виде вреда территории, на которой происходит консолидация образующих общество социальных связей, вреда общественным отношениям, создающим условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов, их самоутверждения и самореализации, вреда способности общества к воспроизводству социальных взаимодействий, поддержания этого воспроизводства в процессе эволюционного развития.
Угрозы государству могут возникать вследствие взаимодействия, прежде всего, с другими государствами и социальными группами. Это взаимодействие может способствовать укреплению органов государственной власти, исполнению ими функций управления делами общества, а может ослаблять эти органы, затруднять выполнение ими возложенных на них функций. Так, длительное время наиболее опасной угрозой безопасности многих государств мира являлась возможность развязывания третьей мировой войны, возникшая как проявление взаимодействия наиболее развитых стран Запада и СССР. В современных условиях наиболее опасной угрозой безопасности государств является международный терроризм, сепаратизм и организованная преступность. Опасность этих угроз для развития государств, составляющих международное сообщество, неоднократно отмечалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Такая оценка данных угроз для развития Российской Федерации нашла свое отражение в Концепции национальной безопасности. Угрозы безопасности государства могут порождаться в процессе его взаимодействия с некоторыми социальными группами и организациями (криминальные структуры, националистические и некоторые религиозные организации), имеющими интересы, противоположные государственным. Реализация этих интересов может привести к возрастанию социальной напряженности в обществе, усложнению решаемых государством задач управления делами общества, уменьшению его возможностей по решению этих задач.
2.2.3. Обеспечение безопасности объекта
Обеспечение безопасности объекта - это совокупность деятельности по обеспечению, средств обеспечения и субъектов обеспечения безопасности.
Оно является той компонентой, в рамках которой собственно и достигается безопасность объекта.
Социальная важность обеспечения безопасности нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации, в которой "безопасность" закреплена в качестве отдельного предмета ведения федеративного государства, а определение основных направлений государственной политики в этой области возложено на Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляемый Президентом [Конституция Российской Федерации. 1993. Ст. 71 м), ст. 83 ж).]. Проблематике безопасности было посвящено одно из ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. В нем отмечалось, что "россияне вместе со всем человечеством должны разгадать вызовы будущего, принять упреждающие меры против возможных катастроф. Безопасность личности, безопасность семьи, национальная безопасность, состыкованные с региональной и всеобщей коллективной безопасностью, - вот путь развития России в ХХI веке" [Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 1996.].
Важно подчеркнуть, что обеспечение безопасности всегда носит вспомогательный характер, создавая условия для достижения основных целей существования объекта безопасности. Так, обеспечение безопасности государства, его территориальной целостности, суверенитета и независимости имеет смысл только тогда, когда существует общество, делами которого управляет государство. Социальная значимость этого обеспечения определяется тем, что без него невозможно создать необходимые условия для развития общества в соответствии с его потребностями и интересами.
Обеспечение безопасности объекта основывается на использовании субъектами обеспечения значительных материальных, духовных, финансовых, правовых и организационных средств. Эти средства должны соответствовать опасности угроз и быть достаточны для надежной защиты объекта.
2.3. Понятие "информационная безопасность"
Безопасность проявляется как невозможность нанесения вреда функционированию и свойствам объекта, либо его структурных составляющих. Это положение служит методологическим основанием для выделения видов безопасности. Одной из важных структурных составляющих многих объектов безопасности является информация или деятельность, предметом которой является информация. Наличие угроз этим объектам позволяет говорить об их информационной безопасности - безопасности их "информационного измерения".
Свое "информационное измерение" имеет человек, в существовании которого информация имеет такое же важное значение как пища, воздух, вода. Она обусловливает не только возможность его адаптации как биологического существа к условиям внешней среды, что само по себе немаловажно, но обусловливает и возникновение его социальных потребностей, возможность его социальной адаптации, развития личности, самореализации и самоутверждения. Информация является основным средством взаимодействия человека с другими людьми, без которого решение перечисленных задач не представляется возможным. Посредством информации осуществляется процесс воспитания, образования, с ее помощью происходит овладение трудовыми навыками, формируется представление человека о возможных способах удовлетворения нужд, потребностей и реализации интересов, осуществляется мотивация его деятельности, а также в определенной мере и сама деятельность.
Нанесение вреда информации, способности человека ее воспринимать и осмысливать имеет следствием ущерб человеку как социальному и биологическому существу, существенно снижает возможность его выживания в реальном мире. Исходя из этого, информационная безопасность человека заключается в невозможности нанесения вреда ему как личности, социальная деятельность которой во многом базируется на осмыслении получаемой информации, информационных взаимодействиях с другими индивидами и часто имеет информацию в качестве предмета деятельности.
Свое "информационное измерение" имеет общество, представляющее собой сложный вид организации социальной жизни. Оно обладает механизмами саморегуляции, которые позволяют поддерживать его целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять их логике поведение основной массы населения, воспроизводить единую ткань многообразных социальных взаимодействий [112, стр. 507]. Основу социальных взаимодействий составляют преднамеренные, целенаправленные поведенческие акты, ориентированные на других индивидов, их возможные ответные действия [88, стр. 120]. Эти действия достаточно часто совершаются в форме социальной, точнее, информационной коммуникации, основу которой составляет обмен сведениями с помощью сообщений. Так, практически невозможно договориться о какой бы то ни было совместной деятельности, если участвующие в ней не знают ее целей, способов их достижения, плана, по которому предполагается организовать эту деятельность, задачу каждого участника и т. д. Необходимый уровень информированности может быть достигнут только в том случае, если организатор данной деятельности составит ее замысел, план реализации, доведет эти сведения до каждого, выяснит вопросы, которые возникли у участников, ответит на них и убедится, что все правильно понимают этот замысел и план. Трудно переоценить роль информации в функционировании духовной сферы общества, в формировании и распространении культуры, представляющей собой характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий, ценности, нормы, традиции, критерии, оценки, регулирующие взаимодействие между людьми [144, стр. 330]. Основой духовной сферы является информационная коммуникация. Информационная коммуникация осуществляется через среду распространения информации, которая в современном обществе принимает форму информационной инфраструктуры. Нанесение вреда этой инфраструктуре, передаваемым сообщениям и содержащимся в них сведениям может привести к нарушению целостности общества, деятельности его институтов, разрушению основ его существования. Исходя из этого, информационная безопасность общества заключается в невозможности нанесения вреда его духовной сфере, культурным ценностям, социальным регуляторам поведения людей, информационной инфраструктуре и передаваемым с ее помощью сообщениям.
"Информационное измерение" государства определяется информационным наполнением его деятельности. Эта деятельность с содержательной точки зрения заключается в выполнении функций государства, например, таких как обеспечение безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан. "Информационное" наполнение деятельности государства определяется деятельностью его органов, с одной стороны, по управлению делами общества, стимулированию развития информационной инфраструктуры и информационной деятельности граждан, защите их прав и свобод в этой области, а с другой - по обеспечению законных ограничений на доступ к информации, несанкционированное раскрытие которой может нанести ущерб интересам личности, общества и государства.
Нанесение вреда этой деятельности органов государства способно существенно снизить его возможности по выполнению государственных функций. Так, безнаказанное нарушение тайны переговоров, личной и семейной тайны подрывает доверие граждан к государству, уменьшает социальную поддержку его деятельности; блокирование команд на боевое использование сил и средств ведения вооруженной борьбы лишает государство возможности отражения внешней агрессии; подделка таможенных деклараций - лишает его возможности противостоять угрозам экономике общества. Таким образом, информационная безопасность государства заключается в невозможности нанесения вреда деятельности государства по выполнению функций управления делами общества, предметом которой выступает информация и информационная инфраструктура общества.
Человек, общество и государство не являются единственно возможными объектами безопасности, обладающими своим "информационным измерением". Объектом информационной безопасности может выступать сама информация. В этом случае содержание "информационной безопасности" будет заключаться в защищенности информации от угроз. Такая постановка вопроса характерна как для социальных систем, так и для технических систем.
В жизни человека существует немало случаев, распространение информации о которых может негативным образом сказаться на его социальном статусе, других условиях его жизни. Аналогичным образом, при осуществлении коммерческой деятельности возникает информация, известность которой другим участникам рынка может существенно снизить доходность этой деятельности. В деятельности государства порождается информация, раскрытие которой может снизить эффективность проводимой политики. Подобная информация закрывается и устанавливаемый режим ее использования призван предупредить возможность несанкционированного ознакомления с ней. В этом случае объектом безопасности выступает режим доступа к информации, а информационная безопасность заключается в невозможности нарушения этого режима. Примером могут служить информационнотелекоммуникационные системы и средства связи, предназначенные для обработки и передачи сведений, составляющих государственную тайну. Основным объектом безопасности в них является режим доступа к секретной информации. Информационная безопасность таких систем заключается в защищенности этой информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения и других действий, которые должны происходить только в соответствии с порядком, установленным владельцем этих сведений.
Объектом информационной безопасности может быть коммерческое предприятие. Тогда содержание "информационной безопасности" будет заключаться в защищенности интересов собственника данного предприятия, удовлетворяемых с помощью информации, либо связанных с защитой от несанкционированного доступа тех сведений, которые представляются собственнику достаточно важными. Интересы проявляются через объекты, способные служить для их удовлетворения, и действия, предпринимаемые для обладания этими объектами. Соответственно интересы как объект безопасности могут быть представлены совокупностью информации, способной удовлетворять интерес собственника, и его действий, направленных на овладение информацией или сокрытие информации. Эти составляющие объекта информационной безопасности и защищаются от внешних и внутренних угроз. В случае, когда собственник предприятия не видит необходимости в защите своих действий, например, в связи с тем, что это не окупается, содержание информационной безопасности предприятия может быть сведено к защищенности конкретной информации, раскрытие которой может принести заметный ущерб коммерческой деятельности. Подобную информацию обычно относят к коммерческой тайне.
Объектом информационной безопасности в определенных случаях может быть информационная система. Тогда под информационной безопасностью будет пониматься "защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры" [55, стр. 411]. Вследствие этого правильный с методологической точки зрения подход к проблемам обеспечения информационной безопасности должен начинаться с выявления субъектов отношений, связанных с использованием информационных систем. Спектр их интересов может быть разделен "на следующие основные категории: доступность (возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу), целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения), конфиденциальность (защита от несанкционированного ознакомления)" [55].
Исходя из изложенного, в наиболее общем виде информационная безопасность может быть определена как невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой. Структура данного понятия приведена на ристр. 2.3.
Информационная безопасность
невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, обуславливаемым информацией и информационной инфраструктурой (защищенность от угроз)
Объект информационной безопасности
свойства объекта безопасности, обуславливаемые информацией и информационной инфраструктурой Угрозы объекту информационной безопасности Обеспечение информационной безопасности
Деятельность по обеспечению информационной безопасности (по недопущению вреда объекту информационной безопасности) Средства осуществления деятельности по обеспечению информационной безопасности Субъекты обеспечения информационной безопасности
Ристр. 2.3. Структура понятия "информационная безопасность"
2.4. Обеспечение информационной безопасности
Анализ материалов главы позволяет сформулировать следующее определение: обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой, а также средств и субъектов этой деятельности.
Понятие "обеспечение информационной безопасности" охватывает широкий круг явлений жизни и деятельности человека, материальной, политической, экономической, духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества и функционирования государства. Эти явления исследуются в различных отраслях научного знания. Так, процессы производства и потребления информации человеком, воздействия информации на его психическую деятельность и методы предотвращения вредных информационных воздействий изучаются в психологии, биологии, философии. Роль и место информации, информационной инфраструктуры в жизнедеятельности общества и государства, методы защиты от угроз этой составляющей общественной жизни изучаются в социологии, политологии, культурологии, юридических и технических науках, криптографии.
Одним из важных объектов таких исследований является деятельность государства по защите национальных интересов, связанных с информацией и информационной инфраструктурой, от угроз, осуществляемая с использованием правовых средств. Это обусловлено двумя основными факторами. Вопервых, государство не просто управляет делами общества, но и, являясь активным субъектом политической жизни, участвует в определении цели общественного развития, вырабатывает государственную политику, направленную на достижение этих целей, и использует все имеющиеся у него возможности по реализации этой политики, оказывая управляющие воздействия на общество, в том числе и с помощью средств права. При этом право оказывает определенное воздействие на государство, определяя границы и порядок осуществления его деятельности по обеспечению информационной безопасности, выделяемые для этого средства. Без раскрытия закономерностей развития отношений между государством и правом в этой области выработать обоснованную политику обеспечения информационной безопасности весьма затруднительно. Вовторых, реализация общественных и, прежде всего, национальных интересов в современном мире является основной целью деятельности государства по управлению делами общества. Национальные интересы оказывают решающее влияние на государственную политику, методы и средства ее реализации. Нанесение вреда национальным интересам может иметь самые серьезные социальные, экономические и политические последствия, способные изменить условия существования нации, а в ряде случаев и привести к ее разрушению.
Право представляет собой эффективное средство воздействия на общество и составляющих его индивидов. Оно используется для реализации государственной политики, выступает в качестве одного из ее направлений. Право проявляется в виде системы обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушения, а также правовых отношений, которые возникают вследствие применения правовых норм. В связи с этим для раскрытия закономерностей взаимодействия государства и права в области обеспечения информационной безопасности национальных интересов представляется важным раскрыть:
● содержание национальных интересов, выделив их составляющие, которые могут быть объектом угроз;
● механизм воздействия угроз на эти составляющие национальных интересов;
● составляющие, на которые может быть оказано правовое воздействие с целью защиты национальных интересов от угроз;
● роль и место правовых средств среди других средств воздействия государства на общество, используемых для защиты от угроз;
● множество субъектов обеспечения информационной безопасности, которые участвуют в реализации государственной политики, в том числе и посредством правотворчества и правоприменительной практики.
Решение этой задачи составляет цель настоящего исследования.
Являясь видом обеспечения безопасности, обеспечение информационной безопасности обладает сложной структурой, включающей объект безопасности, угрозы объекту безопасности, деятельность по защите объекта безопасности от угроз, средства и субъекты этой деятельности.
Объектом настоящего исследования является обеспечение информационной безопасности, а предметом - складывающиеся в связи с этим отношения между индивидом, обществом и государством.
Методология исследования образуется системой методов, используемых для познания предмета, и включает метод системного анализа, метод логического вывода, сравнительный метод, эмпирикосоциологический метод, деятельностный метод и некоторые другие.
Выводы
Изложенное в настоящей главе позволяет сделать следующие основные выводы.
а. Обеспечение представляет собой совокупность деятельности по обеспечению, средств обеспечения и субъектов обеспечения.
Деятельность по обеспечению заключается в оказании помощи субъектам в достижении поставленных ими целей. Средства обеспечения образуются совокупностью материальных, духовных, финансовых, правовых, организационных и технических средств, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению. Субъектами обеспечения являются индивиды, организации и органы государства, осуществляющие деятельность по обеспечению.
б. Безопасность есть невозможность нанесения вреда комунибудь или чемунибудь вследствие проявления угроз, т. е. их защищенность от угроз. В структуре данного понятия выделяются объект безопасности, угрозы этому объекту и обеспечение его безопасности от проявления угроз. Объект безопасности - это то, что защищается от угроз. Угроза безопасности представляет собой либо проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред его функционированию и свойствам, либо подобное проявление взаимодействия подсистем и элементов самого объекта безопасности. Обеспечение безопасности объекта образуется совокупностью деятельности по обеспечению, средств и субъектов обеспечения безопасности.
в. Информационная безопасность представляет собой невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой.
г. Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым информацией и информационной инфраструктурой, а также средств и субъектов этой деятельности.
д. Структура понятия "информационная безопасность" включает объект информационной безопасности, угрозы объекту информационной безопасности, деятельность по защите объекта информационной безопасности от угроз, средства и субъекты обеспечения информационной безопасности.
Глава 3. Национальные интересы в информационной
Глава 3. Национальные интересы в информационной сфере как объект информационной безопасности
Среди объектов информационной безопасности особое место принадлежит национальным интересам в информационной сфере. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, национальные интересы все чаще становятся доминантой политики государства, отражая "наиболее важные потребности и желания нации" [61, стр. 15], а с другой - в условиях глобализации жизни человеческого общества национальные интересы во все большей степени связаны с информацией, информационной инфраструктурой, другими составляющими информационной сферы.
Понятие "национальные интересы в информационной сфере" является сложным по структуре, поскольку охватывает явления, имеющие отношение:
● к нации как особой социальной общности;
● к интересам как побудительной основе деятельности субъектов;
● к информационной сфере как области деятельности индивидов, связанной с производством и потреблением информации, информационным обменом, созданием и использованием информационных систем, средств автоматизации, телекоммуникации и связи.
Для того чтобы определить содержание понятия "национальные интересы", представляется важным ответить на два основных вопроса. Что есть нация и чем она отличается от других типов социальной общности? В чем заключаются интересы личности, общества и

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100