Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Охрана земель в Российской федерации: практическое пособие


 


Содержание работы:

1. Цели охраны земель

Конституция РФ в главе 1, определяющей основы конституционного строя Российской Федерации, в специальной статье установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Поэтому одним из основных принципов земельного законодательства, закрепленных в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Отношения по охране земель традиционно являются важнейшей составной частью земельных отношений, регулируемых земельным законодательством (см. ст. 3 Кодекса). В ЗК 1991 г. содержался специальный раздел, посвященный охране земель (IX), многие нормы которого включены и в Кодекстр.
Отметим, что с точки зрения законодательной техники по сравнению с ЗК 1991 г. Кодекс является более совершенным. Например, ст. 100 ЗК 1991 г., посвященная целям и задачам охраны земель, включала также определение понятия "охрана земель". Одновременно в другой статье ЗК 1991 г. раскрывал содержание охраны земель (ст. 101). Таким образом возникало очевидное логическое противоречие: дать определение любому понятию можно, лишь отразив в этом определении содержание соответствующего понятия. В ЗК 1991 г. это сделать не удалось.
В Кодексе четко определены цели (ст. 12) и содержание (ст. 13) охраны земли. Законодатель в этом случае не стал предпринимать попыток дать обобщающее определение понятия "охрана земли" в отдельной нормедефиниции, поскольку содержание данного понятия подробно раскрывается в нормах ст. 13 Кодекса.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (см. п. 1 ст. 12 Кодекса).
Обеспечение охраны природных ресурсов и особенно земли в наши дни находится в ряду важнейших задач государства и общества. Не случайно Концепция национальной безопасности Российской Федерации *(1) среди важнейших задач обеспечения национальной безопасности России называет обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика изза преимущественного развития топливноэнергетических отраслей промышленности, недостаточно развитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит: борьбу с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; борьбу с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; рациональное использование природных ресурсов. Поскольку решение проблем экологической безопасности требует значительного ресурсообеспечения, постольку необходимо осуществление стабильного финансирования, источники которого должны закладываться в бюджеты всех уровней.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с охраной земель, является Кодекстр. Данные отношения регламентируются также другими актами законодательства - федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Бережное отношение к природным ресурсам и важнейшему из них - земле - обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательством. Один из важнейших федеральных законов, регламентирующих природоохранные отношения, - ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" *(2).
К отношениям по охране недр, вод, лесов, животного мира и других природных ресурсов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов России применяются акты других отраслей законодательства, названных в п. 2 ст. 2 Кодекса. В случаях, когда те или иные отношения в области охраны земель не урегулированы в земельном законодательстве, к соответствующим земельным отношениям применяются нормы указанных отраслей законодательства (см. п. 1, 2 ст. 3 Кодекса). Речь идет, например, о правилах охраны и защиты лесов от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защиты от вредных организмов, установленных статьями гл. 3 нового ЛК РФ.
Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 Кодекса).
Приведенные нормы имеют целеполагающее значение для нормотворческой и правореализационной деятельности в области охраны земель. Сформулированные здесь цели охраны земель в основном совпадают с целями, установленными еще ЗК 1991 г., что свидетельствует о стабильности политики российского государства в данной сфере.
Цели охраны земель имеют двуединый характер: они ориентируют участников земельных отношений, с одной стороны, на превентивные меры, направленные на недопущение вредных воздействий хозяйственной деятельности на земельные ресурсы; с другой - на обязательные, быстрые и эффективные действия, обеспечивающие устранение последствий негативного воздействия на земельные ресурсы в случаях, когда такое воздействие все же было допущено.
Достижению целей, установленных в ст. 12, служат практически все правовые нормы ст. 13, 14, а также многих других статей Кодекса. На реализацию указанных целей направлены нормы и иных, в том числе подзаконных, правовых актов. Например, действуют Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурнобытового обслуживания населения *(3), о чем подробнее будет сказано ниже.

2. Содержание охраны земель

Статья 13 Кодекса, определяющая содержание охраны земель, восприняла некоторые правовые нормы и отдельные принципы, установленные в ст. 101103, 105, 106 ЗК 1991 г., что свидетельствует о преемственности правового регулирования данной сферы отношений. В то же время данная статья содержит новеллы, отражающие особенности современного подхода к охране земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Таким образом п. 1 ст. 13 конкретизирует цели охраны земель, определенные в п. 2 ст. 12 Кодекса, путем установления юридических обязанностей соответствующих участников земельных отношений. Поскольку в данном случае законодателем использован императивный метод правового регулирования, постольку неисполнение перечисленных в подп. 17 п. 1 ст. 13 Кодекса обязанностей лицами, которым адресованы данные правовые нормы, в определенных случаях может служить основанием юридической ответственности по правилам ст. 7476 Кодекса.
В то же время следует иметь в виду, что носители указанных в п. 1 ст. 13 обязанностей перечислены в первом абзаце данного пункта исчерпывающим образом. Поэтому указанную правовую норму нельзя толковать расширительно. Исходя из буквального толкования можно утверждать, что действие данной нормы распространяется лишь на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (нормативные определения каждого из указанных участников земельных отношений содержатся в п. 3 ст. 5 Кодекса). В связи с этим установленные в п. 1 ст. 13 юридические обязанности не могут быть возложены, например, на обладателей сервитутов.
При реализации положений п. 1 ст. 13 Кодекса необходимо применять также нормы иных федеральных законов, например, ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" *(4), ФЗ от 16.07.1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" *(5), ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" *(6), ФЗ от 10.01.1996 г. "О мелиорации земель" *(7) и др., а также подзаконных нормативных правовых актов.
Пункт 2 ст. 13 Кодекса определяет виды программ охраны земель и основные параметры содержания указанных документов. Это объясняется тем, что для повышения эффективности природоохранной деятельности требуются неотложные меры, включая принятие законодательных актов, обеспечивающих юридические основы экологической безопасности, организационные и административные меры, направленные на совершенствование управления природоохранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разрабатываемых на федеральном, региональном и местном уровнях.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
С учетом Экологической доктрины Российской Федерации *(8) программы охраны земель определяют перечни конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели. В них должны учитываться особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия соответствующего региона. Система организации контроля за исполнением программ устанавливается в соответствии с действующим порядком их реализации.
Федеральные программы могут быть целиком посвящены конкретным мероприятиям по охране земель или включать эти вопросы как частные при решении более масштабной экологической задачи, например, в определенном регионе. Как правило, программы второго вида содержат подпрограммы, предусматривающие и мероприятия в области охраны земель.
Конкретные мероприятия федеральных программ детализируются в региональных целевых программах и проектах, утверждаемых органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с государственным заказчикомкоординатором и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Эффективность намеченных мероприятий рассматривается и обосновывается в конкретных проектах с учетом реальной социальноэкономической обстановки в том или ином регионе.
Эффективность мероприятий, предусмотренных программами, и состояния земель оцениваются с учетом экологической экспертизы, а также санитарногигиенических и иных норм и требований.
В соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 13 Кодекса оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарногигиенических и иных норм и требований.
Напомним, что экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 ФЗ от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе" *(9)). Указанный Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" и состоит из ФЗ от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Экологическая экспертиза основывается на принципах: 1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2) обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; 3) комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; 4) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; 5) достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; 6) независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; 7) научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; 8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; 9) ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Видами экологической экспертизы являются государственная и общественная экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней перечислены соответственно в ст. 11 и 12 указанного Федерального закона.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен в ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" и конкретизирован в Регламенте проведения государственной экологической экспертизы *(10).
Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 и 12 указанного Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей такой экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы *(11).
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих указанным выше требованиям.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать шести месяцев.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со ст. 7, 8, 15, 16 и 17 ФЗ "Об экологической экспертизе", а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Результатом проведения такой экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям ст. 18 этого Федерального закона.
Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном ФЗ "Об экологической экспертизе" порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе";
знакомиться с нормативнотехнической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Условия проведения общественной экологической экспертизы предусмотрены в ст. 23 ФЗ "Об экологической экспертизе". Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Орган местного самоуправления в 7дневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть указаны наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.
Санитарногигиенические нормы и требования устанавливаются санитарным законодательством Российской Федерации, включающим ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" *(12), а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов. Например, постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554 было утверждено Положение о государственном санитарноэпидемиологическом нормировании *(13).
Основные санитарноэпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека установлены статьями гл. III ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения". К ним относятся, в частности, требования к: планировке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12); водным объектам (ст. 18); питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (ст. 19); атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (ст. 20); почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок (ст. 21); сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления (ст. 22); жилым помещениям (ст. 23); эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24). Указанные требования конкретизируются в правительственных и ведомственных нормативноправовых актах.
Программы мелиорации земли, повышения плодородия почв, а также предлагаемые к внедрению новые технологии должны соответствовать предусмотренным законодательством экологическим, санитарногигиеническим и иным требованиям. В противном случае осуществление таких программ и внедрение новых технологий запрещены императивной нормой п. 3 ст. 13 Кодекса. Следует отметить, что норма сформулирована не вполне конкретно: не раскрыто содержание понятия "иные требования". На наш взгляд, подобных нечетких формулировок в нормотворческой деятельности следует избегать. Ведь именно сформулированные подобным образом правовые нормы неоправданно расширяют границы административного усмотрения в правоприменительной деятельности и вряд ли реально способствуют достижению целей охраны земель.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Кодекса при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Подобное правило прежде содержалось в ст. 101 ЗК 1991 г. Для целей охраны земель оно имеет важное практическое значение. В случаях производства названных в п. 4 ст. 13 работ верхний, плодородный слой почвы должен сохраняться и использоваться в соответствии с целью, установленной в данной норме. Это должно способствовать бережному отношению к плодородному слою почвы, не допускать его порчи или уничтожения и одновременно содействовать улучшению малопродуктивных земель. В конечном итоге оно должно служить достижению целей охраны земель, перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 12 Кодекса.
Требование о снятии плодородного слоя почвы, действующее на протяжении уже многих лет, получило конкретизацию в ряде нормативных актов, специально регулирующих отношения, возникающие по поводу охраны земель. К числу таких актов относится, например, приказ Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" *(14).
Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования (см. п. 5 ст. 13 Кодекса).
Предельно допустимые концентрации - один из экологических нормативов, определяющий критерии качества компонентов окружающей природной среды.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, устанавливаются для оценки ее состояния в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. С учетом природноклиматических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий. Нормативы совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Помимо п. 5 ст. 13 Кодекса правовую основу нормирования предельно допустимых концентраций составляют ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", и другие, в том числе подзаконные, нормативные правовые акты. К таким актам относится, например, постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554, которым утверждено Положение о государственном санитарноэпидемиологическом нормировании *(15), постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.12.2005 г. N 31, которым утверждены Гигиенические нормативы ГН2.1.7.203305 "Предельно допустимая концентрация (ПДК)О(1,2,2триметилпропил) метилфторфосфоната (зомана) в почве территорий санитарнозащитных зон и зон защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия" и др. *(16).
Согласно п. 6 ст. 13 Кодекса, в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.
Консервация земель представляет собой их временное исключение из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие. Консервация направлена также на реабилитацию территорий, подвергшихся загрязнению.
Долгое время соответствующие отношения регулировались Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 5.08.1992 г. N 555 *(17). На основании бланкетной нормы п. 6 ст. 13 Кодекса постановлением Правительства РФ от 2.10.2002 г. N 830 был утвержден новый правовой акт - Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота *(18), одновременно с принятием которого утратило силу Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ N 555.
Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота установило порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.
В настоящее время допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека. Имеются в виду, в частности, земли:
а) подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвеннорастительным покровом;
б) имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
в) загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (или его территориальными органами) с участием Минприроды РФ, Минздрава РФ (или их территориальных органов) и Минсельхоза РФ в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.
Специальные (почвенные, геоботанические, агрохимические и др.) обследования проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по утверждаемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.
Предложения по консервации земель должны включать:
а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании, подготовленное Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (или его территориальными органами) с участием Минприроды РФ, Минздрава РФ (или их территориальных органов) и Минсельхоза РФ;
б) карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков);
в) предложения об участии собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий;
г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель.
Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.
Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
После завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (или его территориальные органы) во взаимодействии с Минприроды РФ, Минздравом РФ (или их территориальными органами) и Минсельхозом РФ на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.
Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 13 Кодекса).
Для сравнения заметим, что согласно ЗК 1991 г. содержание охраны земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными сезонными пастбищами, определялось соответствующими Советами народных депутатов. Кодекс регулирует данные отношения с позиций усиления государственного воздействия на процессы, связанные с охраной земель.
К числу федеральных законов, на основе которых субъекты Российской Федерации должны осуществлять регулирование соответствующих отношений, следует отнести прежде всего Кодекс, а также ФЗ от 30.04.1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" *(19), ФЗ от 7.05.2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" *(20), другие федеральные законы.
Среди федеральных нормативных правовых актов, не являющихся федеральными законами, названных в п. 7 ст. 13 Кодекса, важную роль играют постановления Правительства РФ, в частности, упоминавшееся выше Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2.10.2002 г. N 830.
Действуют также нормы законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся земли, указанные в п. 7 ст. 13 Кодекса. Например, в Республике Саха (Якутия) были приняты закон от 25.06.1997 г. "Об оленеводстве", Положение о порядке заключения договоров на специальные платежи за предоставляемые в пользование участки недр на территориях, используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, утвержденное постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 3.12.1996 г. В Иркутской области принят закон от 3.10.1997 г. "О территориях традиционного природопользования в Иркутской области". На территории Корякского автономного округа применяется закон от 23.05.1997 г. "О территориях традиционного природопользования к Корякском автономном округе". В ЯмалоНенецком автономном округе приняты законы от 14.10.1997 г. "Об особо охраняемых природных территориях ЯмалоНенецкого автономного округа" и от 14.10.1997 г. "О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории ЯмалоНенецкого автономного округа".
Действие норм, устанавливающих обязанности участников земельных отношений в сфере рационального использования и охраны земель, подкрепляется не только мерами юридической ответственности за неисполнение указанных обязанностей, предусмотренными ст. 7476 Кодекса. В соответствии с п. 8 ст. 13 Кодекса в целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Меры экономического стимулирования добросовестных участников земельных отношений были известны и ЗК 1991 г. (см. ст. 105, 106). Однако в настоящее время Кодекс не определяет конкретные виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель, а отсылает к бюджетному законодательству и законодательству о налогах и сборах.
Бюджетное законодательство - отрасль законодательства, регулирующая бюджетные правоотношения, которая включает Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений установлена ст. 79 БК РФ. Правовые основания для принятия конкретных мер экономического стимулирования предусмотрены БК РФ.
Законодательство о налогах и сборах - отрасль законодательства, включающая нормативные правовые акты, регулирующие властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
К условиям для совершения конкретных действий в области экономического стимулирования участников земельных отношений, обеспечиваемым НК РФ, можно отнести, например, возможность установления и использования льгот по налогам и сборам (ст. 56), регулирование порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (ст. 63, 64), налогового кредита (так, одним из оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение организацией технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами - ст. 67) и др.
Меры экономического стимулирования предусмотрены также частью второй НК РФ, например, при исчислении и уплате земельного налога. В Приложении N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, утвержденном приказом Минфина РФ от 19.05.2005 г. N 66н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" *(21), приведены наименования льгот по земельному налогу и основания их предоставления в соответствии с НК РФ. См. также ст. 65 Кодекса.

3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному
и химическому загрязнению

Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (см. п. 1 ст. 14 Кодекса).
В ЗК 1991 г. содержалось правило о том, что в случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации предусматривается консервация таких земель (ст. 101). Остальные положения ст. 14 Кодекса аналогов в ЗК 1991 г. не имеют.
Следует обратить внимание на то, что п. 1 ст. 14 Кодекса устанавливает два обязательных и одно факультативное правовые последствия на случай, если определенная территория подверглась радиоактивному и химическому загрязнению и на ней не обеспечивается производство экологически качественной продукции. Обязательные последствия, которые наступают в таком случае, это: а) ограничение использования загрязненных земель и б) исключение их из категории земель сельскохозяйственного назначения. В необходимых случаях может быть применено и последствие, не являющееся обязательным в силу закона, - перевод загрязненных земель в земли запаса для их консервации (о землях запаса см. ст. 103 Кодекса).
Императивная норма последнего предложения п. 1 ст. 14 категорически запрещает производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на загрязненных землях. Нарушение данного запрета влечет возникновение правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст. 7476 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 14 Кодекса, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурнобытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Оценка характера и уровня радиоактивного и химического загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного таким загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством в области санитарноэпидемиологического благополучия населения *(22), радиационной безопасности и охраны окружающей среды.
Общие правила нормирования в области охраны окружающей среды определяются ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" *(23). Согласно ст. 19 указанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется в соответствии с ФЗ от 9.01.1996 г. "О радиационной безопасности населения" *(24).
При регулировании отношений по поводу установления порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения объектов на загрязненных землях и проведения на таких землях мелиоративных и культуртехнических работ Правительство РФ, в силу требования п. 2 ст. 14 Кодекса, обязано руководствоваться нормативами предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем (см. ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды").
В соответствии с требованием п. 2 ст. 14 Кодекса постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N 112 утверждены Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурнобытового обслуживания населения *(25).
Правила определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурнобытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.
Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:
переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;
используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.
С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социальногигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.
Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.
На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурнобытового обслуживания населения.
В целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы.
После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарногигиенических, природоохранных нормативов и правил.
В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии с ФЗ от 10.07.2001 г. "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" *(26). Положение о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 г. N 421 *(27). Положение о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 22.09.2003 г. N 588 *(28).
В соответствии с п. 3 ст. 14 Кодекса лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
Иными словами, установлен принцип полного возмещения убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшения их качества. Следует обратить внимание на то, что редакция данного пункта, действующая с 1.01.2010 г., более не упоминает об обязанности возмещения указанными лицами помимо убытков также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (см. также ст. 57, 58 Кодекса).
Возмещение убытков осуществляется по правилам ст. 57 Кодекса. Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц утверждены постановлением Правительства РФ от 7.05.2003 г. N 262 *(29). Кроме того, приказами Роскомзема от 10.11.1993 г. и Минприроды РФ 18.11.1993 г. был утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами *(30), который устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли, независимо от их местоположения и форм собственности.
Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с Минэкономразвития РФ и Минимуществом РФ.
Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.
Помимо возмещения названных убытков лица, деятельность которых повлекла указанные в п. 3 ст. 14 Кодекса последствия, обязаны: а) компенсировать затраты, связанные с дезактивацией загрязненных земель, с приведением их в состояние, пригодное для использования по целевому назначения, или б) возместить собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость. При этом возмещение стоимости земельных участков, как следует из буквального толкования нормы, осуществляется только в случае перевода соответствующих загрязненных земель в земли запаса для консервации.
Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в п. 3 ст. 14 Кодекса, могут быть граждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.

М.Ю. Тихомиров,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) СЗ РФ, 1997, N 52, ст. 5909; 2000, N 2, ст. 170.
*(2) СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ч. I, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213.
*(3) Утверждены постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N 112 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 866).
*(4) СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ч. I, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213.
*(5) СЗ РФ, 1998, N 29, ст. 3399; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607.
*(6) СЗ РФ, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ч. I, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 1, ч. I, ст. 21, 29; N 27, ст. 3213.
*(7) СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 142; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213.
*(8) Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. N 1225р (СЗ РФ, 2002, N 36, ст. 3510).
*(9) СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556; 1998, N 16, ст. 1800; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5279; N 52, ч. I, ст. 5498.
*(10) Утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 г. N 280.
*(11) Положение о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации было утверждено приказом Госкомэкологии РФ от 22.04.1998 г. N 238 (БНА, 1998, N 13).
*(12) СЗ РФ, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ч. I, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 1, ч. I, ст. 21, 29; N 27, ст. 3213.
*(13) СЗ РФ, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953.
*(14) БНА, 1996, N 4.
*(15) СЗ РФ, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953.
*(16) БНА, 2006, N 2.
*(17) СА РФ, 1992, N 8, ст. 505; СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 190.
*(18) СЗ РФ, 2002, N 47, ст. 4676.
*(19) СЗ РФ, 1999, N 18, ст. 2208; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213.
*(20) СЗ РФ, 2001, N 20, ст. 1972; 2007, N 27, ст. 3213.
*(21) РГ, 2005, 17 июня; 2006, 17 мая.
*(22) См. ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ч. I, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 1, ч. I, ст. 21, 29; N 27, ст. 3213).
*(23) СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ч. I, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ч. I, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213.
*(24) СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607.
*(25) СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 866.
*(26) СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2947.
*(27) СЗ РФ, 2002, N 25, ст. 2453.
*(28) СЗ РФ, 2003, N 39, ст. 3771.
*(29) СЗ РФ, 2003, N 19, ст. 1843.
*(30) Текст документа официально опубликован не был.



  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100