Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Акционерное общество: основы правового положения


 


Содержание работы:

1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" в системе акционерного законодательства

Федеральный закон от 26.12.1995 г. "Об акционерных обществах" *(1) (далее - Закон об АО), принятый Государственной Думой на основании прямого указания ст. 96 ГК РФ и введенный в действие с 01.01.1996 г., является актом гражданского законодательства, развивающим нормы ГК РФ об акционерных обществах и устанавливающим новые правила.
В конце 2005 - начале 2006 гг. в Закон об АО были внесены существенные изменения и дополнения. В настоящее время он состоит из 15 глав, содержащих 104 статьи, 103 из которых являются действующими. В них детально регулируются вопросы создания, статуса и деятельности закрытых и открытых акционерных обществ. Большинство норм Закона об АО - это нормы прямого действия, не нуждающиеся в конкретизации при помощи других правовых актов. Знание Закона об АО необходимо руководителям и специалистам всех организаций, в т.ч. банков, инвестиционных институтов, страховых и иных организаций, созданных в форме акционерных обществ, и, конечно, всем акционерам.
К числу достоинств Закона об АО следует отнести прежде всего то, что он содержит большое количество процедурных норм, подробно регулирующих отношения, которые возникают в процессе повседневной деятельности органов акционерного общества и лиц, занимающих должности в этих органах. Поэтому Закон об АО представляет собой своего рода справочник по созданию акционерного общества, формированию уставного капитала, проведению общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), организации работы исполнительных органов общества, ведению учета и представлению отчетности, а также реорганизации и ликвидации акционерного общества.
Закон об АО, как правило, не воспроизводит в своих статьях нормы ГК РФ, а развивает и детализирует их. Данный нормативный правовой акт содержит незначительное количество отсылочных норм, что облегчает его использование на практике. Учредителям и другим акционерам предоставлены достаточно широкие возможности для регулирования многих отношений в уставе и внутренних документах общества.
В то же время нельзя не обратить внимание на недостатки Закона об АО, многие из которых являются весьма существенными. Так, общая направленность и отдельные нормы этого правового акта в ряде случаев не обеспечивают, а порой ущемляют права и интересы миноритарных акционеров, гарантированные ГК РФ. К недостаткам Закона об АО следует отнести также неоправданную сложность подачи правового материала, не всегда высокий уровень законодательной техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует использованию Закона об АО лицами, которым он, казалось бы, адресован.
Сфера применения Закона об АО и его место в системе акционерного законодательства Российской Федерации определяются правилами, установленными в ст. 1 Закона об АО. Так, предусмотрено, что в соответствии с ГК РФ указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1).
В связи с этим уместно напомнить, что согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и законом об акционерных обществах. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных актов, регулирующих юридический статус общества, а также права и обязанности акционеров. По иным вопросам деятельности акционерных обществ допускается правовое регулирование при помощи иных федеральных законов, а также подзаконных правовых актов (главным образом это отношения, участниками которых могут быть любые юридические лица независимо от организационной формы, а также отношения, отражающие специфику сферы деятельности некоторых акционерных обществ).
Примерами регулирования отношений первого вида могут служить: ТК РФ, регламентирующий трудовые отношения вне зависимости от видов юридических лиц, являющихся работодателями, и форм собственности (см. ст. 11 ТК РФ); ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете" *(2), который регламентирует отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, в т.ч. и учрежденными в форме акционерных обществ; другие нормативные правовые акты, имеющие общее значение для всех юридических лиц. Особенности регулирования отношений, отражающих специфику сферы деятельности некоторых акционерных обществ, будут нами рассмотрены ниже.
Устанавливая основы правового положения акционерных обществ, ГК РФ определяет понятие акционерного общества и основные признаки таких обществ (ст. 96), их виды (открытые и закрытые) (ст. 97), порядок образования (ст. 98), общие правила об увеличении и уменьшении акционерными обществами уставного капитала (ст. 99101), вводит ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов (ст. 102), устанавливает общие начала организации управления в акционерных обществах и правила внешнего аудита (ст. 103), в т.ч. исключительную компетенцию общего собрания акционеров, принципы определения полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества и его исполнительного органа.
Следует обратить внимание на то, что п. 1 ст. 1 Закона об АО провозглашает зависимость данного Федерального закона от норм ГК РФ и подчиненность Закона об АО этим нормам, подчеркивает взаимосвязь указанных законов, а также определяет возможные пределы конкретизации норм ГК РФ в Законе об АО. Пункт 1 ст. 1 имеет целеполагающее значение для всего Закона об АО.
Закон об АО не только конкретизирует и развивает нормы ГК РФ, регламентирующие правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров, но и определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, на которые распространяется действие Закона об АО.
Закон об АО распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено этим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона об АО).
В форме акционерных обществ в Российской Федерации действуют различные юридические лица, функционирующие в самых разнообразных сферах. Это, например, производственные, строительные, торговые, посреднические и иные организации, банки, страховые организации, инвестиционные институты, сельскохозяйственные предприятия, возникшие в результате реорганизации колхозов и совхозов, коммерческие организации, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, и др.
Практика применения Закона об АО и законодательства, регулирующего специфические сферы деятельности, показала, что в крупных акционерных обществах, являющихся банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, а также в акционерных обществах агропромышленного комплекса и в обществах, созданных в результате приватизации, стало правилом фактическое отстранение большинства акционеров от участия в управлении соответствующей организацией. Нередки случаи ущемления и имущественных прав акционеров таких хозяйственных обществ. Таковы, например, принимаемые без их участия решения о невыплате дивидендов и т.п.
В связи с этим целесообразно иметь в виду, что по общему правилу в части определения порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерного общества, прав и обязанностей акционеров, юридических принципов и правил защиты их прав Закон об АО обязателен для всех акционерных обществ, созданных или создаваемых на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено самим Законом об АО и другими федеральными законами. Например, пп. 34 ст. 1 Закона об АО в качестве исключений из данного правила определяют, что особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения названных в них отдельных разновидностей акционерных обществ определяются федеральными законами. Пункт 5 этой же статьи допускает установление особенностей создания указанных в нем акционерных обществ в соответствующем федеральном законе и иных правовых актах Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
В отношении прав и обязанностей акционеров, мер защиты их прав и интересов, к обществам, подпадающим под специальное правовое регулирование в части особенностей их правового положения, а также создания, реорганизации и ликвидации, по смыслу п. 1 и 2 Закона об АО и п. 3 ст. 96 ГК РФ, применяются соответствующие нормы ГК РФ и Закона об АО. Следовательно, законы, определяющие особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения страховых организаций, инвестиционных фондов и других юридических лиц, действующих в форме акционерных обществ, в части регулирования прав и обязанностей акционеров, защиты их прав и интересов должны быть производными от ГК РФ и Закона об АО.
Поэтому в случаях, когда в тех или иных акционерных обществах нарушаются права акционеров, предусмотренные ГК РФ и Законом об АО, заинтересованные лица вправе требовать в судебном порядке применения к конкретным правоотношениям норм Закона об АО, устанавливающих гарантии и способы защиты прав акционеров. Указанные нормы, по общему правилу, применяются независимо от специфики конкретных акционерных обществ, указанных в пп. 35 Закона об АО.
Исключение здесь составляют только кредитные организации. Федеральным законом от 08.07.1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" *(3) п. 3 ст. 96 ГК РФ был дополнен правилом о том, что права и обязанности акционеров кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, помимо ГК РФ и Закона об АО, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Несмотря на то, что Закон об АО данное правило не воспроизводит, оно применяется в силу приоритета норм ГК РФ в иерархии правовых норм, установленных в других актах гражданского законодательства Российской Федерации (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Что же касается регулирования особенностей создания, реорганизации, ликвидации и правового статуса акционерных обществ, то нормы специального законодательства о юридических лицах, указанных в п. 34 ст. 1 Закона об АО, определяющие особенности их создания, реорганизации, ликвидации, организации управления и контроля, выпуска ценных бумаг и т.п., могут содержать правила, отличные от тех, которые устанавливает Закон об АО или регулировать те отношения, которые Законом об АО не регулируются. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации таких предприятий (см. п. 5 ст. 1 Закона об АО). Особенности правового положения акционерных обществ, указанных во втором предложении первого абзаца п. 5 ст. 1 Закона об АО, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
В сферу действия Закона об АО попадают и так называемые "народные предприятия", создание которых предусмотрено ФЗ от 19.07.1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" *(4), определяющим особенности создания и правового положения таких предприятий, права и обязанности их акционеров, предусматривающим способы защиты прав и интересов акционеров народных предприятий. В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, к народным предприятиям применяются правила Закона об АО, если иные правила не установлены этим Федеральным законом.
Таким образом, с позиций ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" он является правовым актом, содержащим специальные нормы, которые применительно к регулируемым этим Федеральным законом отношениям имеют приоритет по сравнению с общими нормами Закона об АО.
Следует отметить, что идея привлечения работников к участию в распределении прибыли хозяйственного общества, которая сама по себе обладает определенным положительным потенциалом, не нова и реализуется с конца первого десятилетия XX в. в законодательстве США, Франции, а в дальнейшем - Германии и ряда других государств. При этом заимствование данного опыта в условиях действующего гражданского и в том числе акционерного законодательства Российской Федерации нельзя считать успешным в силу ряда обстоятельств.
Вопервых, в систему гражданского законодательства Российской Федерации входят ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (т.е. федеральные законы, принятие которых предусмотрено ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Вовторых, правовое регулирование акционерных обществ может осуществляться только нормами ГК РФ и Закона об АО (кроме акционерных обществ, созданных в результате приватизации, но народные предприятия ими быть не могут). Иные нормативные акты могут определять специфику акционерных обществ (например, законодательство о банках, страховании, инвестиционной деятельности), но лишь в тех случаях, когда их применение предусмотрено Законом об АО, поскольку именно этот закон, развивая нормы ГК РФ, определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (см. п. 1 ст. 1 Закона об АО). Так как о народных предприятиях прямо не упоминается ни в ГК РФ, ни в Законе об АО, вряд ли правильно, что ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" устанавливает специфику подобных организаций.
Втретьих, анализ норм ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" приводит к выводу, что народное предприятие является не предусмотренным ГК РФ видом юридического лица и по сути тяготеет, скорее, к кооперативной, чем к акционерной форме организации предпринимательской деятельности. Данный вывод подтверждают, в частности, нормы указанного Федерального закона, устанавливающие не присущие акционерным обществам: порядок принятия решений на общем собрании (в народных предприятиях голосуют, как правило, не акции, а лица); права участников, владеющих обыкновенными акциями (в народных предприятиях объем прав владельцев обыкновенных акций может различаться в зависимости от наличия трудовых отношений с эмитентом); особенности правового положения органов управления (в народном предприятии по сравнению с акционерным обществом существенно расширены полномочия общего собрания и контрольной (ревизионной) комиссии; при этом компетенция наблюдательного совета народного предприятия ограничена по сравнению с компетенцией совета директоров акционерного общества); порядок создания (народное предприятие может быть создано только путем преобразования определенных коммерческих организаций; о создании акционерных обществ см. ст. 8, 9, 1520 Закона об АО). Перечень отличий народного предприятия от акционерного общества можно было бы продолжить. Таким образом, применение норм Закона об АО к деятельности народных предприятий, с нашей точки зрения, вряд ли оправданно.
Правильному применению акционерного законодательства Российской Федерации способствует изучение материалов правоприменительной, и прежде всего судебной и судебноарбитражной практики. Среди наиболее актуальных обобщений высших судебных инстанций следует назвать следующие постановления пленумов и обзоры практики применения законодательства: "О вопросе, возникшем при применении Федерального закона "Об акционерных обществах" *(5), "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ" *(6), "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" *(7), "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции" *(8), "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров" *(9), Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с обращением ценных бумаг *(10), Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций *(11), Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность *(12), Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) *(13), Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным *(14), Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий *(15), Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами *(16) и др.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об АО особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что особенности создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения банков определяются в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 03.02.1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" *(17); ФЗ от 10.07.2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" *(18), ФЗ от 25.02.1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" *(19) и другими федеральными законами.
Указанные особенности, предусмотренные федеральными законами, получают конкретизацию в правовых актах ЦБР. Примерами могут служить, в частности, указания ЦБР: от 14.08.2002 г. N 1186У "Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления" *(20); от 01.12.2003 г. N 1346У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка" и др.
Особенности страховых организаций определяются в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 31.12.1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" *(21), другими федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами.
Особенности хозяйственных обществ в сфере инвестиционной деятельности определяются в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" *(22), который применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" *(23); ФЗ от 29.11.2001 г. "Об инвестиционных фондах" *(24); ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" *(25) и другими федеральными законами. Кроме того, данная сфера отношений регулируется рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Например, действуют Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом *(26), Типовые правила доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом *(27), Типовые правила доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом *(28), а также другие подзаконные нормативные правовые акты.
Обратим внимание, что специальные нормы действуют не только в отношении создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, указанных в п. 34 ст. 1 Закона об АО. Например, ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" *(29) предусмотрены специальные правила о банкротстве, в частности, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, а также о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (см. гл. IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материальнотехнического снабжения, ремонтнотехнических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами (см. п. 4 ст. 1 Закона об АО).
В приведенном правиле установлен перечень акционерных обществ, действующих в сельском хозяйстве, особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения которых определяются федеральными законами. Особенности акционерных обществ, действующих в области производства сельскохозяйственной продукции, реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" *(30), должны регулироваться федеральными законами. Отметим, что названный Указ утратил силу на основании Указа Президента РФ от 25.02.2003 г. N 250 *(31) в связи с принятием ЗК РФ и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" *(32).
Среди упомянутых в рассматриваемом пункте федеральных законов следует назвать, в частности, ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" *(33), ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 5 ст. 94 Закона об АО до введения в действие соответствующих федеральных законов указанные общества действуют на основании правовых актов, принятых до введения в действие Закона об АО (главным образом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ). Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что в этот период ранее принятые правовые акты регулировали не только особенности создания, реорганизации, ликвидации и статуса таких акционерных обществ, но и иные отношения.
Специализация предприятий, на которые распространяются правила п. 4 ст. 1 Закона об АО, приводится в исчерпывающем перечне, который не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона об АО особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Здесь следует обратить внимание на то, что федеральным законом, а также другими правовыми актами федерального уровня (в т.ч. подзаконными) о приватизации могут определяться лишь особенности создания акционерных обществ, указанных в первом предложении п. 5 ст. 1 Закона об АО. Особенности же правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, могут устанавливаться, вопервых, только применительно к обществам, упомянутым во втором предложении первого абзаца п. 5 ст. 1 Закона об АО, а вовторых, только федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Таким образом законодатель исключил возможность регулирования особенностей правового положения указанных акционерных обществ при помощи подзаконных правовых актов, в частности, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Поэтому в силу буквального толкования норм первого абзаца п. 5 рассматриваемой статьи правовое положение акционерных обществ, созданных в результате приватизации, определяется Законом об АО. При этом особенности правового положения обществ, перечисленных во втором предложении данного абзаца, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий; применительно к конкретному акционерному обществу такие специальные нормы действуют до тех пор, пока количество его акций, закрепленных в государственной или муниципальной собственности, не станет менее 25% либо не будет принято решение о прекращении действия специального права на участие Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования на участие в управлении данным акционерным обществом ("золотая акция").
В настоящее время действует ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" *(34), с введением в действие которого утратил силу ФЗ от 21.07.1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" *(35). ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" определяет особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также особенности правового положения тех из них, которые указаны во втором предложении первого абзаца п. 5 ст. 1 Закона об АО.
В связи с этим Пленум ВАС РФ в постановлении от 18.11.2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" *(36) специально обратил внимание арбитражных судов на то, что на законодательном уровне особенности создания и правового положения акционерных обществ, создаваемых в результате приватизации, до 26.04.2002 г. определялись ФЗ от 21.07.1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", а с 27.04.2002 г. они регулируются вступившим с этой даты в силу ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии со ст. 31 ФЗ от 21.07.1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" по вопросам, подлежавшим согласно этому закону регулированию другими федеральными законами, до принятия и вступления в силу таких законов продолжали действовать ранее изданные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ в части, не противоречащей федеральному законодательству. Исходя из этого для указанных обществ в период действия ФЗ от 21.07.1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" сохраняли силу в соответствующей части указы Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", от 22.07.1994 г. N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", от 18.08.1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" и др.
В ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, определены соответственно ст. 37 и 39. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), регулируются ст. 38 названного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" в уставе открытого акционерного общества должны быть учтены требования Закона об АО и особенности, определенные ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При применении ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 43 этого закона нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, регулирующие отношения, регулирование которых в соответствии с данным законом должно осуществляться другими федеральными законами или другими нормативными правовыми актами Правительства РФ, действуют до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов Правительства РФ в части, не противоречащей ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При применении законов о приватизации государственного и муниципального имущества необходимо учитывать, что действие специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении обществом ("золотой акции") прекращается с момента принятия соответственно Правительством РФ, органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о прекращении действия этого права.
Кроме того, после введения в действие ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" в соответствии с п. 1 ст. 38 этого закона решение об использовании специального права ("золотая акция") может быть принято только уполномоченными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При создании акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий целесообразно учитывать правила, установленные в ряде подзаконных правовых актов, которые не противоречат ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" и другим федеральным законам.
Среди таких актов можно назвать, например, указы Президента РФ: от 16.11.1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" *(37); от 17.11.1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научнопроизводственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" *(38); от 18.11.1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" *(39); от 16.05.1997 г. N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" *(40). Действуют также указы Президента РФ от 21.12.2001 г. N 1514 "О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества" *(41); от 06.12.2002 г. N 1382 "О специализированном государственном учреждении по продаже приватизируемого федерального имущества" *(42) и др.
В регулировании рассматриваемых отношений большую роль играют также правовые акты Правительства РФ. Например, в соответствии с ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" были утверждены: Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества *(43), Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе *(44), Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе *(45), Положение о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия *(46), Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") *(47) и др.
Что касается приобретения и прекращения права собственности в отношении имущества, передаваемого акционерному обществу, возникающему в процессе приватизации государственного или муниципального предприятия, то здесь, согласно ст. 217 ГК РФ, применяются предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное.
Во втором абзаце п. 5 ст. 1 Закона об АО определяются пределы действия законодательства о приватизации в части регулирования особенностей создания и правового положения акционерных обществ, возникающих в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Отчуждение 75% акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является юридическим фактом, прекращающим действие законодательства о приватизации в отношении соответствующего акционерного общества. В дальнейшем его деятельность подчиняется общим нормам ГК РФ и правилам, установленным в Законе об АО.
По окончании срока приватизации либо с момента, когда количество акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию, составит не более 25% их общего числа (при частичной реализации пакета акций до наступления этого срока), деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного государственного или муниципального предприятия, полностью переходит в сферу регулирования Закона об АО.
Если при приватизации государственного предприятия выпускается "золотая акция", наделяющая ее держателя правом вето на общем собрании акционеров, то это право сохраняется за держателем "золотой акции" в течение всего периода ее действия (п. 4 Указа Президента РФ от 16.11.1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий").

2. Основные положения об акционерных обществах

Самые общие, или основные, положения об акционерных обществах, которые, в свою очередь, составляют основу правового положения хозяйственного общества данного вида, сгруппированы в ст. 2 Закона об АО. Целесообразно иметь в виду, что правовое положение юридического лица характеризуется всей совокупностью его нормативно установленных прав, обязанностей и ответственности. Поэтому вполне естественно, что правовое положение акционерного общества в этом смысле определяется не только нормами ст. 2 Закона об АО, но и множеством иных норм, содержащихся в других его статьях.
В соответствии с первым абзацем п. 1 ст. 2 Закона об АО акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Данное определение основывается на нормах ГК РФ, устанавливающих основные положения об акционерных обществах (ст. 96) и общие правила о юридических лицах (ст. 4851, 54). Вслед за Положением об АО, которое относило извлечение прибыли в качестве цели деятельности общества к числу существенных признаков акционерного общества (см. п. 1 Положения об АО), и ГК РФ, относящим акционерное общество к категории хозяйственных обществ, а следовательно, коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК РФ), п. 1 ст. 2 Закона об АО в качестве одного из важнейших признаков акционерного общества устанавливает, что таким обществом может быть признана только коммерческая организация. Напомним, что согласно ст. 50 ГК РФ коммерческой является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Необходимым признаком акционерного общества является наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций. Уставный капитал учитывается в составе собственного капитала общества наряду с добавочным и резервным капиталом, нераспределенной прибылью и прочими резервами. По общему правилу, в бухгалтерском учете акционерного общества отражается величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах как совокупность акций по номинальной стоимости, принадлежащих учредителям (учредителю) и другим акционерам общества (об уставном капитале см. ст. 2530 Закона об АО).
Уставным капиталом обладают и другие коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью - см. ст. 90, 95 ГК РФ). Складочный капитал имеется у полного товарищества и коммандитного товарищества (товарищества на вере) (ст. 6986 ГК РФ). Уставный фонд образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. ст. 114 ГК РФ). Но только в акционерном обществе уставный капитал разделен на доли, выраженные в акциях, т.е. ценных бумагах, которые представляют собой документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (о ценных бумагах см. гл. 7 ГК РФ; об акциях см. ст. 25, 27, 34, 3639, 41 Закона об АО).
Наличие у акционеров обязательственных прав по отношению к обществу, удостоверяемых акциями, означает, что акционерное общество как субъект права, как юридическое лицо должно исполнять определенные имущественные и иные обязательства перед акционерами. Практически указанные обязательства реализуются через призму обязательственных прав акционеров по отношению к акционерному обществу, к числу которых относятся прежде всего те права владельцев обыкновенных и привилегированных акций общества, которые предусмотрены ст. 31 и 32 Закона об АО. Соблюдения своих обязательственных прав каждый акционер вправе требовать от органов соответствующего общества, а при необходимости - в судебном порядке.
При этом целесообразно учитывать, что наличие у акционеров обязательственных прав, удостоверяемых акциями, не предполагает наличия у них вещных прав в отношении имущества общества, в т.ч. и того его имущества, которое было создано за счет вкладов учредителей и других акционеров. Акционерному обществу имущество принадлежит на праве собственности, в т.ч. имущество, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности.
Таким образом, акционеры не владеют какимилибо частями имущества соответствующего акционерного общества, а лишь обладают определенной совокупностью обязательственных прав по отношению к обществу. На праве собственности акционеру принадлежат не части имущества общества, а акции как ценные бумаги, которые предоставляют ему определенные права. Поэтому, например, акционер, по общему правилу, не может требовать от общества безусловного выкупа своих акций, возврата уплаченных при приобретении акций денежных сумм и т.п. Выкуп акций по требованию акционеров возможен только в случаях, прямо указанных в законодательстве (см., например, ст. 75 Закона об АО).
Второй абзац п. 1 ст. 2 Закона об АО разграничивает обязательства акционеров и обязательства общества, имея в виду, что названные в нем лица являются самостоятельными участниками гражданского оборота: акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Имущество каждого из акционеров обособлено от имущества акционерного общества, и при убыточной деятельности общества или его банкротстве акционеры рискуют лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. В таких случаях происходит обесценение акций, и акционеры могут полностью или частично лишиться имущественных средств, затраченных на их приобретение.
Заметим, что существенные признаки акционерного общества, установленные в ГК РФ и Законе об АО, учитывают зарубежный правовой опыт и являются общепринятыми. Например, согласно ст. 73 Закона о торговых товариществах Франции акционерное общество является товариществом, капитал которого разбит на акции, и которое учреждается между участниками, отвечающими за убытки лишь в пределах их вкладов. Параграф 1 Акционерного закона ФРГ так определяет понятие акционерного общества: "1) Акционерным обществом является товарищество, обладающее собственной правосубъектностью. По обязательствам общества перед кредиторами отвечает лишь имущество товарищества. 2) Акционерное общество имеет разбитый на акции основной капитал".
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (см. третий абзац п. 1 ст. 2 Закона об АО).
Солидарная ответственность по обязательствам акционерного общества тех акционеров, которые не полностью оплатили акции, предполагает, что такие акционеры являются, наряду с самим обществом, должниками по его обязательствам. В этом случае кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных таких должников (см. ст. 323 ГК РФ). Но при этом каждый из акционеров, не полностью оплативших акции, отвечает по солидарным обязательствам в пределах неоплаченной части стоимости своих акций.
Здесь уместно обратить внимание на то, что предусмотренная в рассматриваемой норме солидарная ответственность акционеров - не единственный случай, когда акционер может нести ответственность по имущественным обязательствам соответствующего акционерного общества. Так, если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (см. п. 3 ст. 3 Закона об АО).
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.
Содержание данного правила, установленного в последнем (четвертом) абзаце п. 1 ст. 2 Закона об АО, предопределено самой природой акции как объекта гражданских прав (см. ст. 128 ГК РФ), обладающего высокой оборотоспособностью. Акционеры вправе свободно распоряжаться принадлежащими им акциями, совершать с ними сделки, в т.ч. и такие, которые приводят к отчуждению акций и, следовательно, добровольному выходу акционера из общества. Данная норма Закона об АО фиксирует право свободного отчуждения акций акционером в качестве одного из основных положений об акционерных обществах, которое отличает общество данного вида от прочих хозяйственных обществ.
При этом необходимо иметь в виду, что право свободного отчуждения акций не должно вступать в противоречие с другими правами акционеров. Например, акционеры закрытого акционерного общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Необходимость соблюдения преимущественного права покупки в таких случаях обязывает акционера, продающего акции, письменно известить о предполагаемой продаже остальных акционеров и само общество с указанием цены и других условий продажи акций (см. п. 3 ст. 7 Закона об АО).
Пункт 2 ст. 1 Закона об АО содержит специальное правило для акционерных обществ, учрежденных одним лицом: положения указанного Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку этим же Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Таким образом, правила, установленные Законом об АО, применяются к обществам с одним акционером, если: а) сам Закон об АО не определяет для соответствующих отношений с участием таких обществ специальных правил (см., например, второе предложение п. 1, второй абзац п. 5 ст. 9 Закона об АО); б) применение общих норм Закона об АО к обществам с одним акционером не вступает в противоречие с самой сущностью соответствующих отношений (например, в таком обществе в принципе невозможно общее собрание акционеров и т.п.).
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (см. первый абзац п. 3 ст. 2 Закона об АО). Данные правила основываются на понятии юридического лица, содержащемся в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Однако Закон об АО уточняет, что имущество акционерного общества находится в собственности общества. Это означает, что учредители и другие участники акционерного общества имеют в отношении этого имущества не вещные (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), а обязательственные права.
Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени *(48).
Имущественная обособленность - классический признак юридического лица, подразумевающий в данном случае, что имущество акционерного общества обособлено (отделено) от имущества его учредителей (акционеров). Будучи коммерческой организацией, общество имеет самостоятельный баланс, фиксирующий стоимость его имущества. В самостоятельном балансе акционерного общества и находит свое конкретное выражение имущественная обособленность общества как юридического лица - самостоятельного участника гражданского оборота. В свою очередь, имущество учредителей и других акционеров общества, которыми могут являться как юридические, так и физические лица, существует отдельно от имущества общества и не связано с ним.
Под имуществом акционерного общества следует понимать вещи в гражданскоправовом смысле - движимое и недвижимое имущество (предметы, имущественные комплексы, земельные участки, животные и др.), деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права (права на вещи и обязанности, возникающие по поводу вещей), результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность). К имуществу акционерного общества относятся также плоды, продукция и доходы, полученные в результате правомерного использования обществом своего имущества (о вещах см. ст. 128, 130135 ГК РФ).
В собственности акционерного общества может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, по общему правилу, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Примером подобных ограничений могут служить некоторые правила, установленные в Законе РСФСР от 22.03.1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" *(49).
Акционерное общество в соответствии с п. 3 ст. 213 ГК РФ является собственником имущества, переданного ему в качестве вкладов (взносов) их учредителями и другими акционерами, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Напомним, что основания возникновения гражданских прав и обязанностей определяются по правилам ст. 8 ГК РФ. Согласно данной статье, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или указанными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим права акционерного общества на имущество могут возникать, например: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами гражданских прав, и иных действий; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданскоправовых последствий. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В науке гражданского права основания приобретения права собственности принято разделять на первоначальные (оригинальные) и производные (деривативные). Эта классификация основывается еще на римском праве, согласно установлениям которого право собственности возникало либо первоначальным путем (оккупация, приращение, создание, давностное владение), либо производным - обусловленным правом собственности предшественника (манципация, традиция). Систему разделения оснований приобретения права собственности на первоначальные и производные восприняло также европейское право. Большинство современных российских цивилистов также признают данную классификацию: к первоначальным они относят такие способы, при которых право собственности возникает на вещь, ранее никому не принадлежавшую, или независимо от прав и воли предшествующего собственника, к производным - способы, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаще всего по договору с ним), т.е. в порядке правопреемства *(50).
Акционерное общество, с одной стороны, несет бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ), а с другой - осуществляет в отношении этого имущества права владения, пользования и распоряжения, т.е. все правомочия собственника, для достижения своей основной цели как коммерческой организации - получения прибыли. Общество вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (см. п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ).
Свобода реализации указанных правомочий собственника у общества может быть ограничена только в случаях, прямо указанных в законодательстве, причем только в императивных правовых нормах. Например, любая коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (ст. 690 ГК РФ). Запрещено дарение между коммерческими организациями кроме случаев передачи обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). Для некоторых особо значимых акционерных обществ государство вводит дополнительные ограничения в сфере распоряжения принадлежащим им имуществом. Например, постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 г. N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги" было утверждено Положение о распоряжении объектами имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на передачу которых в залог, а также продажу и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности, требуется согласие Правительства Российской Федерации *(51).
Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества акционерного общества в динамике. В отличие от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс акционерного общества отражает все поступления, активы, пассивы общества, а также затраты, некоторые из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.
Еще один существенный признак акционерного общества как юридического лица - самостоятельная имущественная ответственность (см. ст. 48 ГК РФ). В Законе об АО правилам об ответственности общества посвящена отдельная статья (см. ст. 3).
Признаком акционерного общества как юридического лица является также способность выступать в гражданском обороте (быть его участником) от своего имени - приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (имеются в виду суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды). Внешнее выражение "имени" акционерного общества - это его фирменное наименование (см. ст. 4 Закона об АО), служащее индивидуализации конкретного общества как субъекта гражданского и предпринимательского права.
Второй абзац п. 3 ст. 2 Закона об АО в императивной норме устанавливает временное ограничение правоспособности общества: до оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
Это связано с тем, что ФЗ от 07.08.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" *(52) отменил действовавшее до его вступления в силу правило, согласно которому к моменту государственной регистрации общества должно было быть оплачено не менее 50% его уставного капитала. Пока это правило действовало, само общество в принципе не могло совершать сделки до момента государственной регистрации, с которым связано возникновение правоспособности общества (см. п. 5 ст. 2 Закона об АО).
Согласно п. 1 ст. 34 Закона об АО не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Это означает, что общество, не оплатившее половины своего уставного капитала, подлежит государственной регистрации, приобретает права юридического лица, ограниченную правосубъектность с момента регистрации и вправе совершать сделки, связанные с учреждением общества. К сделкам, связанным с учреждением общества, помимо сделок по оплате распределенных среди учредителей акций могут относиться сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества, оборудования для офиса, заключению договора банковского счета и другие, не относящиеся непосредственно к коммерческой (производственнохозяйственной) деятельности общества. Сделки, заключенные обществом в указанный период и не связанные с учреждением данного общества, могут быть признаны недействительными.
После оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, указанное выше ограничение отпадает, и общество вправе совершать любые другие сделки. При этом если для совершения обществом определенных сделок требуется предварительное получение специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, то право на совершение таких сделок возникнет у общества после получения лицензии (см. п. 4 ст. 2 Закона об АО).
Традиционным признаком акционерного общества, как и любого другого юридического лица, является его организационное единство. Наличие данного признака у акционерного общества подтверждает ст. 48 ГК РФ, наделяющая характеристикой "организация" любое юридическое лицо, а также п. 1 ст. 2 Закона об АО, указывающий, что акционерное общество является организацией, т.е. единым целым. Организационное единство акционерного общества, подразумевает, что общество имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладающие собственной компетенцией. Органы управления общества осуществляют внутреннюю организационную и исполнительнораспорядительную деятельность в обществе и представляют акционерное общество (действуют от его имени) во внешних отношениях по горизонтали и вертикали (с контрагентами, государственными, муниципальными и другими органами и организациями).
Организационная обособленность акционерного общества основывается на законодательстве (п. 1 ст. 48, ст. 103 ГК РФ; п. 1 ст. 2, главы VII, VIII Закона об АО) и находит конкретное выражение в учредительном документе общества (см. ст. 11 Закона об АО).
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих (см. п. 4 ст. 2 Закона об АО).
В приведенных правилах, в развитие соответствующей нормы ГК РФ (см. второй абзац п. 1 ст. 49 ГК РФ), закрепляется общая правоспособность акционерного общества как коммерческой организации. Это означает, что общество вправе осуществлять любые виды хозяйственной и иной деятельности, иметь любые гражданские права и нести все обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности. В этом состоит одно из важнейших отличий акционерного общества от унитарного предприятия (об унитарном предприятии см. ст. 114 и 115 ГК РФ) и некоммерческих организаций (о таких организациях см. § 5 гл. 4 ГК РФ), обладающих специальной (уставной) правоспособностью. Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его учредительных документах и соответствуют установленным в этих документах предмету и целям деятельности данного юридического лица *(53).
Наличие у акционерного общества общей правоспособности практически означает, что в учредительном документе общества не обязательно перечислять все мыслимые виды деятельности, даже и такие, которые никогда не предполагается осуществлять, фиксируемые обычно в уставе "на всякий случай". С введением в действие части первой ГК РФ такая необходимость отпала, причем данный принцип получил развитие в Законе об АО, а в дальнейшем в ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" *(54) и других федеральных законах. Поэтому в заявлении о государственной регистрации акционерного общества, по общему правилу, достаточно указать виды деятельности, которые предполагается осуществлять, и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). После внесения соответствующей регистрационной записи в Единый государственный реестр юридических лиц акционерному обществу будет выдана выписка из указанного реестра, содержащая, в частности, сведения о видах его деятельности и кодах по ОКВЭД (о государственной регистрации акционерного общества см. ст. 13 Закона об АО).
Обратим внимание, что общая правоспособность присуща, однако, не всем акционерным обществам. В силу п. 3 ст. 1 Закона об АО для акционерных обществ в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности специальным законодательством определяются особенности их правового положения. Эти особенности выражаются, в частности, в том, что такие акционерные общества обладают не общей, а специальной (уставной) правоспособностью.
При этом нельзя забывать о требованиях второго абзаца п. 4 ст. 2 Закона об АО. Для осуществления видов деятельности, указанных в законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации акционерного общества. Прежде чем приступить к практическому осуществлению видов деятельности, являющихся лицензируемыми, общество должно получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе.
Предусмотренное федеральным законом лицензирование отдельных видов деятельности, которое, согласно позиции Верховного Суда РФ, "относится к характеристике правоспособности" *(55), является особым случаем своеобразного ограничения предпринимательской деятельности как граждан, так и юридических лиц. В то же время при лицензировании ограничивается не правоспособность субъекта предпринимательского права в зависимости от организационноправовой формы или других обстоятельств, а его возможность осуществлять определенные виды деятельности без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение необходимо в силу требования закона. После получения необходимой лицензии юридическое лицо в полном объеме реализует свои гражданские права и несет обязанности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" *(56). Однако необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона его действие не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитальночастотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.
В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемым признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Федеральным законом. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2).
Подзаконное правовое регулирование в области лицензирования осуществляет Правительство РФ. Оно утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, устанавливающие порядок лицензирования. После вступления в силу ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" были утверждены положения о л

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100