Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Экономика и социология труда


 


Содержание работы:

Содержание
Предисловие к седьмому изданию 10
Предисловие к первому изданию 11
Глава 1. Предмет и методология курса
1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социальноэкономическая система, доход, капитал 13
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 20

1.2.1. Сущность трудового процесса 20
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов 24

1.3. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами социальноэкономических систем 27
1.4. Структура наук о труде и персонале. Их взаимосвязи с другими науками 30
1.5. Методология комплексного исследования экономических и социальных проблем труда 38
Основные понятия 42
Контрольные вопросы и темы исследований 42
Глава 2. Модель человека. Качество жизни
2.1. Структура модели человека в социальноэкономических системах 43
2.2. Понятие качества жизни 45
2.3. Цели, ценности и природа человека 47

2.3.1. О смысле и целях жизни 47
2.3.2. Система ценностей и природа человека 52

2.4. Динамика процессов развития цивилизации 58
2.5. Эволюция представлений о показателях качества жизни 66
2.6. Повышение качества жизни как национальная идея и цель деятельности органов управления государством 71
Основные понятия 74
Контрольные вопросы и темы исследований 74
Глава 3. Потребности человека
3.1. История проблемы, или Почему А. Маслоу не строил пирамиду потребностей 75
3.2. Модель структуры потребностей 79 3.2.1. Требования к модели 79
Содержание
3.2.2. Потребности существования 79
3.2.3. Потребности достижения целей жизни 82
3.3. Динамика потребностей 86
3.3.1. Психологический аспект 86
3.3.2. Синергетический аспект 87
3.3.3. Маржиналистский аспект 88
3.4. Принципы общей теории потребностей 90
Основные понятия 92
Контрольные вопросы и темы исследований 92
Глава 4. Потенциал человека
4.1. Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал 93
4.2. Компоненты трудового потенциала 94

4.2.1. Здоровье 94
4.2.2. Нравственность 1 0 1
4.2.3. Творческий потенциал 109
4.2.4. Активность 112
4.2.5. Организованность и ассертивность 1 1 5
4.2.6. Образование 116
4.2.7. Профессионализм 1 1 7
4.2.8. Ресурсы рабочего времени 118
4.3. Предпосылки реализации потенциала человека 120
4.4. Качество населения страны и персонала предприятия 1 2 2
Основные понятия 1 2 6
Контрольные вопросы и темы исследований 126
Глава 5. Мотивы деятельности человека
5.1. Виды мотивов 1 2 7
5.2. Матрица «цели—средства» 1 3 1
5.3. Структура систем мотивации 133
5.4. О теориях мотивации и стилях управления 1 3 6
5.5. Принципиальная схема мотивации эффективной производственной деятельности 140
Основные понятия 1 4 2
Контрольные вопросы и темы исследований 1 4 2
Глава 6. Эффективность экономической деятельности
6.1. Структура экономических ресурсов 143
6.2. Компоненты деятельности человека 144
6.3. Сущность и показатели эффективности труда 150

6.3.1. Основные аспекты понятия «эффективность» .150
6.3.2. Продуктивность и рентабельность труда 1 5 1
Содержание
6.4. Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствия 158
6.5. Творчество — основной источник прибыли
в экономике XXI века 162
6.6. Эффективность инвестиций в человеческий капитал 170
Основные понятия 1 7 3
Контрольные вопросы и темы исследований 174
Глава 7. Основные понятия организации труда
7.1. Виды и границы разделения труда 175
7.2. Производственный, технологический и трудовой процессы 177
7.3. Условия труда 181
7.4. Рабочее место. Структура производственной операции 183
7.5. Классификация затрат рабочего времени 187
7.6. Система норм и нормативов труда 192
7.7. Структура задач оптимизации трудовых процессов
и норм труда 203
7.8. Методы нормирования труда.
Коэффициент выполнения норм 207
Основные понятия 210
Контрольные вопросы и темы исследований 211
Глава 8. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени
8.1. Общая характеристика методов исследования
трудовых процессов и затрат рабочего времени 212
8.2. Хронометраж 215
8.3. Фотография рабочего времени 221
8.4. Анализ структуры рабочего времени методом моментных наблюдений 225
Основные понятия 230
Контрольные вопросы и темы исследований 231
Глава 9. Нормативные материалы для организации и нормирования труда
9.1. Структура нормативов 232
9.2. Требования к нормативам и основные этапы их разработки 237
9.3. Методы установления нормативных зависимостей 240
9.4. Дифференцированные и укрупненные нормативы 245 Основные понятия 252 Контрольные вопросы и темы исследований 253
8
Содержание
Глава 10. Оптимизация численности и структуры персонала
10.1. Структура норм времени и последовательность установления норм труда 254
10.2. Принципиальные схемы определения численности персонала 259
10.3. Анализ форм взаимодействия элементов производства при расчетах норм численности 260
10.4. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности 262
10.5. Общая задача оптимизации разделения труда и численности персонала 265
10.6. Методы оптимизации разделения труда и численности персонала в производственных системах 270

10.6.1. Циклические процессы 271
10.6.2. Нециклические процессы 276
10.6.3. Многофазные системы (методика оптимизации разделения труда по обслуживанию оборудования) 280
Основные понятия 282
Контрольные вопросы и темы исследований 282
Глава 11. Распределение доходов и оплата труда
11.1. Принципы формирования доходов в рыночной экономике 284
11.2. Статистический анализ распределения личных доходов 290
11.3. Структура дохода сотрудника предприятия 297
11.4. Формы и системы заработной платы 306
11.5. Расчет фондов заработной платы 309 1J.5.1. Структура фондов заработной платы 309

11.5.2. Методы расчета нормативных фондов оплаты труда 311
11.5.3. Расчет фондов поощрения 316

11.6. Оптимизация структуры дохода сотрудников предприятия 318
11.7. О сущности заработной платы, или Чем торгуют на рынках труда 321
11.8. Модели формирования доходов социальных групп
предприятия 328
11.8.1. Социальные группы предприятия по источникам и видам доходов 328
11.8.2. Взаимосвязи рыночных и организационных факторов установления ставок оплаты труда на предприятии 330
11.8.3. Возможности оптимизации распределения дохода предприятия 334
11.9. Модели мотивации эффективной работы предприятия
и его подразделений 338
Основные понятия 341
Контрольные вопросы и темы исследований
.342
Содержание
Глава 12. Социальнотрудовые отношения
12.1. Общая характеристика социальнотрудовых отношений 343
12.2. Проблема отчуждения 347
12.3. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства 350

12.3.1. Принципы и опыт организации социального партнерства 350
12.3.2. Возможности согласования интересов социальных групп на предприятиях России 356

12.4. Справедливость 359
12.5. Синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных системах 364
12.6. Профессиональная этика 367

12.6.1. Эффективность морали 367
12.6.2. Общее и частное в профессиональной этике 371
12.7. Проблемы девиантного поведения на предприятиях 375
Основные понятия 380
Контрольные вопросы и темы исследований 380
Глава 13. Системы управления человеческими ресурсами
13.1. Структура систем управления человеческими ресурсами 381
13.2. Рынок труда и управление занятостью 385

13.2.1. Основные характеристики рынка труда 385
13.2.2. Безработица 388
13.2.3. Управление занятостью 394
13.3. Управление продуктивностью и оплатой труда 398
13.3.1. Взаимосвязи проблем продуктивности, оплаты труда и технического уровня производства 398
13.3.2. Почему уровни продуктивности и оплаты труда в России существенно ниже, чем в развитых странах.404
13.3.3. Институциональные предпосылки повышения продуктивности и оплаты труда в результате освоения новых технологий 407
13.3.4. Управление динамикой продуктивности
и заработной платы на предприятии 412
13.4. Принципы совершенствования управления
человеческими ресурсами предприятий 416
13.4.1. Виды организационных преобразований 416
13.4.2. Сущность преобразований в управлении человеческими ресурсами предприятий 419
Основные понятия 424
Контрольные вопросы и темы исследований 425
Литература 426
Приложение. Краткая характеристика научных
результатов автора, использованных в учебнике 435
Information about the author 442
.443
Summary Contents
Предисловие к седьмому изданию
Очередное издание учебника подготовлено вследствие необходимости отражения новых научных результатов в области экономики и социологии труда. Эти результаты изложены в разделах 13.3.1 — 13.3.3, которых не было в прежних изданиях, в разделе 6.5, который существенно изменен, а также в разделах 1.1, 2.6, 4.2, 6.2.
Существенную роль в подготовке седьмого издания учебника сыграли замечания и предложения участников семинара повышения квалификации преподавателей «Взаимосвязи наук о труде и экономической теории», который был проведен в апреле 2005 г. на базе СанктПетербургского государственного инженерноэкономического университета (СПбГИЭУ). В семинаре приняли участие свыше 30 преподавателей из различных городов России. Этот семинар проводится ежегодно уже в течение шести лет и в значительной мере способствует повышению качества учебнометодической литературы, выпускаемой преподавателями СПбГИЭУ и других вузов.
При подготовке учебника автор стремился не только изложить необходимый объем учебного материала, но и приобщить студентов к научной работе. В этом аспекте может быть полезной информация, приведенная в главе 3, разделах 6.5, 10.6, 11.7, 11.8, 1 3 . 1 — 1 3 . 3 и в приложении.
Раздел 4.4 написан совместно с С. А. Артемьевым и А. Ю. Прихач, разделы 6.3 и 13.4.1 — совместно с М. И. Козловой, раздел ! 1.5.2 — совместно с А. В. Ставровой. раздел 13.3.1— совместно с Д. Н. Десятко.
Автор благодарен ректорату СанктПетербургского государственного инженерноэкономического университета, коллегам по кафедре управления трудовыми и социальными процессами, сотрудникам библиотеки СПбГИЭУ, участникам ежегодных семинаров повышения квалификации преподавателей, проводимых в СПбГИЭУ, за помощь в подготовке учебника. Особая благодарность доктору экономических наук, профессору П. А. Ватнику, зав. библиотекой П. Н. Никитиной, методисту И. Б. Гриценко.
Предисловие к первому изданию
Учебник подготовлен на основе примерной программы дисциплины «Экономика и социология труда», утвержденной Учебнометодическим объединением по образованию в области производственного менеджмента.
К настоящему времени сложились два подхода к преподаванию указанной дисциплины. Одни лекторы предпочитают раздельное изложение проблем экономики труда и социологии труда; другие пытаются найти органическую взаимосвязь этих проблем. Мы полагаем, что второй подход более обоснован теоретически и методологически1.
Автор стремился исходить из понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии труда. К таким понятиям прежде всего относятся: качество жизни, потребности, потенциал человека, эффективность, мотивы, справедливость, условия труда, распределение доходов.
Существенное внимание уделено этическим, экологическим и духовным аспектам деятельности человека. Это представляется необходимым в связи с рядом весьма негативных тенденций развития цивилизации. То, что темпы роста преступности в развитых странах в 2—3 раза опережают темпы экономического роста и в 3—4 раза — темпы роста населения, в значительной мере связано с господствующими типами экономического поведения. Этические аспекты хозяйственной деятельности особенно актуальны в современной России.
При анализе факторов эффективности труда подчеркивается, что важнейшим из них является творческий потенциал человека, предприятия и общества. Это утверждение сформулировано в форме теоремы о рентабельности компонент труда. Рассмотрены условия, определяющие рациональное использование потенциала человека.
Учебник предназначен в первую очередь для подготовки специалистов по управлению предприятиями. Поэтому в нем значи1 В учебнике использованы результаты работ, проводившихся автором при финансовой поддержке Фонда Сороса (Research Support Scheme, grant 963/93), Российского фонда фундаментальных исследований (грант 96068023.5 и грант 980680167), Министерства общего и профессионального образования РФ.
12
Предисловие к первому изданию
тельное место отведено изложению проблем организации и нормирования труда, в том числе оптимизации трудовых процессоп и норм труда.
В работе над учебником существенно помогли публикации в отечественной и зарубежной литературе, замечания и предложения коллег, в том числе участников конференций и семинаров по проблемам труда, проводившихся при участии или под руководством автора в Москве, СанктПетербурге. Самаре, Хмельницком и других городах СНГ. Основные идеи учебника обсуждались также в Германии; в Институте организации и психологии труда (Берлин), на кафедре организации управления и экономики труда Университета Юстуса Либиха (Гиссен), на Восточных форумах в 1995, 1997 и 1999 гг., проводившихся Техническим университетом ХемницЦвикау.
Автор благодарен своим коллегам из вузов России и Германии: докт. экон. наук, проф. Н. И. Архиповой, докт. экон. наук, проф. Г. А. Кононовой, докт. экон. наук, проф. Г. М. Курошевой, докт. техн. наук, проф. Л. Н. Никитиной, локт. экон. наук, проф. М. И. Бухалкову, докт. экон. наук, проф. П. А. Ватнику, докт. экон. наук, проф. Ф. С. Веселкову, засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. А. Н. Горелову, докт. экон. наук, проф. К. Т. Джурабаеву, докт. экон. наук, проф. А. Я. Кибанову, проф. В. И. Кочсткову, засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. Ю. Г. CXaeroEiy, заел, деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. П. Ф. Петроченко. докт. экон. наук, проф. Б. М. Смирнову, докт. экон. наук, проф. Ю. М. Солдаку, проф. В. А. Щеколдину, проф., докт. В. StielerLorenz, проф., докт. G. Diethelm, проф., докт. К. Jacob, проф., докт. D. Hahn, проф., докт. W. Kriiger, проф., докт. R. Lang, проф. докт.
R . Магг.
С благодарностью отмечаем, что работе над учебником очень помогла поддержка ректората, кафедры управления трудовыми и социальными процессами, библиотеки и информационновычислительного центра СанктПетербургской государственной инженерноэкономической академии.
При отборе материала и подготовке рукописи к печати важную роль сыграли замечания и предложения докт. экон. наук, проф. Р. П. Колосовой (Московский государственный университет), засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук. проф. А. А. Румянцева (Институт социапьноэкономических проблем РАН), редактора Т. И. Харнзановой. Автор признателен им и сотрудникам издательства за большую работу.
Глава 1. Предмет и методология курса
Маловероятно, что человек будет хорошим экономистом, если он ничем, кроме экономики, не занимается.
Дж. С. Милль
1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы,
эффективность, норма, собственность, труд,
качество жизни, социальноэкономическая система,
доход, капитал
Логика анализа фундаментальных экономических понятий обусловлена их взаимосвязями, представленными на ристр. \.\.\.
Потребность человека — ощущение недостатка в чемлибо или стремление к чемулибо.
Комментарий 1. Мы исходим из того, что понятие потребности является исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утверждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей». Этими словами начинается статья Эйнштейна «Наука и религия», опубликованная в 1930 г. [Эйнштейн. С. 28]. Очень близким к понятию потребности является понятие желания, которое Б. Спиноза определил так: «Желание есть самая сущность человека» [Спиноза. Т. 1. С. 380]. На основе этого понятия в «Этике» определены остальные 47 аффектов (удовольствие, любовь, отвращение, преданность, надежда, страх, тоска, честолюбие, чревоугодие, скупость и др.) [Там же. С. 381390].
Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чеголибо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чемулибо, например к славе, власти, творческой деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по сравнению с существующими.
14
Глава 1. Предмет и методология курса

Рис, 1.1.1. Система исходных понятий экономических наук
Комментарий 2. Аристотель делил потребности на телесные и духовные. После него были предложены десятки классификаций потребностей, некоторые из которых мы рассмотрим в третьей главе. На данном этапе нашего анализа ограничимся делением множества потребностей человека на пять видов: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.
Материальными (или телесными по Аристотелю) назовем потребности в пише, одежде, жилье, транспорте, безопасности, а также в развлечениях1; социальными — в общении и совместной
1 Потребности в развлечениях мы относим к материальным потому, что при удовлетворении этих потребностей благодаря фильмам, танцам, спорту, ресторанам, детективной и эротической литературе, попмузыке, тусовкам и т. д. активизируются те же физиологические центры, что и при движении, еде, питье, сексе.
Плебеи античного Рима требовали «хлеба и зрелищ». Большинство наших современников хотят того же. Отличие от римлян в том. что нынче
1 . 1 . Исходные понятия
15
деятельности; интеллектуальными — в знаниях, научном и техническом творчестве; эстетическими — в красоте, гармонии, художественном творчестве; духовными — в нравственном совершенствовании, честности, доверии, помощи другим людям, любви к Богу.
Интеллектуальные, эстетические и духовные потребности соответствуют классической триаде: истина, красота, добро. Надежды на совершенствование человека и мира Спиноза связывал с поисками истины1. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Иисус Христос, Будда, Владимир Соловьев, Альберт Швейцер уповали на силу добра. Тенденции развития цивилизации показывают, что человечество еще не сумело реализовать призывы великих философов и пророков.
Комментарий 3. Степень удовлетворения материальных, интеллектуальных, эстетических и социальных потребностей человек осознает благодаря находящимся в мозгу центрам голода, жажды, холода, гнева, плача, сексуального влечения и т. д. Современной медицине известны координаты расположения центров, соответствующих всем потребностям человека, кроме духовных. В частности, неизвестно, где находится центр совести. Неизвестно даже, существует ли такой центр. Сегодня, как и двести лет тому назад, справедливы слова И. Канта: «И чем дольше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо над головой и нравственный закон во мне» (цит. по: [Таранов. Ч. 2. С. 332]).
Благо — то, что может удовлетворить потребности человека.
Комментарий. Многообразие благ может классифицироваться по различным признакам. По происхождению (источнику) блага делятся на природные и произведенные (созданные человеком).
«зрелища» можно потреблять непрерывно, с доставкой на дом и почти бесплатно. Впрочем, эта бесплатность — кажущаяся. В ценах на «хлеб» учтены затраты не только на необходимые многим телевизионные детективы и мыльные оперы, но и на ненавистную рекламу, которую нам впихивают в глаза и уши не только дома, но и на улице, в транспорте, на стадионе — везде. По официальным данным, затраты на рекламу составляют около половины розничной пены жвачки [Известия. 2001. 9 авг.]. Повидимому, близки к этому доли затрат на рекламу сигарет, кокаколы, пива и т. п. О масштабах рекламного бизнеса и его негативном влиянии на социальные отношения можно судить по роману «99 франков» французского писателя Ф. Бегбедера [Бегбедер].
1 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» [Спиноза. Т. 1. С. 218].
16
Глава 1. Предмет и методология курса
По назначению в соответствии с видами потребностей целесообразно выделить пять видов благ: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические, духовные.
Материальные блага (пища, одежда, жилище, развлечения и т. п.) обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей человека. Интеллектуальные блага (знания, умения, навыки) направлены на развитие человека, приспособление его к изменениям окружающей среды, рост уровня жизни. Социальные блага (уважение окружающих, доверие, дружба, любовь, слава, власть и т. п.) создают условия для совместной деятельности людей. Духовные блага (традиции, обычаи, ритуалы, религиозные и философские системы) являются основой психического (душевного) здоровья людей и взаимоотношений между ними. Эстетические блага могут быть как природными (красота ландшафта), так и созданными человеком. Много веков основным производителем эстетических благ было искусство, которое в последние десятилетия становится все более развлекательным, следуя афоризму Пушкина «все жанры хороши, кроме скучного». Однако первый из поэтов России создавал не только эстетические, но и духовные блага («.чувства добрые я лирой пробуждал»). Для современного искусства это не характерно. Оно производит, в основном, развлекательные блага (боевики, эротику, шлягеры, рекламу и др.). Что же касается духовности, то в последние десятилетия все более заметной становится направленность искусства на пробуждение недобрых чувств. Причина, говоря словами поэта Б. Слуцкого, не в «в мировом законе», а «в сухом расчете»: ориентация на недобрые чувства в наши дни приносит больше материальных благ1. Объем производства так называемой индустрии досуга (киностудии, ТВ, театры, профессиональный спорт, беллетристика и т. п.) намного превышает затраты на продукты питания, т. е. население развитых стран тратит на «зрелища» больше, чем на «хлеб». При этом в затраты на «хлеб» изза рекламы входит и часть затрат на «зрелища».
Как видно из приведенных соображений, деление благ на материальные, социальные, интеллектуальные, духовные и эстетические достаточно условно. Можно определенно говорить лишь о преобладании того или иного блага при удовлетворении потребностей человека.
1 По данным журнала «Книжный бизнес», в конце 90х гг. XX в. свыше половины стоимости тиражей так называемой художественной литературы составляли боевики, детективы, эротика, порнография, черная мистика. Вряд ли можно сомневаться в том, что такое чтиво является существенным фактором роста преступности.
1.1. Исходные понятия
17
Ресурсы — то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведенными человеком.
Комментарий 1. Природные ресурсы важны прежде всего как основное условие существования человека. К характеристикам природных ресурсов, в частности, относятся: физикохимические параметры воздуха, воды и земли, толщина озонового слоя, прозрачность атмосферы, уровень радиации, эстетика ландшафта, площадь Земли, приходящаяся на одного жителя, запасы полезных ископаемых.
Комментарий 2. Хотя человек является частью природы (на этом особенно настаивали Б. Спиноза1 и Ж. Ж. Руссо), целесообразно выделить людей как особый вид ресурсов. Только человек способен преобразовать природные ресурсы в блага, а также в такие виды ресурсов, которых нет в природе.
Комментарий 3. Произведенными мы называем природные ресурсы, целесообразно преобразованные человеком.
Комментарий 4. Значимость ресурсов определяется по отношению к конкретным характеристикам природы, человека, изделия, вещества. Примерами могут быть: плодородие земли, творческие способности человека, мощность двигателя и т. д.
Эффективность — соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами, которые в конечном счете определяются количеством и качеством произведенных благ.
Комментарий 1. Истоки приведенного определения можно найти у Ксенофонта, Аристотеля и других античных авторов в их работах по рациональному ведению домашнего хозяйства. С современных позиций анализ эффективности как соотношения затрат и результатов наиболее основательно выполнен В. В. Новожиловым. Поэтому приведенное определение предлагается называть эффективностью по Новожилову. Все другие определения эффективности, в том числе эффективность по Парето, являются частными случаями определения эффективности по Новожилову.
Комментарий 2. Термин «соотношение» в определении эффективности трактуется весьма широко и не сводится к операции деления.
Норма — правило или величина, служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.
1 «Невозможно, чтобы человек не был частью природы и претерпевал только такие изменения, которые могли бы быть понятны из одной только его природы и для которых он составлял бы адекватную причину» («Этика». Ч. 4, теорема 4) [Спиноза. Т. 1. С. 399].
L8
Глава 1. Предмет и методология курса
Комментарий 1. Нормы могут быть двух видов: нормыправила и нормывеличины. Нормаправило — это утверждение, определяющее требования, которые должны соблюдаться в отношениях между людьми и организациями. Нормавеличина — это число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции, или допустимый уровень воздействия на природу и человека.
Комментарий 2. Одной из форм выражения нормправил являются законы, устанавливаемые государством.
Качество жизни — степень удовлетворения потребностей человека, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по субъективной оценке благополучия.
Комментарий. Понятие качества жизни анализируется в разделе 2.2.
Социальноэкономическая система — множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов.
Комментарий 1. Примерами социальноэкономических систем являются: автомобильный завод; банк; киностудия; театр; государство; монастырь. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы. В аспекте технологии автомобильный завод — это техническая система; для эколога — это один из источников загрязнения природы; тот же завод можно рассматривать как социальноэкономическую, эстетическую и т. п. системы. Другой пример — монастырь. Ясно, что это прежде всего система, создающая духовные блага. Но с позиции обмена этих благ на материальные ресурсы верующих монастырь можно рассматривать как социальноэкономическую систему.
Комментарий 2. Социальноэкономические системы могут быть двух видов: рынки и организации.
Рынок — это система добровольного обмена благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации.
Комментарий. А. Смит писал о согласовании действий людей «невидимой рукой» рынка, который можно назвать управляющей средой.
Организация — система из двух и более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является данная система.
Комментарий 1. Примеры организаций: государство, предприятия, домашние хозяйства, профсоюзы, политические партии.
1.1. Исходные понятия
19
Комментарий 2. В отличие от рынка организация управляется «видимой рукой». Как правило, это отношения иерархии, типичные для государства и большинства предприятий. Но возможно и неиерархическое управление. Например, некоторые домашние хозяйства существуют, говоря словами Б. Окуджавы, «под управлением любви».
Собственность — блага и ресурсы, принадлежащие человеку или социальноэкономической системе на основе установленной законами системы прав владения, пользования, наследования и др.
Понятие труд имеет два существенно различных значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических ресурсов.
Труд как процесс — вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.
Комментарий. Традиционными для экономической науки являются определения труда как чегото тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).
Очевидно, что утверждение И. Бентама и аналогичные ему нельзя отнести к труду поэта, композитора, ученого, изобретателя, священнослужителя, т. е. к труду тех людей, для которых сам процесс производства интеллектуальных, эстетических и духовных благ является средством удовлетворения потребностей в творчестве и духовном совершенствовании.
В современных условиях, когда труд ученых, изобретателей, деятелей искусства производит основную часть богатства цивилизованных стран, сохранение бентамовского подхода к определению трудового процесса становится абсолютно неприемлемым.
Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эти возможности целесообразно определять как трудовой потенциал. Указанные аспекты понятия «труд» анализируются в разделе 1 . 2 .
Доход — мера возможности приобретения благ в результате использования одного или нескольких ресурсов.
Капитал — ресурс в форме запаса, который является источником дохода человека или организации.
20
Глава 1. Предмет и методология курса
Комментарии 1. «Адам Смит говорил, что капитал человека — это та часть его имущества (Stock), из которой он рассчитывает извлечь доход. Почти каждое известное истории применение термина «капитан» более или менее близко соответствовало параллельному применению термина «доход» [Маршалл. Т. 1. С. 139].
Комментарий 2. Капиталом может быть земля (природный капитал), знания и умения (человеческий капитал), станки (технологический капитшт), взаимоотношения людей (социальный капитал).
Как видно из ристр. 1.1.1, в системе фундаментальных понятий экономической теории центральными являются понятия качества жизни и эффективности.
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс
Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.
1.2.1. Сущность трудового процесса
Традиционными для экономической науки являются определения труда как чегото тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).
По определению А. Маршалла, труд — это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какоголибо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. — Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь изза непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс
21
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонстр. Например, В. Иноземцев считает, что труд — это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12—15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI[I в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.
В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты — брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) — занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни3. По известному определению Аристотеля, «раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150—200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так:
«Судьбы наивысшей был жрец удостоен,
Жрецу подчинялся с охотою воин,
Тому и другому служили умельцы,
И люди торговые, и земледельцы,
А им угождали покорные шудры, —
Таков был закон стародавний и мудрый»
[БВЛ. Махабхарата. С. 39]. 2 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.
22
Глава 1. Предмет и методология курса
вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия — та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. — Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс
23
что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой — требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.
Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает осно
24
Глава 1. Предмет и методология курса
вания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».
Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами:
психофизиологическим;
технологически м;
социальноэкономическим.
Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект — действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социальноэкономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социальноэкономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.
Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.
Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.
Трудовой процесс — это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов
В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства — природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс
25
помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем. с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение — «распределение» и «обмен». Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.
При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.
Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, — это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага1. Капитал — широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерстр. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства — предпринимательские способности — это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли — рента; от труда (наемных работников) — заработная плата; от капитала — проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей — предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.
1 «Словосочетание «земля», «труд», «капитал» было бы более сбалансированным, если бы выражение «труд» подразумевало «работники» [Маршалл. Т. 1 . С. 208].
26 Глава 1. Предмет и методология курса
Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.
1. Природа (природные ресурсы).
2. Трудовой потенциал.
3. Ресурсы, произведенные человеком.
Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физикохимическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля — это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект куплипродажи на рынках труда [Маркстр. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.
С 70х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации. Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.
В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение ра
1.3. Деятельность по управлению человеческими ресурсами 27
ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.
Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии — управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц — один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда — приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» [Scholz. S. 2].
Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».
Таким образом, как видно из разделов 1.2.1 и 1.2.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.
1.3. Общая характеристика деятельности
по управлению человеческими ресурсами
социальноэкономических систем
Люди являются наиболее ценным из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системой должно быть управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.
В масштабах экономики страны управление человеческими ресурсами направлено преимущественно на регулирование занятости, условий и оплаты труда, обеспечение деловых взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, повышение квалификации трудоспособного населения, разработку законодательства в сфере труда, занятости и социальных отношений.
На предприятии важнейшими задачами управления человеческими ресурсами являются:
28 Глава 1. Предмет и методология курса
1) определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;
2) анализ рынка труда и управление занятостью;
3) отбор и адаптация персонала;
4) планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста;
5) обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социальнопсихологической атмосферы;
6) организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп;
7) разработка систем мотивации эффективной деятельности;
8) обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;
9) организация изобретательской и рационализаторской деятельности;

10) участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей;
11) решение этических проблем труда;
12) управление конфликтами;
13) профилактика девиантного поведения.
Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социальнопсихологической обстановки на предприятии и за его пределами.
В промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом до последнего времени заняты нормированием и оплатой труда. В системах управления человеческими ресурсами форм США основное внимание уделяется отбору, адаптации и оценке персонала. При этом на отбор одного менеджера высшего уровня затрачивается 32 тыстр. долл., на менеджера среднего уровня — 8 тыстр. долл. бухгалтера — 10 тыстр. долл., инженера — 8 тыстр. долл., секретаря — 2 тыстр. долл. Численность служб управления персоналом зависит от отрасли хозяйства и размеров предприятий. В обрабатывающей промышленности США на одного специалиста по управлению персоналом приходится:
100 занятых на предприятиях с численностью до 1000 чел.;
130 занятых на предприятиях с численностью 1000—4999 чел.;
1.3. Деятельность по управлению человеческими ресурсами 29
350 занятых на предприятиях с численностью свыше 5000 чел. [Иванцевич. С. 15, 18, 123].
Схема взаимосвязей основных функций управления персоналом представлена на ристр. 1.3.1.
Как видно из ристр. 1.3.1, численность персонала, его квалификация, затраты на оплату труда определяются прежде всего проектом трудового процесса, который, в свою очередь, должен соответствовать технологии производства и требованиям общества к условиям труда.
При заданной технологии необходимая предприятию численность персонала определяется программой выпуска продукции, нормами затрат рабочего времени и установленной продолжительностью работы. Методика соответствующих расчетов изложена в разделе 10.2.

Ристр. 1.3.1. Взаимосвязь основных функций управления человеческими ресурсами предприятия
Численность персонала, установленная на основе трудоемкости работ, корректируется исходя из ситуации на рынке труда, т. е. в соответствии с соотношением спроса и предложения по различным группам персонала.
30
Глава 1. Предмет и методология курса
Рынок труда влияет также на величину заработной платы: чем больше спрос на работу определенного вида, тем при прочих равных условиях выше ставки оплаты труда. Объективной основой для определения заработной платы являются два главных фактора: сложность труда и его условия. Чем сложнее выполняемая работа, тем больше времени необходимо для соответствующего обучения.
Поэтому, как правило, заработная плата растет по мере роста квалификации сотрудников. Уровень заработка существенно зависит и от условий труда: чем они тяжелее, тем больше расход рабочей силы и соответствующие затраты на ее восстановление. Ставки оплаты труда зависят также от ситуации на рынке труда и от характера взаимоотношений социальных групп, прежде всего работодателей и работополучателей. Практически величина заработной платы при социальной рыночной экономике формируется в результате тарифных соглашений между представителями работодателей, работополучателей, а иногда и государства.
Для обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социальнопсихологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации.
Из приведенной общей характеристики задач управления человеческими ресурсами следует, что их решение должно осуществляться на основе учета комплекса экономических, психофизиологических, социальных, технических и правовых факторов. При относительной обособленности каждой из задач (расчет численности, установление ставок оплаты, аттестация персонала, анализ рынка труда и т. д.) все они тесно взаимосвязаны. Учет этой взаимосвязи является одним из условий эффективной деятельности персонала предприятия.
1.4. Структура наук о труде и персонале. Их взаимосвязи с другими науками
Определение предмета любой науки всегда будет неполным, ибо точно определить можно лишь нечто сформировавшееся, законченное, т. е. то, что наукой быть не может. Поэтому в качестве образца для определения предмета науки целесообразно ис
1.4. Структура наук о труде и персонале
31
пользовать следующую формулу: «Математика — это то, что делают математики». Аналогичное утверждение верно для любой области знания. Исходя из этого мы будем обсуждать не столько сущность отдельных наук о труде и персонале, сколько проблемы, которыми заняты соответствующие специалисты. Однако надо учитывать, что теория управления человеческими ресурсами основана как на производственном опыте, так и на логике развития науки.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно — со второй половины XIX в. Цель таких исследований, начатых американским инженером Ф. У. Тейлором, состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Возникло научное направление, которое получило название «научная организация труда». В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда», «теории организации труда» или просто «организации труда».
В рамках науки об организации труда сформировался ряд относительно обособленных разделов: «нормирование труда», «заработная плата», «профессиональный отбор» и др.
С начала XX в. стали публиковаться статьи и книги по управлению производственными коллективами, обучению персонала, методам повышения производительности, улучшению условий труда, взаимоотношениям сотрудников предприятий.
Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства. В 60е гг. XX в. на развитие наук о персонале существенное влияние оказали исследования в области кибернетики, теории систем, вычислительной техники. С 1970х гг. можно отметить усиление этического аспекта в управлении персоналом. Все большее распространение получают рекомендации по установлению в производственных коллективах отношений сотрудничества, терпимости, доброжелательности. Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам увеличения производительности физического труда, то во второй половине нашего столетия преобладает гуманитарный подход, усиливается внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей.
32 Глава 1. Предмет и методология курса
Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале происходит процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук, как правило, еще не получили достаточной определенности. Поэтому рассмотрим вначале основные разделы системы современных научных представлений о труде и персонале. После этого можно обсуждать предметы отдельных наук и учебных дисциплин.
В настоящее время в обсуждаемой области знания сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы.
1. Производительность труда. В этой проблеме центральное место занимают методы сопоставления затрат и результатов труда, оценки вклада сотрудников и коллективов в общие итоги деятельности предприятия, определения факторов увеличения выпуска продукции и снижения затрат труда. На основе теории производительности формируются критерии оценки деятельности людей и хозяйственных систем.
2. Человеческий капитал определяется совокупностью качеств человека (здоровье, образование, профессионализм и др.), влияющих на результаты его деятельности и соответствующие доходы. В частности, теория человеческого капитала позволяет оценить целесообразность затрат на обучение в зависимости от предполагаемого прироста доходов и длительности использования полученных знаний.
3. Условия труда определяются параметрами производственной среды (шум, температура воздуха, запыленность, вибрация и др.), выполняемой работы (темп движений, масса перемещаемых грузов, монотонность и т. д.), режима труда и отдыха, психологической и социальной атмосферы. Важнейшей характеристикой условий труда является безопасность деятельности человека. Установлены нормы неблагоприятных воздействий на организм человека, которые должны соблюдаться любым предприятием. При улучшении условий труда растет его производительность. Но это требует соответствующих затрат. Отсюда возникает проблема оптимизации условий труда с учетом взаимосвязи.
4. Проектирование трудовых процессов включает выбор наилучших способов выполнения работ, распределение их общего объема между исполнителями, проектирование рабочих мест, систем обеспечения материалами, инструментом, энергией, другими ресурсами.
5. Нормирование труда состоит в установлении объективно необходимых затрат и результатов труда по элементам производственного процесса. Наиболее широко применяются нормы затрат рабочего времени на единицу работы. Наряду с ними используют
1.4. Структура наук о труде и персонале
33
ся также нормы численности персонала, нормы интенсивности труда и другие нормы.
6. Планирование численности персонала включает определение результатов деятельности предприятия в зависимости от численности сотрудников, расчет нормативной трудоемкости продукции (см. формулу (1.3.1)), источников привлечения персонала, динамики персонала на предприятии с учетом предполагаемых изменений в продукции и технологии.
7. Отбор, обучение и аттестация направлены на повышение качества персонала. Для достижения этой цели разработаны системы конкурсного приема на работу, повышения квалификации сотрудников, оценки результатов их труда.
8. Мотивация — это процесс побуждения человека к плодотворной деятельности исходя из его потребностей и целей предприятия. Согласование интересов сотрудников и предприятия осуществляется в соответствии с характеристиками персонала и производственными ситуациями.
9. Формирование доходов и оплата труда. В этом разделе рассматриваются источники доходов, причины их дифференциации, факторы, определяющие структуру и уровень оплаты труда, формы и системы заработной платы.

10. Взаимоотношения в трудовых коллективах определяются экономическими, психологическими и социальными факторами. Поскольку сотрудники предприятия различаются по полу, возрасту, интересам, образованию, социальному положению и другим признакам, объективно возможны противоречия и конфликты, которые при определенных условиях могут мешать продуктивной работе. Одна из важнейших задач управления персоналом состоит в том, чтобы обеспечить конструктивное сотрудничество индивидуумов и социальных групп.
11. Рынки труда и управление занятостью. Этот раздел посвящен анализу рынков труда, факторам, определяющим занятость населения, политике предприятия в области занятости, организации трудоустройства, системам обучения безработных новым профессиям, социальной защите малообеспеченных слоев населения.
12. Маркетинг персонала исследует действия предприятия по обеспечению человеческими ресурсами, в том числе политику предприятия на рынках труда.
13. Контроллинг персонала — это регулирование деятельности предприятия в области персонала. Контроллинг персонала включает решение комплекса задач планирования, учета и контроля. Важным аспектом рассматриваемой функции является определе2 Экономика и социология груда
34
Глава 1. Предмет и методология курса
ние нормативных значений и точек контроля показателей, характеризующих состояние человеческих ресурсов предприятия. Контроллинг персонала осуществляется на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.
14. Организация управления персоналом изучает формы, методы и процедуры, обеспечивающие результативную работу службы персонала предприятия. В частности, речь идет о структуре этой службы, ее месте в системе управления фирмой, о правовых аспектах приема на работу, увольнения, изменения служебного положения.
На основе рассмотренных проблем и разделов наук о труде и персонале можно дать характеристику предметов этих наук. Наиболее отчетливо определены области физиологии труда, психологии труда, эргономики, науки о безопасности труда, социологии труда, трудового права.
Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека. Выводы этой науки используются при разработке режимов труда и отдыха, проектировании рабочих мест, совершенствовании условий труда и его нормировании.
Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности. Результаты психологических исследований используются при профессиональном отборе, организации коллективной работы, управлении в конфликтных ситуациях, разработке систем мотивации.
Эргономика является научной основой проектирования человекомашинных систем, в том числе станков, пультов управления, инструментов, транспортных средств. Эргономика использует результаты, полученные в инженерной психологии, технической эстетике, психологии труда, теории проектирования, общей теории систем.
Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности. Выводы этой науки особенно важны в химических и металлургических производствах, ядерной энергетике, при работе на большой высоте, при низких и высоких температурах, других экстремальных условиях.
Социология труда исследует взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Прежде всего анализируются проблемы, обусловленные различием людей по таким признакам, как пол, возраст, национальность, раса, образование, воспитание, политическая ориентация, имущественное
1.4. Структура наук о труде и персонале
35
положение, отношение к религии, место в иерархии предприятия.
Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.
Наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов и рабочих мест. Общепризнано, что важнейшей проблемой организации труда является оптимизация взаимодействия работников, т. е. разделения и кооперации труда.
Наряду с этим многие российские специалисты трактуют предмет науки об организации труда значительно шире, включая в эту науку проблемы условий, нормирования и оплаты труда, подготовки кадров и мотивации труда. При таком понимании предметы организации труда и управления человеческими ресурсами практически совпадают.
Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Некоторые авторы относят к экономике труда и проблемы нормирования.
Нормирование труда как наука исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования.
К науке об управлении персоналом принято относить проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управлен

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100